Информационная безопасность и ее место в системе обеспечения национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время информация считается стратегическим национальным ресурсом - одним из основных богатств страны. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце 80-х годов превысил 500 млрд. долларов, а в настоящее время он превышает 2 трлн. долларов. В развитых странах это производство занимает первое место, как по объему, так и по числу занятых в нем людей. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества (как и основная - экономическая) приобретают новые качества - гибкость, динамичность. Однако одновременно возрастает и потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.1 Защита информации – приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России 3
1.2 Практическое применение средств криптографической защиты в информационных системах 7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1 Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации 11
2.2 Информационное законодательство – основной источник информационного права 13
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
3.1 Правовые категории информационного законодательства 16
3.2 Формирование политики информационного законодательства 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Информационная безопасность России.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, правовые дефиниции и образуемые на их основе поисковые слова и словосочетания - важнейшая часть инструментария составителей нормативно-правовых актов, органов, принимающих и издающих такие акты, а также организаторов и персонала информационно-поисковых, аналитических и экспертных систем, обслуживающих интересы и потребности различных категорий пользователей, и, наконец, самих пользователей, которые при наличии техники имеют широкие возможности самостоятельно обращаться с информационными системами.

3.2 Формирование политики информационного законодательства

 

Началом формирования законодательства России в информационной сфере можно  считать 1992г., когда были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране технологий интегральных микросхем. С момента принятия базового Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» прошло более 10 лет. За это время сформировался достаточно разнообразный массив законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в областях:

- формирования и использования информационных ресурсов;

- создания и использования информационных технологий;

- формирования необходимой инфраструктуры для информатизации на федеральном, региональном, отраслевом, ведомственном уровнях, в структурах местного самоуправления, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан, средств массовой информации, различных юридических лиц, других структур общества.

Сегодня никого не удивит констатация факта, что решается задача формирования информационного  общества, что Россия заняла свою нишу и структуре Интернета и что  население, производственные, научные  и управленческие структуры широко пользуются глобальными сетями для получения необходимой информации и представления своей собственной для обозрения всеми заинтересованными пользователями всемирной паутины.

Действующая нормативно-правовая основа практической информатики (так называется совокупность и взаимодействие информационных ресурсов, технологий, средств и сетей связи - коммуникаций), представляет достаточно сложное образование. Все уровни законодательства имеют самое непосредственное отношение к регулированию информационной деятельности, отношений, процессов реальной информатики, обеспечивают формирование многообразия информационной среды, а, в конечном счете, и всей информационной сферы.

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы содержат немало норм, напрямую посвященных проблемам информации и информатизации, действует более десятка специальных федеральных законов, имеющих своим предметом исключительно информацию или инфраструктуру информатизации. Множество норм об информационных отношениях рассредоточены по другим федеральным законам. В рассматриваемый период шло активное формирование информационного законодательства субъектов Российской Федерации: около сорока ее субъектов имеют специальные законы либо об информационных ресурсах, либо об информатизации региона.

Жизнь ставит все новые и новые проблемы, которые не могут быть решены без участия права. Процессы глобализации в экономической, культурной, научной и иных областях жизни могут быть реализованы только на основе информационных технологий, которые формируют инфраструктуру обмена документами, мнениями, знаниями и позволяют принимать соответствующие решения. Остро стоит вопрос не только о развитии и применении международного законодательства, международного частного права, но и о гармонизации правовых норм в случаях, когда отношения проходят через ряд границ и систем права. Глобализация диктует вопросы о формировании наднационального права и создании соответствующей нормативной базы.

Закономерно ставить  вопрос о включении в этот ранг и информационных отношений, выходящих за рамки национального регулирования.

Учитывая интерес населения  ко всем событиям как внутри страны, так и за рубежом, чувствительность к состоянию дел средств массовой информации, к государственным решениям по всем проблемам жизни общества и граждан, можно с уверенностью утверждать, что развитие законодательства к области информационной сферы включает понятие «законность» и «беззаконие» и что состояние правовой основы информатики в социальном ее облике - один из острейших вопросов общественного интереса и безопасности не только в информационной сфере.

Призывы к деполитизации  общества, к деидеологизации, к разгосударствлению жизни с середины 80-х годов  нанесли огромный ущерб массовому  сознанию в оценке и доверии к  государственным, а следовательно, и к правовым институтам. В то же время на основе развития концепций элитарности определенных кругов общества, опирающихся на механизмы полугласного признания ценза собственников, обеспечили выброс в сферу политики самых разных сил. И в сфере информационной деятельности на первом месте стоит вопрос не об удовлетворении потребностей общества в целом (именно это диктуется природой глобализации), а вопросы завоевания монополии, достижения дохода.

Действуют и традиции, согласно которым государство и  общество находятся в конфронтации и именно государство обязано быть открытым (голос налогоплательщика) и прозрачным, что совсем не обязательно для других структур - негосударственных. Система тайн не балансируется в идеале. Государственная тайна - это обеспечение интересов «всех», всей страны, а коммерческая, частная, личная - сфера отдельных субъектов, как бы отстраненных от забот и притязаний социума.

