Информациионное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Мне понравилось определение знания, которое я вычитал в книге «Управление знаниями. Полное руководство». Мелисси Клеммонс Румизен. “Информация в контексте, способная произвести пробуждающее к действиям понимание”. Теперь обращаю внимание на объяснения понятия знание в других текстах. Сейчас составляю MindMap карту по книге Джозеф Яффе “Up&Down реклама: жизнь после смерти”.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. От информации к мудрости.........................................................5
Глава 2. Система DIKW...............................................................................................7
Глава 3. Управление знаниями...................................................................................9
3.1 История развития концепции управления знаниями...............................9
3.2 Знания.........................................................................................................11
3.3 Виды знаний..............................................................................................13
3.4 Знаниевый процесс (Жизненный цикл знания)......................................14
3.5 Модель знаний...........................................................................................14
3.6 Система знаний..........................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы....................................................................................................21

Файлы: 1 файл

ПАСХИН РЕФЕРАТ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Знания не только представляют собой самостоятельную  ценность, но и порождают мультипликативный  эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Информация  и знания, составляющие основу интеллектуального  капитала, обладают рядом специфических  характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических  ресурсов организации:

 

  • ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;
  • в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;
  • между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия.

это необходимая информация, используемая по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами  и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

 

3.3 Виды  знаний

 

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но многие не знают даже этого»

Сократ

Знания могут  быть явными и неявными, программируемыми и непрограммируемыми, для меня наиболее интересным стало разделение знаний по следующему принципу:

 

  

 

3.4. Знаниевый процесс (Жизненный цикл знания)

 

Девенпорт и  Прусак отмечают, что «знания — это жидкая смесь оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы».

Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний — модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

  • социализации (Socialization): превращению неявных знаний в неявные;
  • комбинации (Combination): обращению явных знаний в явные;
  • экстернализации (Externalization): превращению неявных знаний в явные;
  • интернализации (Internalization): превращению явных знаний в неявные.

В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации  к другому, например, с помощью  наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой  процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация — превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

Основное  внимание авторы уделяют неформализованному знанию — предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме - Почему это стремление не будет иметь результата? Авторы статьи преподносят это как факт и мистифицируют неявные знания.

 

3.5. Модель  знаний

 

Для каждой фирмы  характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

Последовательное  чередование четырех процессов — социализация, экстернализация, комбинация, интернализация — создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

  • создание новых знаний;
  • использование имеющихся знаний при принятии решений;
  • воплощение знаний в продуктах и услугах;
  • передача существующих знаний из одной части организации в другую;
  • обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний.

В продолжение темы моделей процесса управления знанием можно предложить такую версию модели, включающую следующие этапы (определение этапов представлено на рисунке):

 

 

  1. Создание 
  2. Извлечение
  3. Организация
  4. Фильтрация
  5. Передача
  6. Применение

Мы  так и не успели найти истину в  знаниевом процессе, но надеемся продолжить поиски на следующих семинарах. Но, может быть, у вас уже сейчас есть предложения?

 

3.6. Система  знаний

 

Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных  организациях» Б. З. Мильнер. выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

  • человеческие;
  • технологические;
  • организационные.

Культура является важнейшей проблемой в сфере  знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или  изолированности в организации) создает или разрушает систему  управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

Технология  не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень  важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

Структура организационных  знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

Таким образом, с точки зрения менеджмента  знаний, суть фирмы заключается в  ее потенциале создания, передачи, собирания  воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

“Знаниевое” определение понятия информации раскрывает связь этих двух важнейших понятий, оно указывает подчиненное отношение информации по отношению к знаниям: субъект воспринимает те или иные виды информации в зависимости от сложившихся знаний. Эти зависимости описываются т.н. “информационными моделями”, которые связывают, например, актуальную информацию о курсах валют со знаниями о финансовой коньюнктуре. Здесь мы сталкиваемся с проблемой разнообразия знаний и соответствующей им информации, в силу которой оказывается невозможно рассмотреть отношения между ними (И — З), как, например, это было показано по таблице 1 выше.

Проведенный анализ отношений между информационными  понятиями, который основывался  на рассмотрении их как языковых понятий, позволяет предложить следующие  определения понятий информации, знания и данных.

Информация  — результат восприятия и интерпретации  данных, выраженный в осмысленной  совокупности слов.

Знания —  отражение окружающего мира в  сознании в результате интерпретации  и обработки информации.

Данные —  форма представления информации, различные формы представления информации имеют различные количественные, включая комбинаторные, свойства.

Они актуальны  не только для информационных технологий, для которых терминологическая  путаница, расплывчатость в определении  этих широко понятий оказывается серьезным препятствием не только в их преподавании. Они могут послужить развитию философии информатики и методологических основ современной инженерии знаний.

Список  литературы

 

 

1. Джо Мараско "IT-проекты: Фронтовые очерки"

2. Мате Э., Тиксье Д. Логистика. С-Петербург: Дом «Нева», 2003. 120 с.

3. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории (1984)

4. Латыпов И. А. Собственность на информацию как социально-философская проблема: монография / Федеральное агентство по образованию. — Ижевск Удмуртский ун-т, 2007.

5. Седякин В.П. Информационный миф и паранаука. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции "Математика, информатика, естествознание в экономике и обществе". М. Изд. МФЮА. 2008

6.  Blunt, R. Knowledge Management in the New Economy. — iUniverse, 2001. — ISBN 9780595167241

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Информациионное общество