Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:48, контрольная работа
Высокие информационные технологии буквально пронизывают наше общество. В условиях развития рыночной экономики они приобретают особое значение, так как позволяют осуществлять управление государством не административными методами, а социально ориентированными, они также призваны отражать баланс интересов, существующих в обществе.
Обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса.
Введение…………………………………………………………………….
1. Понятие информационно-правовых норм…………………………
2. Структура информационно-правовых норм……………………..
3. Классификация информационно-правовых норм…………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине: «Информационное право»
на тему: «Информационно-правовые нормы (определение, структура, классификация)»
3 курса заочного отделения
Ходыкина Е.А.
Чита -2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1. Понятие информационно-правовых норм………………………… 2. Структура информационно-правовых норм…………………….. 3. Классификация информационно-правовых норм………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………………. |
3 5 7 9 15 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Высокие информационные технологии буквально пронизывают наше общество. В условиях развития рыночной экономики они приобретают особое значение, так как позволяют осуществлять управление государством не административными методами, а социально ориентированными, они также призваны отражать баланс интересов, существующих в обществе.
Обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса.
Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных государственных реформ. Расширение сферы информационной деятельности, развитие информационных технологий обусловили появление такой отрасли законодательства, как информационное право. Во многих странах мира ученые заявляют о создании самостоятельной отрасли права - информационного права. Необходимо существенное улучшение состояния дел в сфере правовой информатизации. Состояние информационного права отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества.
В информационном праве огромное количество теоретических и практических нерешенных проблем. Это связано в первую очередь с недостатком специалистов в данной сфере. Современное государство активно распространяет использование новейших технологий, что позволяет приблизить государственный аппарат к конкретным людям.
Терминология информационного права до сих пор в значительной мере не отработана, хотя в последнее время учеными проделана большая работа в этом направлении. Расследование информационных правонарушений, их профилактика невозможны без унификации подходов в теории информационного права.
Информационное право должно развиваться с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов «интернационализации» правовых систем мира.
Под информационно-правовой нормой понимаются правила поведения, которые установлены или санкционированы государством для регулирования общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в информационной сфере. [1]
Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.
Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации.[2]
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.[3]
Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют
______________________
1 Филатова Л.В. Лекции по информационному праву.: М, 2010. – с.16.
2 Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие.- М.: Дашко и Ко, 2010. – с.54.
3 Копылов В.А. Информационное право: Учебник.- М.: Юристъ, 2010.- с.272.
отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.[4]
______________________
4 Копылов В.А. Там же.- с.274.
Информационно-правовые нормы по своей структуре схожи с структурой норм других отраслей права и представляют собой:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкцию.
Но необходимо отметить, что определенной статье нормативного правового акта не обязательно, чтобы присутствовали все три элемента информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах. [5]
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Диспозиция определяет правила поведения субъектов информационных правоотношений, устанавливая их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами. [6]
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей субъектов информационных правоотношений устанавливается в санкции. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
__________________________
5 Кузнецов П.У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров.- Уральская государственная юридическая академия., Проспект. – 2012г. С. 83.
6 Копылов В.А. Там же.- С.292.
Необходимо отметить ряд
особенностей информационно-
Информационно-правовые нормы способствуют обеспечению охраны информационных правоотношений от нарушений и способствуют упорядочению элементов информационной сферы и определению их правового режима.
Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.
Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. [7]
Примеры диспозитивных норм.
Ст.126 Гражданского кодекса РФ «Виды объектов гражданских прав» - к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». [8]
Статья 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» Имущественные права - автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных
_________________________
7 Попов, Л. Л. Информационное право: учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. – с.117.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Рос. газета, № 238-239, 08.12.1994
гарантий информационных прав граждан
на информацию и исполнения этими органами
своей компетенции в этой части. Устанавливают
функции и компетенцию органов государственной
власти в области информационной безопасности,
по формированию государственных (муниципальных)
информационных ресурсов, по созданию
государственных информационно-
Приведем примеры императивных информационно-правовых норм:
Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [9] «Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения…информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов...».
Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.). Федеральный
____________________
9 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газета, № 165, 29.07.2006
закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра- деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; открытость сведений государственного земельного кадастра; сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».
Информация о работе Информационно-правовые нормы (определение, структура, классификация)