Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:35, реферат
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Сегодня создано большое число различных систем и они все отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. ОБЩЕЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
1.1.1. Понятие информационной системы
1.1.2. Основные компоненты автоматизированных информационных систем
1.1.3. Этапы развития информационных систем
1.1.4. Процессы в информационной системе
1.1.5. Что можно ожидать от внедрения информационных систем
1.1.6. Информационные технологии, средства анализа и проектирования корпоративных информационных систем
1.2. РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
1.2.1. Общие положения
1.2.2. Структура управления организацией
1.2.3. Персонал организации
1.2.4. Прочие элементы организации
1.3. КАК СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ? 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Корпорации, располагающие
необходимыми финансовыми средствами,
отдают предпочтение готовым программным
системам. Однако, успех от внедрения
такой системы, в значительной степени
зависит от готовности (и возможности)
корпорации работать по "правилам",
диктуемым приобретаемой
Опыт разработки "готовых"
информационных систем позволил сформировать
новый подход к созданию корпоративных
информационных систем, основанный на
"сборке" систем из программных "компонент"
различных фирм-производителей. Компонентная
архитектура корпоративных
На современном этапе
развития информационных технологий компонентная
технология создания корпоративных
информационных систем выглядит наиболее
привлекательной и
Для того, чтобы компонентная архитектура информационных систем стала реальностью необходимы три условия:
· Наличие методологии анализа и проектирования информационных систем, обеспечивающих компонентную разработку и "сборку" систем,
· Сформированный рынок готовых программных компонент, поддерживающих общие стандарты на технологию разработки и "сборки" компонент и
· Стандартные компоненты программного обеспечения "инфраструктуры" информационной системы, поддерживающие взаимодействие между компонентами системы
Стремительный рост числа
доступных программных
Ключевым фактором успеха в реализации компонентной технологии становятся методология и средства анализа и проектирования многокомпонентных информационных систем. Методология создания информационных систем с компонентной архитектурой "выросла" из объектно-ориентированной методологии проектирования распределенных систем. В настоящее время в области объектно-ориентированного анализа и проектирования информационных систем с компонентной архитектурой находит методология, основанная на использовании унифицированного языка моделирования (UML - Unified Modeling Language в настоящее время принят OMG в качестве стандарта). Эта методология поддержана целым спектром инструментальных программных средств визуального моделирования, совместной разработки (поддерживаются основные языки программирования С++, Java, Visual Basic, SmallTalk и др., а также популярные среды разработки - MS Visual Studio, Delphi, PowerBuilder), автоматизированного тестирования и документирования, охватывающих жизненный цикл создания программных систем. В сети интернет на сайте www.rational.com можно получить обширную и постоянно пополняемую и обновляемую информацию о новых методологиях и стандартах, программных продуктах, публикациях и доступных ресурсах (включая примеры построения информационных систем и реализации отдельных решений). На этом же сайте обсуждаются многие из, возникающих в процессе разработки системы, вопросов.
Можно считать, что, компонентная
технология проектирования и разработки
информационных систем на сегодняшний
день располагает необходимым
1.2. РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
1.2.1. Общие положения
Общие цели и задачи, которые ставят перед собой разработчики любой информационной системы можно определить как:
1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.
2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.
Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.
Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.
Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.
1.2.2. Структура управления организацией
Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.
o Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.
o Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).
o Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
o Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела ? менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.
o Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.
o Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
o финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;
o психологические стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.
В последние годы в сфере управления все активнее стало применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.
Принятие решения - акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели. Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.
Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора. На рис. 1.3 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Рис. 1.3. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений
Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.
Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.
Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.
1.2.3. Персонал организации
Персонал организации - сотрудники разной степени квалификации и уровней управления - от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения. На рис. 1.4 показано соответствие разных уровней квалификации персонала уровням управления:
Рис. 1.4. Квалификация персонала по уровням управления
o на верхнем, стратегическом, уровне управления - менеджеры высшего звена руководства организации (фирмы и его заместители). Основная их задача - стратегическое планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутрифирменной тактики управления;