Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:47, реферат
Преимущества автоматизации процесса обработки кредитных заявок не вызывают сомнений. Одна такая система способна обработать тысячи кредитных заявок в день, что способствует росту прибыли банка. При этом уровень качества ИТ-решений остается высоким. Наряду с этим снижается роль пресловутого «человеческого фактора» как с точки зрения ненамеренных операционных ошибок, так и с точки зрения умышленного мошенничества. И что особенно важно подчеркнуть - снижается уровень рисков для банка в целом.
1. ИС в банковском кредитовании……………………………………...3
2. ИС скорингового кредитования……………………………………...9
Содержание:
1. ИС в банковском кредитовании……
2. ИС скорингового кредитования……
1. ИС в банковском кредитовании
Преимущества автоматизации процесса обработки кредитных заявок не вызывают сомнений. Одна такая система способна обработать тысячи кредитных заявок в день, что способствует росту прибыли банка. При этом уровень качества ИТ-решений остается высоким. Наряду с этим снижается роль пресловутого «человеческого фактора» как с точки зрения ненамеренных операционных ошибок, так и с точки зрения умышленного мошенничества. И что особенно важно подчеркнуть - снижается уровень рисков для банка в целом.
Рост клиентской базы и расширение банковских продуктовых линеек закономерно влекут за собой объективные изменения в ИT-среде самых разных кредитных организаций. ИТ-среда банковских учреждений за последние несколько лет существенно усложнилась. Технологии, которые еще год или два назад были актуальными, утратили свою новизну и стали препятствовать дальнейшему развитию ИT. Наряду с этим усилилась конкуренция на рынке дистанционного банковского обслуживания (ДБО), возросли требования клиентов к скорости рассмотрения кредитных заявок и качеству сервиса, а финансовый кризис жестко, но справедливо указал банкам на необходимость более взвешенной оценки рисков в кредитном портфеле.
Неслучайно департаменты
информационных технологий ряда банков
сразу после кризиса
Современные программные
комплексы позволяют
Особенностью современного банковского кредитования является необходимость принятия быстрого решения по кредиту. В связи с этим к системам риск-менеджмента кредитных организаций выдвигаются дополнительные требования в отношении скорости обработки заявок. Присутствие таких факторов, как использование «ручных» операций при проверке заявок и наличие большого числа разрозненных систем, задействованных в процессе формирования кредитного решения, сильно замедляет процедуру рассмотрения заявки, что в итоге создает серьезные неудобства и для банка, и для клиента.
Эффективным способом решения
данной проблемы является внедрение
единой системы обработки заявок,
автоматизирующей весь бизнес-процесс
принятия кредитного решения. Автоматизированная
система оценки кредитоспособности
(кредитного скоринга) включает взаимосвязанные
модули, обеспечивающие процесс принятия
решения о предоставлении кредита
заемщику и процесс обслуживания
кредитного портфеля финансовой организации.
Банки, внедряющие подобные информационные
системы, получают ряд существенных
преимуществ, среди которых эксперты
выделили следующие. Во-первых, осуществляются
эффективная оценка и постоянный
контроль уровня рисков заемщика. Во-вторых,
увеличиваются число и скорость
обработки кредитных заявок. В-третьих,
снижается степень влияния
Наконец, появляется возможность
сократить численность
Хотя, конечно, справедливости
ради нужно отметить, что в целом
автоматизация скоринга - довольно
затратный проект. Скоринговые системы
высокого уровня требуют значительных
затрат как на этапе разработки и
внедрения, так и на этапе поддержки.
Рыночная ситуация в России динамично
меняется и сильно зависит от конкретного
региона, а это, в свою очередь, приводит
к значительному росту
«Кредитный конвейер»
Некоторые банки, желающие надежно закрепиться на рынке массового кредитования, считают необходимым технологическим элементом для запуска массового кредитования систему класса «кредитный конвейер». Основой конвейера являются типовые бизнес-процессы обработки заявок на покупку банковских продуктов, реализованные на определенной платформе управления бизнес-процессами (BPM-платформа). В конкретном банке бизнес-процессы адаптируются с учетом его специфики и продуктов.
