Информационная система железнодорожного транспорта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:09, реферат
Описание работы
Информационная система железнодорожного транспорта (ИСИЖТ) относится к классу больших корпоративных систем и предназначена для решения как информационных задач, так и задач управления отраслью. Главная цель ИСИЖТ состоит в повсеместном обеспечении информацией технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта, в создании информационной основы для достижения максимальной эффективности его работы в условиях рыночной экономики.
Информационная система
железнодорожного транспорта. Структура
ИСИЖТ
Информационная
система железнодорожного транспорта
(ИСИЖТ) относится к классу больших корпоративных
систем и предназначена для решения как
информационных задач, так и задач управления
отраслью. Главная цель ИСИЖТ состоит
в повсеместном обеспечении информацией
технологических процессов и сфер деятельности
железнодорожного транспорта, в создании
информационной основы для достижения
максимальной эффективности его работы
в условиях рыночной экономики. ИСИЖТ
представляет собой схему в виде укрупнённой
двухуровневой структуры. Первый уровень
- обеспечивающий, представлен информационной
средой и инфраструктурой информатизации,
второй уровень - прикладной, реализуется
путём формирования новых информационных
технологий, использующих высокотехнологичные
методы управления.
Информационная
среда - информация, реализованная в системе
баз данных и знаний, которая обеспечивает
функционирование объектов, органов управления
и отдельных пользователей, связанных
с ж. д. транспортом. Информационная среда
позволяет создать единое прозрачное
информационное пространство, в котором
все заинтересованные пользователи повсеместно
обеспечены необходимой им и достоверной
информацией в нужное время и в удобной
форме.
Инфраструктура
информатизации ж. д. транспорта включает
в себя:
Главный
вычислительный центр (ГВЦ ОАО "РЖД"),
объединяющий и поддерживающий информационные
базы данных и хранилища информации для
проведения общесетевой маркетинговой,
финансовой и экономической деятельности
и управления перевозочным процессом;
информационный вычислительный железнодорожный
транспорт
информационно-вычислительные центры
(ИВЦ) на дорогах, реализующие комплексы
информационных услуг для управлений
и отделений дорог;
системы передачи денных, устройства
автоматического съёма информации с подвижного
состава, вычислительное, телекоммуникационное
оборудование, обеспечивающее выполнение
основных операций над информацией.
Инфраструктура информации обеспечивает
условия жизнедеятельности информационной
среды и, в первую очередь, её физическую
поддержку и сопровождение.
Новые информационные технологии связывают
в единое целое новые высокотехнологичные
и наукоёмкие методы управления ж. - д.
транспортом с информационной средой
и инфраструктурой информатизации:
управление перевозочным процессом;
управление маркетингом, экономикой
и финансами;
управление инфраструктурой ж. д. транспорта;
управление непроизводственной сферы.
Комплекс информационных технологии
управления перевозочным процессом решает
вопросы информационного сопровождения
в области грузовых и пассажирских перевозок.
Основными функциями по управлению грузовыми
перевозками являются организация поездов-
и грузопотоков на сети, диспетчерское
управление поездной работой, управление
локомотивными и вагонными парками, грузовой
и коммерческой работой, обслуживание
грузовой клиентуры, разработка графика
движения поездов, норм эксплуатационной
работы, планирование перевозок и прочее.
Информационные технологии управления
пассажирскими перевозками обеспечивают
организацию обслуживания пассажиров
и информационно - справочный сервис, планирование
пассажирских перевозок в международном
и внутридорожном сообщении, управление
нормативами, тарифами внутренних и международных
перевозок, организацию эксплуатации
и ремонта парка пассажирских вагонов,
управление багажными и почтовыми перевозками,
организацию билетно-кассовых операций
и др.
В рамках комплекса функционируют: Автоматизированная
система оперативного управления перевозками
(АСОУП); Система резервирования и продажи
билетов ("Экспресс - 2"); Единые центры
диспетчерского управления (ЕЦДУ); Система
учета контроля дислокации, анализа использования
и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК);
Автоматизированная система контроля
за использованием и продвижением контейнеров
(ДИСКОН); Автоматизированная система
фирменного транспортного обслуживания
(АКС ФТО); автоматизированные системы
управления сортировочными (АСУ СС), грузовыми
(АСУ ГС) станциями и контейнерными пунктами
(АСУ КП) и др.
Начата эксплуатация Центра ситуационного
управления ОАО "РЖД", осуществляющего
мониторинг, оперативный анализ и оценку
неблагоприятных изменений состояния
отрасли и ситуации вокруг неё, поддержку
принятия оперативных и стратегических
решений по управлению ж. д. транспортом
с возможно полным учетом состояния отрасли
и её внешней среды.
Комплекс информационных технологий
управления маркетингом, экономикой и
финансами охватывает финансовую деятельность,
бухгалтерский учет, маркетинговую деятельность
и тарифную политику, управления развитием
отрасли, технической политикой и научно
- исследовательскими и опытно - конструкторскими
работами, нормативно - правовую работу,
управление эксплуатационными расходами
и др. Информационные технологии этого
комплекса ориентированы на формирование
заказов, клиентуры, увеличение доходов,
укрепление конъюнктурного положения
за счет сохранения и увеличения доли
ж. д. транспорта на транспортном рынке
страны, на стабильное обеспечение денежных
и платёжных ресурсов, минимизацию затрат,
на совершенствование экономической работы
и инвестиционной политики. В рамках комплекса
функционируют и внедряются информационные
технологии управления финансовой деятельностью,
ресурсами, методы расчетов за грузовые
перевозки, взаиморасчетов за пользование
вагонами и др.
Комплекс информационных технологий
управления инфраструктурой ж. д. транспорта
представлен базовыми информационными
технологиями, охватывающими управление
эксплуатационной работой пассажирского
хозяйства, хозяйств пути и сооружений,
СЦБ, информатизации и связи, хозяйства
энергоснабжения локомотивного и вагонного
хозяйств, управление проектированием
и капитальным строительством объектов
инфраструктуры, управление ремонтно-восстановительными
работами и работами в чрезвычайных условиях,
управление ж. д. промышленностью, материально
- техническим снабжением и т.д. В составе
комплекса функционируют системы управления
путевым хозяйством, устройствами энергоснабжения,
сигнализации, информатизации и связи.
Комплекс информационных технологий
управления непроизводственной сферой
ж. д. транспорта представляет собой совокупность
функций, обеспечивающих управление персоналом,
учебными заведениями и т.д. На сети железных
дорог России функционируют автоматизированная
система АС Кадры.
Автоматизированное рабочее
место. Понятие и роль в организации перевозочного
процесса
Автоматизированное
рабочее место (АРМ) является программно-техническим
и технологическим комплексом, обеспечивающим
работу пользователя ИСЖТ. АРМ создаются
с целью повышения производительности,
оптимизации работы и улучшения условий
труда работников ж. д. транспорта - руководителей
всех уровней управления, оперативно -
диспетчерского персонала, операторов
и т.п. Большинство АРМ являются клиентской
частью той или иной системы и обеспечивают
выполнение элементов сквозных технологий
управления или связанных цепочек операций.
Для отдельных категорий работников созданы
АРМ, включающие целый комплекс вычислительной
техники и ж. д. автоматики. Так, АРМ поездного
диспетчера (ДНЦ) в общем случае содержит
несколько экранов (для отображения поездного
положения, графика исполнения движения,
дополнительной справочной информации),
микропроцессорную ДЦ с электронным табло
для установки маршрутов, комплексы оперативно
- технологической связи.
