Информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации (Шумер, Египет), в античном мире (Эллада, Римская империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества. В настоящее время, на пороге информационного общества социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.

Файлы: 1 файл

Информационная культура.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Информационная культура

 

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море "не утонуть", необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации (Шумер, Египет), в античном мире (Эллада, Римская империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества. В настоящее время, на пороге информационного общества социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.

Создание и редактирование документов с помощью компьютера, т. е. овладение офисными информационными технологиями, становится в информационном обществе социально необходимым умением - достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.

Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Дома вы можете привести в порядок фотоархив семьи, отсканировав старые фотографии и поместив их в упорядоченном виде в компьютерный фотоальбом, в процессе обучения вы можете подготовить реферат с иллюстрациями, в процессе профессиональной деятельности - подготовить компьютерную презентацию о деятельности вашей фирмы. Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.

В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.

Использование электронных таблиц сделает более простым и наглядным исследование и построение графиков функций в математике, планирование и ведение домашнего бюджета, автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию и телефон.

Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать ^ля хранения такой информации компьютерную базу данных "Записная книжка". При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.

Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования языков визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения, создавать и исследовать модели различных объектов и процессов, разрабатывать динамические Web-сайты и т. д.

Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т. е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и т. д. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.

Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но также предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты или в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и т. д.

 

 

 

Государственная система научно-технической информации РК

РГП Национальный центр научно-технической информации РК, был создан по Постановлению Правительства № 929 от 20 сентября 2005г. На базе Казахского государственного Научно-исследовательского института научно-технической информации (КазгосИНТИ) путем слияния Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ). Центр занимается вопросами создания государственных ресурсов НТИ в научно-технической сфере страны, включая информацию о научном потенциале в целом.

 Осуществляет сбор, обработку, анализ документальных потоков  — защищенных в республике  докторских и кандидатских диссертаций, отчетов о НИОКР, научно-технических программ, депонированных научных работ, публикаций казахстанских ученых — свыше 10 тыс. ед. ежегодно. А также обеспечивает доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам коллективных и индивидуальных абонентов, в том числе органов государственного управления РК, и предоставляет на этой основе весь спектр информационных услуг.

 НЦНТИ является:

Головной организацией республиканской целевой научно-технической программы (РЦНТП) "Развитие государственной системы научно-технической информации Республики Казахстан";

Национальным выделенным центром Международной информационной системы по окружающей среде UNER/INFOTERA, г. Найроби;

членом Международной информационной системы AGRIS/CARIS-FAO, г. Рим;

членом Казахстанского информационного центра Международной системы по ядерной энергетике INIS г. Вена;

ассоциированным членом Международного центра научной и технической информации, г. Москва.

Национальный центр научно-технической информации Республики Казахстан

Миссия: Создание единого информационного пространства, обеспечивающего участникам национальной инновационной системы комплекс информационных и экспертно-аналитических услуг.

Основные функции

 

• формирование системы научно-технической информации и информационных ресурсов в сфере науки, технологий и инноваций;

 

• оценка научно-технического потенциала и проведения научных и аналитических исследований в области влияния технологий на развитие общества и экономики;

 

• анализ научного обеспечения отраслей экономики и действующих приоритетов научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Основные направления деятельности

1. Информационное обеспечение научно-технического  развития:

• крупнейшие в Казахстане банки и базы данных научно-технической информации (34 БД собственной генерации, более 136 тыс. док.);

• фонды непубликуемых документов: более 18 тыс. отчетов о НИОКР, более 22 тыс. диссертаций, 11 тыс. депонированных работ;

• Республиканский патентный фонд, содержит более 38 млн документов;

• База данных «Эксперт» содержит сведения о более 8 тыс. экспертах, включая более 600 зарубежных;

• База данных «Новые технологии», содержит более 2,2 тыс. разработок;

• Национальный научный портал www.nauka.kz (в среднем порядка 1 тыс. посетителей в день);

• Зарубежные базы данных (InspecDirect, Thomson Reuters, ВИНИТИ, ВНТИЦ, Science, Scopus).