Конвейер работает не только
для привлечения новых
С точки зрения ИТ создание кредитного конвейера - достаточно сложный проект, поскольку он включает в себя несколько менее масштабных, однако от этого не менее важных взаимосвязанных проектов. Во-первых, для того чтобы создать кредитный конвейер, необходимо внедрить систему обработки кредитных заявок, внедрить и настроить систему управления рисками. Причем, как правило, таких систем должно быть несколько - скоринговая система, система класса fraud management и др. Во-вторых, нужно автоматизировать взаимодействие всех этих систем. Эта стадия носит название интеграционного проекта. Выдаваемые кредиты должны попадать в бэк-офисную систему, а чтобы они эффективно учитывались в этой системе, ее нужно настроить под новые массовые продукты.
Если продуктовый ряд содержит продукты на базе пластиковых карточек, то необходимо выполнить соответствующие доработки в системе управления пластиковыми карточками. То есть в проект вовлечено достаточно много ИT-систем, и в итоге нужно обеспечить их согласованную работу.
Кроме того, определенные участки
бизнес-процессов выполняет
Конечно, ситуация была бы идеальной,
если бы в кредитном бизнесе
Рынок кредитных продуктов
сегодня находится на подъеме. Аналитики
подсчитали, что только сегмент потребительского
кредитования - наиболее массовый из всех
- по итогам года вырос примерно на 20%.
Его стабильный рост на протяжении
нескольких последних лет привлекает
все больше игроков. С ростом уровня
конкуренции банки нуждаются
в увеличении скорости обработки
данных в ходе принятия решений по
кредитным заявкам для
Скоринги - это аналитические
модели, которые могут использоваться
для автоматизации принятия
Еще одно направление
аналитики БКИ - системы противодействия
мошенничеству. Здесь
2. ИС скорингового кредитования
Кредитные «истории» начинаются, как правило, одинаково: «Я решил взять кредит и cо всеми необходимыми документами направился в банк». Концовки таких рассказов обычно не совпадают: одни заемщики, радостные, чуть не выбегают из банковского офиса с договором в руках, другие – впадают в депрессию из-за отклоненной заявки. Во втором случае на голову руководства банка посыпятся проклятия. Однако не стоит спешить с обвинениями: приговор вам, скорее всего, вынесла автоматическая система скоринга. Бездушная машина.
Скоринг (от англ. «score» –
«подсчёт очков») автоматизированный
метод, применяемый сегодня в
большинстве банков мира. Он основан
на построении абстрактных (но при этом
универсальных!) моделей заемщиков:
каждому смоделированному портрету
клиента соответствует
Далее, по этим набранным заемщиком баллам, модель скоринга относит его в одну из групп: от «великолепный заемщик» до «высокорисковый». Классификация показывает банку: можно ли доверять человеку, который хочет взять кредит, или все же не стоит? Иными словами, скоринг клиента – интегральный показатель всех его анкетных характеристик, который сопоставляется с определенным числовым порогом, а порог – это так называемая линия безубыточности для банка. Те, кто преодолел границу, получают кредит; те, кто остался ниже линии безубыточности, получат отказ.
Таким образом, скоринг предполагает максимально объективную оценку и исключает не только ситуации человеческой симпатии представителя банка к заемщику, но и попытки мошенничества со стороны заемщиков.
Помимо оценки кредитоспособности клиента, скоринг решает еще одну, не менее важную для банка задачу – он максимально сокращает время рассмотрения заявки. Кстати, автоматизированный метод анализа возник во времена Второй мировой войны, когда банкам катастрофически не хватало аналитиков для принятия решений о выдаче кредита. Для того, чтобы не выделять на каждого клиента отдельного банковского эксперта для оценки потенциальных заемщиков, банкиры разработали первые рейтинговые системы, которые и помогали быстро и эффективно рассматривать кредитные заявки. Впоследствии метод был полностью автоматизирован, и технология позволила не только определить степень возможного доверия к клиенту со стороны банка, но и размер кредита.
В Россию скоринг пришел в 2005-2006 годах и изначально тоже был призван облегчить работу сотрудникам банка. Кредитный бум, охвативший в то время на страну, привел в отделения огромные очереди желающих взять ссуду; банковские аналитики приходили оформлять займы даже в магазины – в тех условиях, без автоматизированной поддержки банкам было не обойтись.
«Использование скоринговых моделей оправдано, при необходимости оперативного определения уровня кредитного риска для принятия оперативных решений по установлению лимитов», – считает генеральный директор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков.
«Однако такие оценки не
позволяют прогнозировать изменение
риска и управлять риском. Такие
оценки статичны. Продвинутый риск-менеджмент
помимо оценки лимитов использует ситуационный
анализ и модели стресс-тестирования,
которые позволяют
Информация о работе Информационные системы скорингового кредитования