Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:51, реферат
Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развития глобальной информационной компьютерной сети.
При появлении сети Интернет проблема поиска становилась более актуальной. Интернет - всемирная компьютерная сеть, представляющая собой единую информационную среду и позволяющая получить информацию в любое время. В Интернете храниться очень много полезной информации, но для поиска её требуется затрачивать много времени. Эта проблема послужила поводом к появлению поисковых машин. Информационные системы являются основным средством, инструментарием решения задач информационного обеспечения различных видов деятельности и наиболее бурно развивающейся отраслью индустрии информационных технологий.
Введение 5
1. Информационно-поисковые системы 6
1.1 Понятия. Общая структура информационно-поисковых систем 6
1.2 Обзор современных информационно-поисковых систем 10
2. Справочная правовая система «Гарант» 16
Оглавление
Введение
1. Информационно-поисковые системы
1.1 Понятия. Общая структура информационно-поисковых систем
1.2 Обзор современных информационно-поисковых систем
2. Справочная правовая система «Гарант»
Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развития глобальной информационной компьютерной сети.
При появлении сети Интернет проблема поиска становилась более актуальной. Интернет - всемирная компьютерная сеть, представляющая собой единую информационную среду и позволяющая получить информацию в любое время. В Интернете храниться очень много полезной информации, но для поиска её требуется затрачивать много времени. Эта проблема послужила поводом к появлению поисковых машин. Информационные системы являются основным средством, инструментарием решения задач информационного обеспечения различных видов деятельности и наиболее бурно развивающейся отраслью индустрии информационных технологий. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.
Основной целью данной работы является анализ существующих информационно-поисковых систем, их назначение и применение, а также углубленный анализ справочной правовой системы «Гарант».
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать возможные особенности поисковых систем;
Раскрыть теоретические аспекты поисковых систем;
Провести анализ поисковых систем;
Изучить правовую систему «Гарант»;
Описать алгоритм поиска
Объектом исследования данной работы являются информационно-поисковые системы и справочная правовая система «Гарант».
Предметом исследования является анализ всех возможных особенностей информационно-поисковых систем, а также углубленное исследование основных функций правовой системы «Гарант».
1. Информационно-поисковые системы
1.1 Понятия. Общая структура информационно-поисковых систем
Поиск информации - задача, которую человечество решает уже многие столетия. По мере роста объема информационных ресурсов, потенциально доступных одному человеку (например, посетителю библиотеки), были выработаны все более изощренные и совершенные поисковые средства и приемы, позволяющие найти необходимый документ.
Автоматизированная поисковая система - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Под информационной системой понимается организованная совокупность программно - технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально - определенных групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений необходимых для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Информационных системы являются основным средством, инструментарием решения задач информационного обеспечения различных видов деятельности и наиболее бурно развивающейся отраслью индустрии информационных технологий.
Опыт и практика создания систем в различных сферах деятельности позволяет дать более широкое и универсальное определение, которое полнее отражает все аспекты их сущности.
Информационно-поисковая система - это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.
Главной задачей любой ИПС является поиск информации релевантной информационным потребностям пользователя. Очень важно в результате проведенного поиска ничего не потерять, то есть найти все документы, относящиеся к запросу, и не найти ничего лишнего. Поэтому вводится качественная характеристика процедуры поиска - релевантность.
Когда говорят об информационно-поисковой системе, подразумевают, что она использует предметный указатель. Предметный указатель позволяет отыскивать документы, касающиеся некоего "предмета". Для составления предметного указателя анализируется содержание документа и определяется "предмет" или "предметы", о которых в документе идет речь. Затем названия этих предметов переводятся на информационно-поисковый язык (ИПЯ). Таким образом, мы получаем поисковый образ документа (ПОД). Проиндексировав (создав поисковые образы) все информационные ресурсы, мы получаем то, что принято называть индексом (index database) - основной массив данных ИПС.
Так как процесс поиска заключается в сопоставлении запроса пользователя с имеющимися данными, полученный запрос также должен быть переведен на ИПЯ. После сопоставления переведенного на ИПЯ запроса и поисковых образов документов пользователь получает список ссылок на документы, которые соответствуют, по мнению системы, его запросу.
Типовая схема ИПС, использующей предметное индексирование, представлена на рис.1.1
Рисунок 1.1 Типовая схема ИПС
Как видно, поиск происходит не по тексту документов, а по их поисковым образам, составленным на ИПЯ. Поэтому ИПЯ - основная часть информационно-поисковой системы, от которой в первую очередь зависит качество системы. В состав информационно-поискового языка входят:
1.Словарь индексированных терминов - множество терминов индексирования.
