Информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие информационной культуры и выяснить ее роль.
Для достижения целей данного исследования необходимо решение следующих задач:
раскрыть понятие информационной культуры и ее составляющие;
раскрыть понятие информационного поведения;
проанализировать информационную культуру в обществе.

Содержание работы

Введение
I. Информационная культура и ее составляющие
II. Информационное поведение. Поведение пользователей Интернет
III. Информационная культура и информационное общество
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по информационным технологиям.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Можно предвидеть время, когда условием вхождения  в  интеллектуальную  элиту станет уровень информационной культуры личности.

Доказано, что  информационное  поведение различных социальных  групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика  изучения информационного  поведения  людей,   пригодная   для   целей   стратификации общества.   Предложена   модель   эталонного    информационного    поведения специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты:

  • осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;
  • ориентация на мировые информационные ресурсы;
  • комплексное использование различных каналов получения информации;
  • способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности;
  • стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;
  • активность в распространении нового знания;
  • соблюдение этических норм делового общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Информационная культура и информационное общество

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала  с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных  злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с  помощью компьютеров, к появлению  опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулированию общественным мнением, компьютерному пиратству. Эта проблема глобальна и очень важна.

В нашей стране решение  этой проблемы находится на начальной  стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Сегодня есть все основания  говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать  элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах  группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

          Так, Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя  не  видеть  и сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной  трактовки. Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы  объясняется, с  одной  стороны,  тем,  культура   –  многогранный   социальный   феномен, включающей в себя разнообразные элементы –  от   материального  производства до таких   элитарных  сфер,  как  искусство,  философия  и  другие  духовные области.

С  другой  стороны, самой технике  тоже  не  занимать  сложности,  она  включает  в  себя  самые разнокачественные артефакты – от  молотка  до  компьютера.  Здесь  тоже  нет места стандартному взаимоотношению различных видов технических  устройств  с культурой. Наконец, следует  учесть  и  то  обстоятельство,  что  в  процесс взаимовлияния  культуры  и  техники  почти  всегда  вплетаются   социальные, политические, философские, моральные и иные обстоятельства.

Вопрос о  воздействии техники на культуру  приобрел особую актуальность в  условиях формирования информационного общества, когда радио  и  телефоны, телевизоры и магнитофоны, принтеры и  сканеры,  калькуляторы  и  компьютеры, международная информационная  система  Интернет  и  специализированные  Сети оказывают все  возрастающее  и  сложное   воздействие  не  только  на  сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но  и  на ее духовную  жизнь. 

 

 

 

 

Заключение

Итак, информационная культура – это совокупность системных  сведений об:

  • основных методах представления и добывания знаний;
  • умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются  с использованием современных информационных технологий, таких как Интернет.

Иными словами, информационная культура – это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составными частями информационной культуры являются компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего навигации при поиске информационных ресурсов). Высокая информационная культура предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющиеся у человека знания и умение адекватно интерпретировать формализованные описания.

Проявлением информационной культуры является информационное поведение. Уровень информационной культуры влияет на успешность жизнедеятельности личности, расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить информацию влияют на социальный статус не меньше, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие факторы.

Каждый человек, живущий  в век информационных технологий построения информационного общества, должен обладать информационной культурой.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 5-10 с.

2. Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальности формирования технологической культуры личности на современном этапе развития общества // Научно-методический журнал Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Выпуск 6, Тамбов 2000. С.36-40.

3. Брановский Ю., Беляева А. Работа  в информационной среде//Высшее  образование в России. - 2002. - №  1. – С. 81 - 87.

4. Минкина В. Информационная  культура и способность к рефлексии  // Высшее образование в России. 1995. № 4

5. Антонова С. Г. Информационная культура      личности. Вопросы формирования. //

Высшее образование в России – 1994 - №1      – с. 82 -87.

Негодаев И.А. На путях к информационному

обществу. Ростов-на-Дону-1999.


Информация о работе Информационная культура