2. Экспертно-аналитическое обеспечение  научно-технического развития:

• Научно-техническая экспертиза ежегодно порядка 1,5 тыс. программ и проектов;

• Оценка научно-технического потенциала (научный аудит, МЭС);

• Научная обработка ежегодно порядка 12 тыс. публикаций казахстанских ученых и подготовка на ее основе реферативных журналов (в печатном и электронном виде);

• Наукометрический анализ цитируемости более 300 наименований журналов или свыше 18 тыс. научных статей.

3. Зарубежные партнеры:

Азербайджан: Центральная научная библиотека Национальной Академии Наук Азербайджана, Центр научных инноваций Национальной Академии Наук Азербайджана.

Армения: Национальная академия наук Республики Армении, Армянский центр научно-технической информации.

Беларусь: Центральная научная библиотека им. Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси, Национальный центр информационных ресурсов и технологии, Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, Республиканский центр трансферта технологии, Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси.

Великобритания: Институт Инжиниринга и Технологии Великобритании.

Германия: International bureau of Federal Ministry of Science and Education, Innowise GmbH , Materials Science International Services GmbH.

Грузия: Грузинский институт научно-технической информации «Техинформи».

Китай: Институт научно-технической информации.

Корея: Korea Electronic Technology Institute, Small & Medium Business Corporation, TRICOS CO.LTD, KICOX.K.I.C.C.

Латвия: Латвийская академическая библиотека.

Россия:Учреждение Российской академии наук Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Государственная публичная научно-техническая библиотека, Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-технический информационный центр» (ВНТИЦ),ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Всероссийский научно исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Северо-Западный центр венчурных инвестиций.

Соединенные Штаты Америки: Национальная академия наук, Thomson Scientific Inc., American Association for the Advancement of Science (AAAS), Фонд гражданских исследований и разработок.

Таджикистан: -ГУ «Национальный патентно-информационный центр».

Украина: Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского, «Государственный институт интеллектуальной собственности», Украинский институт научно-технической и экономической информации

Узбекистан: Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои , ГУП Научно-техническая информация.

АО «НЦНТИ» является членом следующих организаций международного уровня:

Международный координационный совет по научно-технической информации (МКСНТИ);

Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ);

Европейский Инновационный Альянс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск информации по аналитическим запросам

Структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиции пользователя. Основные типы запросов пользователей. Справочно-библиографический аппарат – основа выполнения многообразных запросов пользователей. Структура справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки. Электронный каталог в составе СБА современной библиотеки. Сводные каталоги корпоративных библиотечно-информационных систем.

 Зависимость между типом  информационного запроса и источником  разыскания (элементами справочно-библиографического  аппарата библиотеки). Общая технология  поиска документов в справочно-библиографическом  аппарате в режиме информационного самообслуживания: установление типа информационного запроса; определение информационных массивов, подлежащих обследованию (информационные издания, библиографические пособия, каталоги, картотеки); поиск информации в соответствии с типом запроса и источником его выполнения; оформление результатов поиска.

 Технология разыскания отдельных  классов документов: книг, статей, законодательных  материалов, периодических и продолжающихся  изданий, нот, аудиовизуальных и  электронных документов, рецензий, ГОСТов и др.

 Информационный сервис. Информационно-библиотечные  продукты и услуги, предоставляемые  современными библиотеками.

 

Тема 2.6. Поиск информации по аналитическим запросам

 

Понятие о концептографической и аналитической информации, ее роль и значение в формировании профессиональных качеств выпускника вуза. Потребность в концептографической информации как основа аналитических запросов. Виды педагогической и научно-исследовательской работы, порождающие аналитические запросы. Характеристика аналитических запросов. Оценочные лексические единицы типа «эффективный, рациональный, перспективный, инновационный, сравнительный» и т. п. как формальные признаки аналитических запросов.

 Трудности алгоритмизации информационного  поиска по аналитическим запросам. Технология получения аналитической информации: целевой поиск (адресный, тематический, фактографический), отбор, оценка, аналитико-синтетическая переработка информации.

 Результаты поиска по аналитическим  запросам как основа анализа  состояния, достижений, тенденций и  возможных путей решения рассматриваемой проблемы. Оценка, сопоставительный анализ, интерпретация изучаемых сведений различными специалистами с точки зрения их истинности и достоверности – атрибуты аналитической информации. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм с целью концентрации, уплотнения и наглядного представления сведений, сопоставления данных.

Информация о работе Информационная культура