Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:35, реферат
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Сегодня создано большое число различных систем и они все отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. ОБЩЕЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
1.1.1. Понятие информационной системы
1.1.2. Основные компоненты автоматизированных информационных систем
1.1.3. Этапы развития информационных систем
1.1.4. Процессы в информационной системе
1.1.5. Что можно ожидать от внедрения информационных систем
1.1.6. Информационные технологии, средства анализа и проектирования корпоративных информационных систем
1.2. РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
1.2.1. Общие положения
1.2.2. Структура управления организацией
1.2.3. Персонал организации
1.2.4. Прочие элементы организации
1.3. КАК СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ? 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Возможность использования данных, хранящихся в БД, различными пользователями обеспечивается отделением программ, описывающих и поддерживающих БД, от прикладных программ пользователей. Связь системных и пользовательских программ осуществляется с помощью специальных сопрягающих программных блоков, входящих в состав СУБД. Программы сопряжения выделяют пользователю из БД подмножество данных, необходимое для решения его задач. Остальные данные, хранящиеся в БД и не интересующие этого пользователя, остаются для него "невидимыми". Благодаря такой организации программы пользователей становятся независимыми от изменений в БД и в техническом обеспечении банка данных. В случае возникновения изменений администратор БД вносит необходимые коррективы в блоки сопряжения, а программы пользователей остаются неизменными.
Данные, хранящиеся в БД, описывают объекты реального мира, поэтому структуры данных должны отражать реальные отношения и логические связи, существующие между объектами и их характеристиками. Работоспособность и эффективность БД во многом определяется тем, насколько правильно организована структура данных и как она отображена в памяти компьютера.
БД строится по определенным правилам и должна удовлетворять ряду требований, из которых основные:
· минимальная избыточность. Каждый элемент данных вводится в hi один раз и хранится там в единственном экземпляре. При вводе данных СУБД осуществляет проверку на дублирование;
· возможность актуализации. Данные, хранящиеся в БД, могут устаревать, при этом возникает необходимость ввести новые данные. Структура данных должна позволять включать новые и удалять устаревшие данные, а также вносить изменения в хранящиеся данные. При этом не должны меняться общая схема БД и программы пользователей. Изменения в схему БД может вносить только администратор БД;
· обеспечение целостности данных. В системе возможно возникновение случайных ошибок в результате неосторожных действий пользователей, ошибок в программах и сбоев оборудования. СУБД должна обеспечивать защиту данных от разрушений и возможность восстановления искаженных данных;
· высокая скорость поиска. Способ хранения данных на устройствах памяти должен обеспечивать работу банка данных в режиме диалога;
· безопасность и секретность. Пользователи должны работать только с теми данными, которые им необходимы. Доступ к остальным данным должен быть для них ограничен. Данными, хранящимися в системе, не должны пользоваться лица, не имеющие на это права. СУБД обычно имеет средства идентификации пользователей, кроме того, для БД, хранящих секретную информацию, разрабатываются специальные средства обеспечения секретности;
· возможность обеспечения разнообразных запросов различных пользователей. Это требование является основным для БД.
Банк данных обычно ориентирован на информационное обслуживание пользователей — неспециалистов в области вычислительной техники. Для этого в состав СУБД включаются определенные лингвистические средства: специально разработанный язык запросов или язык манипулирования данными, состоящий из нескольких операторов, позволяющих данные искать, читать, записывать, изменять.
В настоящее время созданы готовые универсальные СУБД, которые можно взять за основу при проектировании конкретных ИС.
Автоматизированные АИС могут функционировать на основе распределенного банка данных, состоящего из некоторого числа отдельных баз данных, рассредоточенных по определенной территории и связанных между собой. Совокупность средств вычислительной техники, обеспечивающих функционирование распределенного банка данных, образует многомашинную систему, называемую информационно-вычислительной сетью (ИВС). Узлами такой сети являются компьютеры и абонентские устройства, которые могут быть построены на основе персональных компьютеров, связанные между собой каналами передачи данных. Отдельные информационные базы создаются и функционируют на вычислительных центрах предприятий, организаций и могут быть специализированы по различным предметным областям. В пределах распределенного банка данных обеспечен свободный обмен информацией между отдельными БД и отдельными узлами сети. В случае необходимости отдельные БД могу использоваться как единый информационный фонд. Объединение в ИВС нескольких ЭВМ создает возможность резервирования одних вычислительных центров за счет технических ресурсов других, а также позволяет объединять вычислительные ресурсы отдельных центров для решения сложных задач.