Выделяются
две группы пользователей АРМ:
оперативно-диспетчерский
персонал, обеспечивающий управление
перевозочным процессом;
На сетевом
уровне созданы АРМ руководителей центрального
управления перевозками (ЦУП), главного
и регионального диспетчеров, других диспетчеров
(локомотивного, по регулированию вагонных
парков, по перевозкам отдельных видов
грузов, по взаимодействию со странами
СНГ и Балтии, по контейнерным перевозкам,
пассажирским перевозкам, по работе с
речными и морскими портами, по хозяйствам).
АРМ каждого
диспетчера включает 1-2 монитора, работает
в режиме "клиент - сервер" с мощой
ЭВМ, где ведётся сетевая модель перевозочного
процесса и решаются прикладные задачи
анализа и управления. Обеспечивается
возможность прямого доступа к дорожным
комплексам и станционным системам. Кроме
индивидуальных технических средств каждого
диспетчера, в ЦУМ РЖД установлено табло
коллективного пользования, включающее
три раздела:
поле для
графического представления сети или
ее части с нанесением показателей (схема
и набор выводимых данных меняются по
инициативе главного диспетчера);
поле текущих
итогов работы дорог и сети (погрузка,
выгрузка и т.п.)
поле для
видеоконференций (селекторных совещаний).
На региональном
уровне (ЦУПР) используется тот же, что
и для сетевого ЦУП, подход при создании
АРМ. Отличительной особенностью ЦУПР
является наличие диспетчерского аппарата
(ДНЦ, электродиспетчер), обеспечивающего
непосредственное управление объектами
со своих АРМ.
Наиболее
широкую группу представляют АРМ работников
линейных предприятий, включающих оперативно-диспетчерский
аппарат опорного центра управления (ОЦ)
и персонал, реализующий отдельные элементы
технологического процесса перевозок.
Созданы АРМ дежурного по станции (ДСП),
дежурного по горке (ДСПГ), товарного кассира
(ТВК), приёмосдатчика (П/С), агента станций
передачи поездов вагонов и грузов на
межгосударственных переходах (СПВ), оператора
СТЦ, оператора ПТО, ВЧД, дежурного по депо
(ТЧД) и нарядчика локомотивных бригад
(ТЧБ), грузового диспетчера.
Перечисленные
АРМ созданы для работников линейного
уровня, работают, как правило, в рамках
той или иной АСУ станций. С учетом создания
опорных центров управления, обеспечивающих
управление перевозочным процессом в
пределах линейного района (включающего
несколько станций и других линейных объектов),
созданы системы, обслуживающие в режиме
"клиент - сервер" всех работников
такого района. Проводится также большая
работа по увязке АСУ станций по средствам
ж. д. автоматики в целях создания комплексных
АРМ, например, АРМ, ДСП, АРМ ДСПГ, АРМ ПТО,
АРМ ПКО, АРМ оператора СТЦ,
Для специалистов,
работающих с поездами, вагонами, контейнерами,
грузами на местах их дислокации (совершения
непосредственных операций с ними) создаются
АРМ на базе носимых терминалов, связанных
с сервером АСУ станции по радиоканалу.
Информационно-вычислительный
центр в структуре автоматизированной
системы управления железнодорожного
транспорта
Информационно
вычислительный центр (ИВЦ) - главная производственная
единица в структуре автоматизированной
системы управления ж. д. транспортом (АСУЖТ).
Существуют две категории ВЦ: Главный
вычислительный центр при ОАО "РЖД"
(ГВЦ) - сетевой уровень управления; дорожные
ИВЦ при управлениях дорог - дорожный уровень
управления. Возможно создание региональных
вычислительных центров (РВЦ), объединяющих
несколько ИВЦ. Структурными подразделениями
ИВЦ (РВЦ) являются вычислительные комплексы
линейных предприятий (ВК ЛП), к которым
относятся ВК АСУ СС, узловые ВК крупных
ж. д. узлов и отделений, ВК пограничных
станций и т.д. Из ВК ЛП образуются вычислительные
комплексы опорных центров, объединяющие
информационно-вычислительную сеть линейного
района с входящими в него ж. д. станциями.