2.Кодовый словарь - множество кодовых терминов.
3.Словарь входов - множество входных терминов.
4. Вспомогательные средства языка индексирования - средства, используемые совместно с индексационными терминами для расширения или сужения определенных понятий.
5.Правила использования языка индексирования.
Для повышения эффективности поиска словарь, используемый системой, должен быть контролируемым, то есть он должен быть организован таким образом, чтобы полнота и точность поиска была оптимальной. Очевидно, что организация словаря зависит от многих факторов - предметной области, в которой будет использоваться ИПС, характера интересов пользователей, степени их подготовки и т. д.
В общем виде процедура поиска является процедурой итеративной, то есть за этапом выдачи результатов поиска следует коррекция запроса, поиск по этому запросу и т. д. Схематично такая процедура показана на рис. 1.2
Рисунок 1.2 Процедура поиска
Коррекция запроса происходит исходя из количества полученных документов и их релевантности, и может выполняться как пользователем, так и самой информационно-поисковой системой.
В составе информационной системы можно выделить три подсистемы:
1.Организационно - технологическая подсистема сбора информации обеспечивает информационную систему и включает совокупность источников информации, организационно - технологической цепочки отбора информации для накопления в системе. Без правильного организованной подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования все информационной системы в целом.
2.Подсистема предоставления и обработки информации составляет ядро информационной системы и является отражением представления разработчиками и абонентами системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать информационная система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке информационной системы.
3.Нормативно - функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач информационной системы.
Основой всех поисковых систем составляют базы данных - совокупность данных организованных по предельным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимо от прикладных программ.
Можно выделить следующие элементы функционирования информационных систем:
Сбор информации - организованный в специальном порядке процесс сбора и отображения информации:
-получение информации
-оценка относимости информации
-порядок отбора и фиксации информации
Комплектование - процесс сложения информации из множества частей в единое целое и доведения её до пользователя.
Поиск и выдача информации - установление специального технологического порядка удовлетворения информационных потребностей абонентов информационной системы в управленческой деятельности и технологических процессах.
Поддержание целостности и сохранения информации - пересмотр, ревизия и отсеивание утратившей актуальность информации являются неотъемлемой функцией информационных подразделений. Сохранность информации осуществляется с помощью нормативно - инструктивных документов .
По характеру предоставления логической организации хранимой информации информационных систем разделяются на фактографические, документальные и геоинформационные.
Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов. Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения, по какому - либо факту, событию. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов данной предметной области.
В документальных информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе, как правило, не структурируется, или структурируются в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции - дата изготовления, исполнитель, тематика. Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов - соподчиненность по смысловому содержанию.
В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической основе. Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеется географический компонент.
Другим критерием классификации поисковых систем являются функции или решаемые задачи. По данному признаку различаются справочные, поисковые и расчётные системы.
Справочные являются наиболее распространенным типом функций информационных систем, и заключается в предоставлении абонентам системы возможностей получения установочных данных на определённые классы объектов.
Поисковые являются наиболее распространённым классом информационных систем. В общем, виде можно рассматривать как некое информационное пространство, задаваемое в терминах информационно - логического описания предметной области.
Расчетные заключается в обработке информации, находящейся в системе, по определённым расчётным алгоритмам для различных целей.
Технологические функции информационных систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонентов, производственной или организационной структуры .
Принятие обоснованных решений в сфере как экономики, так и политики невозможно без обладания достаточным объемом правовой информации. Особенно остро эта необходимость ощущается в период реформирования экономического и политического устройства. Задачу удовлетворения потребности в своевременном предоставлении необходимого объема правовой информации решают различные средства массовой информации (СМИ).
В этой области конкурируют как традиционные СМИ, так и справочно-правовые системы (СПС). По-настоящему эффективная СПС может быть создана только с применением современных информационных технологий. Созданная таким образом СПС называется компьютерной.
Компьютерная справочно-правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним. Эти инструменты могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать.
Преимущества компьютерных СПС очевидны. Это и доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема же, присущая таким системам, - недостаточная оперативность - может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.
На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм как разрабатывающих собственные программные комплексы, так и обслуживающих существующие. Наиболее известны следующие продукты таких фирм (поданным АО "Консультант Плюс"):
"Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс");
"ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис");