Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:29, контрольная работа
Определение понятия образовательного электронного издания производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
Определение понятия образовательного
электронного издания производится
опосредовано через более общее
понятие электронного издания.
Электронное
издание (ЭИ) представляет собой совокупность
графической, текстовой, цифровой, речевой,
музыкальной, видео-, фото- и другой информации.
В одном электронном издании могут быть
выделены информационные (или информационно-справочные)
источники, инструменты создания и обработки
информации, управляющие структуры. Электронное
издание может быть исполнено на любом
электронном носителе, а также опубликовано
в электронной компьютерной сети.
В этом случае образовательным
электронным изданием (ОЭИ) является
электронное издание, содержащее систематизированный
материал по соответствующей научно-практической
области знаний, обеспечивающее творческое
и активное овладение студентами и учащимися
знаниями, умениями и навыками в этой области.
Образовательное электронное издание
должно отличаться высоким уровнем исполнения
и художественного оформления, полнотой
информации, качеством методического
инструментария, качеством технического
исполнения, наглядностью, логичностью
и последовательностью изложения. Образовательное
электронное издание не может быть редуцировано
к бумажному варианту без потери дидактических
свойств.
Благодаря специфике своего определения,
ОЭИ существенно повышают качество визуальной
и аудиоинформации, она становится ярче,
красочнее, динамичнее. Огромными возможностями
обладают в этом плане современные технологии
мультимедиа. Кроме того, при использовании
ОЭИ в обучении коренным образом изменяются
способы формирования визуальной и аудиоинформации.
Если традиционная наглядность обучения
подразумевала конкретность изучаемого
объекта, то при использовании компьютерных
технологий становится возможной динамическая
интерпретация существенных свойств не
только реальных объектов, но и научных
закономерностей, теорий, понятий.
Одной из актуальных задач информатизации
образования является проблема классификации
образовательных электронных изданий,
ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная
классификация может быть проведена на
основе нескольких различных критериев.
С одной стороны, по выполняемым функциям,
ОЭИ можно отнести к традиционным учебным
изданиям и соответственно, использовать
принципы классификации, используемые
для учебной книги. С другой стороны, они
принадлежат к категории электронных
изданий и к ним могут быть применены принципы
классификации электронных изданий.
Прежде чем переходить к непосредственной
классификации ОЭИ необходимо выделить
основные параметры, характеризующие
ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь
в основу критериев для классификации.
При этом возможные значения подобных
параметров требуют как можно более четкой
и заранее фиксированной рубрикации. В
качестве основных подобных параметров-критериев
выделяются:
За основу подобных рубрикаций могут
быть взяты существующие градации,
принятые в системе образования,
российских и зарубежных стандартах
и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и
др.), практике опубликования информационных
ресурсов в телекоммуникационных средах.
Публикуемая далее рубрикация типов
образовательных электронных изданий
и ресурсов представляет собой объединение
всех возможных образовательных информационных
ресурсов, предусмотренных вышеуказанными
стандартами и рубрикаторами.
Типы образовательных
электронных изданий
Электронные информационные
продукты
База данных
Презентация (демонстрация)
Электронный журнал
Электронная газета
Мультимедийная запись
^ Электронные представления
бумажных изданий и информационных материалов
Сборник научных трудов, статей
Газетная/журнальная публикация
Инструкция
Стандарт
Пособие
Практическое пособие
Практическое руководство
Учебник
Учебное пособие
Хрестоматия
Учебно-методическое пособие
Учебная программа (курса, дисциплины)
Учебный план (курса, дисциплины)
Практикум
Библиографический справочник
Проспект
Каталог
Альбом, атлас
Художественное издание
Альманах
Антология
Реферативный сборник
Экспресс-информация
Методические указания
Сборник тестов
Образовательный стандарт
Конспект лекций
Рекламно-техническое описание
Отчет о УНИР
Реферат
^ Программные продукты
Автоматизированная система управления
учебным заведением
Автоматизированная информационно-библиотечная
система
Программные средства, обеспечивающие
поддержку различных технологий обучения
(доска объявлений, дистанционное консультирование
и т.д.)