В зависимости
от степени территориальной
После достаточно детального обзора информационных систем и краткой характеристики составляющих систем уместно будет рассмотреть краткую историю их развития. История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Изменение подхода к использованию информационных систем
Период времени |
Концепция использования информации |
Вид информационных систем |
Цель использования |
1950 - |
Бумажный поток расчетных документов |
Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах |
Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960 - |
Основная помощь в подготовке отчетов |
Управленческие информационные системы для производственной информации |
Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970 - |
Управленческий контроль реализации (продаж) |
Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления |
Выборка наиболее рационального решения |
1980 - |
Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество |
Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы |
Выживание и процветание фирмы |
Первые информационные системы
появились в 50-х гг. В эти годы
они были предназначены для обработки
счетов и расчета зарплаты, а реализовывались
на электромеханических
60-е гг. знаменуются изменением
отношения к информационным
В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
1.1.4. Процессы в информационной системе
На рис. 1.1. была приведена фактически архитектура информационной системы и определены задачи каждого функционального блока, предложен список основных задач и приведено краткое описание основных процессов, происходящих в таких системах. Для дальнейшего изучения информационных систем необходимо детализировать протекающие в них процессы. Практически для любой информационной системы процессы, обеспечивающие ее нормальную работу, условно можно представить в виде схемы (рис. 1.2), состоящей из блоков:
· ввод информации из внешних или внутренних источников;
· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую сис-
тему;
· обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации
для коррекции входной информации.
Рис. 1.2. Процессы в информационной системе
Информационная система определяется следующими свойствами:
· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и
управляема на основе общих принципов построения систем;
· информационная система является динамичной и развивающейся;
· при построении информационной системы необходимо использовать системный
подход;
· выходной продукцией информационной системы является информация, на осно-
ве которой принимаются решения;
· информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную
систему обработки информации.
В глазах большинства людей сегодня информационная система ассоциируется с компьютером, который выступает в ней в качестве одной из главных компонент. В общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.
Для понимания сути информационной
системы необходимо понять суть проблем,
которые она решает, а также
организационные процессы, в которые
она включена. Так, например, при
определении возможности
· структурированность решаемых управленческих задач;
· уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
· принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
· вид используемой информационной технологии.
Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
1.1.5. Что можно
ожидать от внедрения
Современные информационные
системы могут придать
· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
· обеспечению достоверности информации;
· замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
· совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
· уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
· предоставлению потребителям уникальных услуг;
· отысканию новых рыночных ниш;
· привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
1.1.6. Информационные
технологии, средства анализа и
проектирования корпоративных
Для комплексной автоматизации
деятельности предприятий необходимо
внедрение корпоративных
Сегодня присутствует два подхода к решению задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия:
· Поэтапная разработка корпоративной системы собственными силами (включая использование готовых или заказных программных продуктов сторонних фирм и организаций, позволяющих автоматизировать отдельные рабочие места или производственные процессы) и
· Внедрение готовой информационной системы корпоративного уровня
Преимущество первого подхода состояло в том, что в создаваемой собственными силами системе в наибольшей степени можно было учесть потребности и специфику работы конкретного предприятия. Хотя, следует отметить, не всегда это качество является достоинством. Существует мнение, что автоматизация плохо организованных бизнес-процессов способна только ухудшить ситуацию на предприятии. Наверно есть и тому немало подтверждений. Поэтому, разработке информационной системы должен предшествовать анализ, а если необходимо, то и реинжиниринг производственной деятельности. Кроме того, "эволюционный" характер постепенных улучшений с возможностью поэтапного финансирования разработок во многих случаях выглядит более привлекательно по сравнению с риском кардинальных преобразований и значительных затрат, связанных с внедрением готовых систем. К сожалению, этот путь решения проблемы автоматизации оказывается слишком растянут во времени, часто превращаясь в "постоянный процесс разработки", когда разработчики не успевают за изменениями, происходящими в организации. В конце концов, результат от такой автоматизации практически может быть сведен к нулю.