Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:05, контрольная работа
В настоящее время информация считается стратегическим национальным ресурсом - одним из основных богатств страны. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце 80-х годов превысил 500 млрд. долларов, а в настоящее время он превышает 2 трлн. долларов. В развитых странах это производство занимает первое место, как по объему, так и по числу занятых в нем людей. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества (как и основная - экономическая) приобретают новые качества - гибкость, динамичность. Однако одновременно возрастает и потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.1 Защита информации – приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России 3
1.2 Практическое применение средств криптографической защиты в информационных системах 7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1 Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации 11
2.2 Информационное законодательство – основной источник информационного права 13
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
3.1 Правовые категории информационного законодательства 16
3.2 Формирование политики информационного законодательства 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Контрольная работа
По курсу: «Информационные технологии»
на тему: «Информационная безопасность и ее место в системе обеспечения национальной безопасности»
Ижевск
ОГЛАВЛЕНИЕ
В настоящее время информация считается стратегическим национальным ресурсом - одним из основных богатств страны. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце 80-х годов превысил 500 млрд. долларов, а в настоящее время он превышает 2 трлн. долларов. В развитых странах это производство занимает первое место, как по объему, так и по числу занятых в нем людей. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества (как и основная - экономическая) приобретают новые качества - гибкость, динамичность. Однако одновременно возрастает и потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия. Международные эксперты по вопросам информатики считают, что на смену опасности возникновения ядерной катастрофы может прийти угроза развязывания войны, которая примет новые формы. Это будет борьба, направленная против стран, обладающих передовой технологией, в целях создания хаоса в информационных структурах и порождения экономической катастрофы.
Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю.А.Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны.
Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.
Важным этапом
становления и
Для организации и координации работ в этой области решением правительства 18 декабря 1973 г. была создана Государственная техническая комиссия СССР. Тогда же начала формироваться система научного обеспечения комплексного противодействия иностранным техническим разведкам. В 1974 г были сформированы концептуальные, организационные, научно-методологические и нормативные основы противодействия иностранным техническим разведкам (ПДИТР) и развернута большая практическая работа. В 80-е гг. была разработана цельная концепция по противодействию иностранной технической разведке. Совершенствовались нормативная база, методы и средства контроля. К началу 90-х гг. произошли качественные изменения в военно-политической и научно-технической сферах, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области защиты информации в целом.
Во-первых, информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обращающейся в технических средствах ее передачи и обработки.
Во-вторых, в России отошла в прошлое фактическая государственная монополия на информационные ресурсы, в частности получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию.
В-третьих, прежний административный механизм управления защитой информации стал и невозможен, и неэффективен, в то же время необходимость межведомственной координации в сфере защиты информации объективно возросла.
В-четвертых, завершилась острая военно-политическая конфронтация между СССР и странами НАТО, начавшееся контролируемое сокращение вооружений и развитие мер доверия в военной области потребовали обеспечить разумное сочетание мер открытости и мер по защите государственной тайны.
В-пятых, в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, облегчавшие защиту информации, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.
Следует особо отметить, что политическая ситуация, сложившаяся в мире в результате прекращения «холодной войны» между Западом и Востоком, по существу не затронула такого ее атрибута, как разведка. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности. Наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интереса все в большей вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий.
В этих условиях слепое следование оправдавшим себя в прошлом решениям непременно привело бы к ущербу государственным интересам России в военной, политической, экономической и других областях. Требовалось совершенствование как сложившейся системы защиты информации в организационном плане, так и концептуальных, методологических подходов к защите информации от иностранной технической разведки и от ее утечки техническим каналам.
Высшими органами государственной власти Российской Федерации был предпринят ряд принципиально важных шагов. В частности, Указом Президента в январе 1992 г. на базе Гостехкомиссии СССР был создан государственный орган более высокого статуса - Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России)1.
В настоящее
время большие изменения
Произошло структурное совершенствование существующей системы органов защиты государственной тайны. Ее основным элементом стала Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, предназначенная для координации всей деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений организаций в этой области. Одними из главных результатов этой деятельности явились подготовка и утверждение Президентом Российской Федерации Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, и государственной программы по обеспечению защиты государственной тайны на 1996-1997 гг. (6) Опубликование в открытой печати «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (7), открыло новый этап в обеспечении защиты информации, составляющей государственную тайну, явилось реальным результатом демократизации России в части открытости и гласности.