За последнее время  выстроилась линия «государственная безопасность, судебная, правовая, экономическая, административная, военная реформы». Такого изобилия концепций, доктрин, прогнозов, стратегий страна не знала давно. Постепенно политика государства приобретает систему. В ней не последнее место занимают проблемы информационной сферы. Доктрина информационной безопасности органически вытекает из Концепции государственной безопасности и создает импульс для постановки и решения очень сложных для общества вопросов в этой предметной области.

Осмысление проблем  информационных процессов в настоящее  время идет почти во всех направлениях современной науки - философии, социологии, психологии, политологии, праве, экономических науках, математике, логике, лингвистике и т.д. Все стороны научного понимания мироздания и социальной жизни затронуты процессами информатизации, компьютеризации общества. Общество нуждается в выстраивании правил поведения, правил отношений различных субъектов в новых условиях. Нужны не только коридоры власти, но и системы регуляторов, создающие необходимые указатели, куда и как идти и чего нельзя допускать при этом в целях сохранения безопасности человека, его ассоциаций, государства и иных обеспечивающих безопасность институтов общества.

Теоpeтических правовых исследований в области информационного права  пока немного. Преобладают исследования прикладного характера, публикации малых, журнальных форм. И все же в этой области уже накоплены знания, которые приближают возможность структурировать область правовых исследований по информационной проблематике. Большинство из них ориентировано на законодательную, нормативную область права, что характеризует центростремительную технологию формирования правовой науки в данной области. Весьма существенной проблемой является и исследование вопросов, связанных с влиянием информатики на всю систему правовой науки и правовую систему в целом, на государственное управление. Это специальные проблемы, и они еще требуют своего развития, нежели простая констатация факта наличия новых факторов социального значения. Проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации следующим образом формулирует национальные интересы России в информационной сфере. Это сфера общественной жизни, образуемая совокупностью субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования в информационной сфере; информационной инфраструктуры; общественных отношений в области работы с информацией.

Однако в настоящее время есть немало вопросов, возникающих в связи с отсутствием так необходимой координации в любом деле, а в развитии нормативно-правовой основы – в особенности. Единого центра, который бы аккумулировал все наиболее значимые для развития страны информационные проблемы нет. Важнейшими центрами являются Правительство РФ и Совет Безопасности и множество органов исполнительной власти России. Наибольшее внимание данным вопросам в соответствии со своей компетенцией уделяют Минсвязи, Минюст России, ФСБ России и некоторые другие структуры. Но проблемы перспектив развития законодательства все же оказываются размытыми, и в структуру законодательной власти - в Федеральное Собрание РФ поступают предложения от многих инициаторов, не будучи скоординированными и ориентированными на генеральные направления. Тем не менее в настоящее время обстановка меняется под влиянием идей Доктрины информационной безопасности и развивающей ее Концепции развития правовой основы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информационная безопасность общества, государства характеризуется  степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и.

Основой их защищенности должна стать законодательная основа защиты государственной тайны.

Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Речь идет о том, что в процессе дополнений и изменений базового Закона и законов субъектов России необходимо уделить большее внимание означенным вопросам. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника.

Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.

В 2003 году только на сайт Президента Российской Федерации было осуществлено около 100 тысяч компьютерных атак. Всего же количество зарегистрированных атак на Интернет - представительства органов государственной власти Российской Федерации только в 2003 году превысило величину 730 тысяч. Все компьютерные атаки были успешно нейтрализованы средствами защиты сайтов, разработанными специалистами Центра.

ФСБ и ФСО сертифицировано 87 криптографических средств, предназначенных для защиты конфиденциальной информации, К настоящему времени у нас в стране только ФСБ и ФСО лицензировало порядка 300 организаций, которым дано право на разработку и производство средств криптографической защиты. Выдано 3500 лицензий на право распространения и эксплуатации криптографических средств защиты. При этом указанные лицензии получили организации, осуществляющие свою деятельность во всех экономически развитых регионах, и география лицензиатов охватывает всю территорию Российской Федерации.

В заключении необходимо сказать, что информационная безопасность России является базовой составляющей национальной безопасности России. Она  напрямую влияет на эффективную работу органов государственной власти, является неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом.

Излишняя открытость России в 90-х годах в период так  называемой «демократизации» общества привела к крупным потерям, как  в экономической, так и в политической составляющей Российской Федерации.

Внедрение современных  технологий и законодательная основа защиты государственной тайны должна стать мощным звеном в укреплении вертикали власти в России и ее становлении как экономически и  политически сильного государства  на мировой арене.

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты:

1. Конституция Российской  Федерации М. Юридическая литература, 2003.

2. Федеральный закон  от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной  тайне», Федеральный закон от 06 октября  1997г. № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне».

3. Федеральный закон  от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об  информации, информатизации и защите  информации» (принят государственной  Думой 25 января 1995г.).

4. Указ Президента РФ от 15 марта 2000г. № 511 «О Классификаторе правовых актов».

5. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства».

6. Указ Президента РФ от 12 мая 2004г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24)).

8. Указ Президента РФ от 19 февраля 1999г. № 212 «Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации».

9. Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 19 февраля 1999г. № 212).

10. Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 1996г. № 346).

11. Указ Президента РФ от 24 января 1998г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

12. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена"

13. Указ Президента РФ от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации"

14. Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2004 г. N 311)

Информация о работе Информационная безопасность и ее место в системе обеспечения национальной безопасности