На основе информации ГВЦ "ОАО" РЖД,
ИВЦ (РВЦ) и ВК ЛП (ВК ОЦ) строится работа
диспетчерского персонала ЦУП, ЕЦДУ.
К числу
основных задач, решаемых в ГВЦ относятся:
сменно-суточное планирование работы
сети; месячное планирование и нормирование;
централизованный расчёт графиков движения
грузовых поездов; расчёт сетевого плана
формирования грузовых поездов; формирование
отчётности по сети ж. д.; управление перевозочным
процессом на ж. д. транспорте (комплексы
систем сетевого уровня ДИСПАРК, ДИСКОН,
ЭТРАН и др.)
На основе
использования сетевых технологий создана
комплексная информационно-вычислительная
сеть (КИВС), которая представляет собой
комплекс технических средств и интегральных
кабельных коммуникаций, образующих локальную
вычислительную сеть центрального аппарата
ОАО и ГВЦ. Важное значение для улучшения
работы большинства управлений ОАО имеют
информационно-справочные системы, где
информация предварительно обработанная
в дорожных ВЦ, поступает в ГВЦ ОАО и вводится
в ЭВМ. Результаты расчётов передаются
потребителям АСУ ОАО и ЦУП ОАО с помощью
диалоговой информационной системы, техническую
базу которой составляет комплекс ЭВМ,
имеющий сеть передачи оперативной информации
из ИВЦ дорог и РВЦ. Терминалами в системе
обслуживания пользователей являются
автоматизированные рабочие места, в которых
необходимая информация выдаётся на экран
компьютера и (или) на печатное устройство.
ИВЦ - главное
звено АСУЖТ в обслуживании административного
и оперативно-технического аппарата управления
дороги, отделений дорог, сортировочных
станций и других линейных предприятий
при организации перевозочного процесса.
Абоне5нтами ИВЦ являются диспетчерский
аппарат ЕЦДУ (ЦУПР), технические и товарные
конторы станций, пункты учёта перехода
поездов и вагонов между дорогами и отделениями
и др. ИВЦ собирает и обрабатывает поступающую
информацию, выдаёт результаты обработки
соответствующим подразделениям дороги.
За достоверность информации, качество
и своевременность предоставления результатов
обработки потребителям несёт ответственность
дорожный ВЦ. В функции ИВЦ входят также
содержание и эффективное использование
технических средств, данных нормативно
- справочного и программного фондов, оперативно-методическое
руководство деятельностью ВК ЛП. Организационную
структуру ИВЦ составляют подразделения
административной, проектной и производственной
функциональных групп. К проектной группе
относятся отдел технологического и информационного
обеспечения и отдел математического
и программного обеспечения. В производственную
группу входят отделы эксплуатации ЭВМ,
передачи данных, содержания оборудования
и снабжения, производственный отдел.
ВК ЛП (ОЦ)
решают задачи управления основными технологическими
процессами данного объекта (линейного
региона). Например, в ВЦ АСУ сортировочных
станций на основании информации о пребывающих
поездах составляется модель дислокации
находящихся на станции поездов и вагонов
с отражением технологических этапов
их обработки. С помощью ЭВМ осуществляется
планирование работы станции, подготовка
основных технологических документов,
ведётся учет исполненной работы. Задачи,
решаемые в ВЦ ЛП (ОЦ), имеют высокую степень
детализации информации, подлежащей оперативной
обработке. Возможность переработки основного
объёма информации на месте, без передачи
её в ВЦ верхнего уровня, позволяет снизить
требование к развитию средств связи между
ВЦ разных уровней управления. Для надёжного
функционирования АСУ при решении оперативных
задач число ЭВМ, как правило, удваивается.
Резервные мощности используются для
решения дополнительных задач учетного,
финансового и информационного характера.
Кроме решения технологических задач,
ВЦ ЛП (ОЦ) собирает информацию, поступающую
от прилегающих станций региона, ретранслируя
её в ИВЦ для последующей обработки.