В последнее время
широкое распространение
Законодательством Российской
Федерации, как и во многих передовых
развитых странах, регулирование деятельности
в области защиты информации отнесено
к компетенции федеральных органов, среди
которых можно выделить Гостехкомиссию
и ФСБ России. В соответствии с проведенными
в 2003г. мероприятиями по совершенствованию
государственного управления в области
безопасности Российской Федерации, регулирование
деятельности в области защиты информации
криптографическими методами отнесено
к ведению ФСБ России (ранее эту функцию
выполняло ФАПСИ). Названными выше организациями
определяется порядок разработки и использования
средств защиты информации, разрабатываются
требования к средствам защиты в зависимости
от важности защищаемой информации, сертифицируются
разработанные средства защиты, выдаются
лицензии на право разработки, производства
и эксплуатации средств защиты. Принимая
во внимание тот факт, что гражданам необходимы
гарантии сохранения тайны их частной
жизни, неприкосновенность имущества
при осуществлении документированных
операций с ним (например, операций с банковскими
вкладами), а также возможность получать
достоверную информацию из государственных
органов, применяемые технические средства
защиты информации должны иметь достаточно
высокие характеристики по надежности
защиты информации. Применение криптографических
методов и средств защиты информации при
современном уровне развития криптографии
и электронных технологий является, как
правило, экономически более предпочтительным
по сравнению с другими мерами защиты.
Точнее, применение криптографических
методов в комплексе с другими мерами
является в ряде случаев обязательным
условием надежной защиты перспективных
информационно-
К настоящему времени отечественными предприятиями-разработчиками создан достаточно широкий спектр средств криптографической защиты информации, позволяющий обеспечивать защиту многих современных технологий обработки информации. Эти средства обеспечивают возможность защиты информации, обрабатываемой под управлением различных операционных систем и передаваемой по всевозможным каналам связи в соответствии с различными протоколами. ФСБ и ФСО сертифицировано 87 криптографических средств, предназначенных для защиты конфиденциальной информации. Необходимо отметить, что у нас в стране уже давно действует стандарт на криптографический алгоритм шифрования ГОСТ-28147, а также разработан и в 2001 году введен в действие новый стандарт ЭЦП ГОСТ Р 34.10-2001, по своим криптографическим свойствам не уступающий лучшим зарубежным стандартам. В 2004 году разработан межгосударственный стандарт ЭЦП стран СНГ ГОСТ 34.310-2004, который призван обеспечить защиту подлинности информации при организации защищенного документооборота с организациями и фирмами стран СНГ. К настоящему времени у нас в стране только ФСБ и ФАПСИ лицензировало порядка 300 организаций, которым дано право на разработку и производство средств криптографической защиты. Выдано 3500 лицензий на право распространения и эксплуатации криптографических средств защиты. При этом указанные лицензии получили организации, осуществляющие свою деятельность во всех экономически развитых регионах, и география лицензиатов охватывает всю территорию Российской Федерации. Одним из важных аспектов обеспечения возможности организации информационного взаимодействия регионов на всех уровнях (внутрирегиональный, межрегиональный, связь регионов с Центром и т.п.) является проблема подключения к сети Internet в так называемом информационно безопасном варианте. Необходимо отметить, что 12 мая 2004 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена». В соответствии с этим Указом субъектам международного информационного обмена в Российской Федерации запрещается включение в состав средств международного информационного обмена, в том числе и в сеть «Интернет», информационных систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, в которых обрабатывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, либо служебная информация ограниченного распространения, а также запрещается подключать системы, для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам. В качестве примера можно привести то обстоятельство, что в настоящее время создан и успешно функционирует Центр мониторинга, который обеспечивает оперативное обнаружение и установку источника компьютерных атак и вирусных заражений, направленных на информационные ресурсы органов государственной власти, включая и атаки, поступающие из сети Интернет.