Информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие информационной культуры и выяснить ее роль.
Для достижения целей данного исследования необходимо решение следующих задач:
раскрыть понятие информационной культуры и ее составляющие;
раскрыть понятие информационного поведения;
проанализировать информационную культуру в обществе.

Содержание работы

Введение
I. Информационная культура и ее составляющие
II. Информационное поведение. Поведение пользователей Интернет
III. Информационная культура и информационное общество
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по информационным технологиям.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Кафедра:

«Математики и информационных технологий»

Реферат по дисциплине:

 «Информационные технологии  в юридической деятельности» 

на тему:

«Информационная культура».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

102 группы

Боровлева М.А.

Проверила Клименко О.С..

 

 

 

         

Орёл, 2012

 

План

Введение

I.   Информационная культура и ее составляющие

II. Информационное поведение. Поведение пользователей Интернет

III. Информационная культура и информационное общество

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными  изменениями в сфере взаимодействия человека и информации.

Впервые за всю историю  человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации.

Построение информационного  общества, по праву, относится к числу  приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что в период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами, технологиями работы.

Новые условия порождают  зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому необходимо научиться такой технологии работы, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Именно для отражения этого факта можно использовать термин «информационная культура».

Цель работы – раскрыть понятие информационной культуры и выяснить ее роль.

Для достижения целей  данного исследования необходимо решение следующих задач:

  • раскрыть понятие информационной культуры и ее составляющие;
  • раскрыть понятие информационного поведения;
  • проанализировать информационную культуру в обществе.

I.   Информационная культура и ее составляющие

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути.

Под информационной культурой обычно понимают область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации.

Это дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.

В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства.

В технико-технологическом  смысле информационная культура –  это оптимальные способы обращения  со знаками, данными, информацией и  представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации.

Признаком информационной культуры является не только получение  самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.

Информационную культуру  личности  следует  изучать  и формировать  в  контексте  умений  и  навыков  самостоятельного  наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной  жизнью. И   тогда   понятие   "информационная   культура"   включит   очень   многие составляющие:

  • культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);
  • культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого направления;
  • осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);
  • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент - анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);
  • умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы;
  • понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности;
  • стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
  • воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания;
  • умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
  • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и  приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

С целью повышения  своей практической значимости и  в зависимости от способов жизнедеятельности  людей информационная культура выступает  в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д. Так, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры:

  1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других.
  2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности.
  3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу.
  4. Культура открытости. Здесь менеджеры и служащие открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен, ищут способы прорыва к конкурентоспособности.

В зависимости  от субъекта, который выступает носителем  информационной

культуры, последнюю  можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Информационное поведение.

Информационная  культура проявляется в информационном поведении  людей. Под информационным  поведением  мы  понимаем  образ  действий,  совокупность усилий, предпринимаемых человеком для  получения-усвоения  и  использования-создания нового знания, его передачи и распространения в обществе.

Мы  обосновываем  необходимость  изучения  информационного  поведения специалистов  как  основания  для  социальной  дифференциации.  С  развитием цивилизации становится все более очевидным, что  люди  без  образования,  не умеющие   самостоятельно   наращивать   профессиональные   знания   и,   при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за  грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства  связывали с происхождением и наличием гражданских  прав,  собственностью  и  доходами, положением в социальной  структуре  общества,  сегодня  фактором  расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся  в  информационном поведении.

      Информационное  поведение,  с  одной  стороны,   отражает   активность личности   как   познающего   субъекта,   его   умение   ориентироваться   в информационном пространстве.

С другой стороны,  в  информационном  поведении проявляется степень  доступности  и  комфортности  использования  совокупных информационных  ресурсов  или,  иными  словами,  те   возможности,   которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться  как  профессионалу и личности. Представляется, что  в  самое  ближайшее  время  судьба  каждого конкретного  человека  будет  зависеть  от  того,  насколько   он   способен своевременно  находить,  получать,  адекватно  воспринимать  и   продуктивно использовать новую информацию (точнее, новое знание)  в  своей  повседневной жизни.

С 1996 г. кафедра  научно-технической  информации  СПбГУК  совместно  с библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование  информационного  поведения студентов, аспирантов и преподавателей.  Результаты  исследования  показали, что  оказалось  возможным  выделить  три  категории  респондентов,   условно названных "элитной", "средней" и  "низшей"  группами.  Критерием  для  такой дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:

  • знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;
  • уровня компьютерной грамотности;
  • интенсивности использования фондов различных библиотек города;
  • использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях).

Стало очевидным, что студенты, включенные  в  "элитную"  группу,  чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу  действий,  в  том  числе,  в плане дальнейшего  наращивания  профессиональных  знаний.  Они  чаще  других приобретают профессиональную литературу в личное пользование,  имеют  доступ к коммерческим  БД,  высоко  ценят  возможности  профессионального  общения, напрямую  связывают  уровень  информационной  обеспеченности  с  успешностью учебной и профессиональной деятельности.

Полученные  результаты  свидетельствуют  о   правомерности   гипотезы, рассматривающей информационное поведение как значимое  основание  социальной дифференциации общества.

          Уровень  информационной  культуры   ощутимо   влияет   на   успешность жизнедеятельности  личности  и  расширяет  свободу  действий   человека.   В настоящее  время  умение  находить  и  использовать  информацию  влияют   на социальный  статус  в  не  меньшей  степени,  чем  полученное   образование, экономическое и социальное положение  семьи  и  другие  социальные  факторы.

Информация о работе Информационная культура