Системное программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение
Пакет прикладных программ
^ Инструментальные
средства для создания электронных средств
обучения
Инструментальные средства для создания
электронных учебников и обучающих систем
Инструментальные средства для создания
электронных задачников
Инструментальные средства для создания
электронных тренажеров
Инструментальные средства для создания
электронных систем контроля знаний и
психофизиологического тестирования
Инструментальные средства для создания
электронных лабораторных практикумов
Инструментальные средства для создания
электронных учебных и восстановительных
курсов
^ Программно-
Электронных словарь
Электронный справочник
Электронная энциклопедия
Информационно-поисковая система
Информационно-решающая система
Экспертная система
^ Электронные средства
обучения
Средства теоретической и технологической
подготовки
Электронный учебник
Электронная обучающая система
Электронная система контроля знаний
Средства практической подготовки
Электронный задачник
Электронный тренажер
^ Комплексные и вспомогательные
средства
Электронный учебный курс
Электронный восстановительный курс
Электронный лабораторный практикум
Развивающая компьютерная игра
^ Средства психофизиологического
тестирования
Специализированные
информационные ресурсы сети Интернет
Виртуальная библиотека
Поисковая система
Интернет-каталог
Сервис рассылки информации
Интернет-трансляция
Универсальную классификацию предметных
образовательных областей, фиксируемых
для каждого образовательного электронного
издания и ресурса, определить однозначно
невозможно. Это связано, в первую очередь,
с многовариативностью тематических направлений,
охватываемых различными изданиями. На
практике могут быть использованы несколько
подходов к классификации предметных
(образовательных) областей. Одной из наиболее
общих, универсальных и распространенных
с точки зрения практического использования классификаций предметных
(образовательных) областей является
классификация, построенная по тематическим
направлениям общего среднего образования.
^ Классификации возможных
типов и форм образовательного процесса, для которых могут разрабатываться
образовательные электронные издания,
применяемые в общем среднем образовании
достаточно четко фиксированы. Выбор типа
или формы образования для ОЭИ должен
осуществляться в строгом соответствии
с нижеследующей классификацией.
^ Типы образовательной
деятельности
Очная
Очно-заочная
Заочная
Формы образовательной
деятельности
Уроки-лекции
Уроки-семинары
Практические занятия
Лабораторные занятия
Учебная игра
Учебная исследовательская работа школьников
(УИР)
Педагогическое измерение и контроль
Самостоятельная учебная деятельность
школьников
Следует отметить, что фиксация автором
образовательного электронного издания
или ресурса типа и формы образования
носит рекомендательный
характер, поскольку конкретные ОЭИ,
разработанные для одного типа или формы
могут быть достаточно эффективно использованы
в учебном процессе, характеризуемом другим
набором таких параметров.
Преимущества использования современных
информационных технологий при разработке
и использовании ОЭИ позволяют максимально
адаптировать функционирование таких
изданий или ресурсов не только к индивидуальным
особенностям каждого участника образовательного
процесса, но и к специфике целой аудитории
школьников (или пользователей), что дает
разработчикам ОЭИ дополнительные возможности
по рубрикации и классификации. В связи
с этим система параметров ОЭИ должна
быть расширена с помощью одного из возможных
значений типа аудитории:
Исходя из указанных выше возможных
параметров-критериев, можно выстроить
многоуровневую классификацию образовательных
электронных изданий и
Применительно к системе обучения в
целом, можно разделить образовательные
электронные издания и ресурсы на:
Образовательные электронные издания
и ресурсы, предназначенные для
использования в традиционной системе
обучения, могут включать все типы программных
средств. При этом традиционная система
обучения предоставляет широкие возможности
для использования ОЭИ в самостоятельной
работе учащихся.
Образовательные электронные издания
и ресурсы, предназначенные для факультативной
работы и углублению знаний по предмету
во многом схожи с ОЭИ, нацеленными на
использование в традиционной системе
обучения. Основное отличие заключается
в содержании учебного материала, который
может выходить за рамки стандартов и
программ системы общего среднего образования.
По своему методическому назначению образовательные
электронные издания и ресурсы и их компоненты
можно классифицировать на:
Средства ИКТ можно разделить
на группы в зависимости от формы
организации занятия, на которых наиболее
целесообразно применение данного вида
издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные
для применения в ходе проведения уроков-лекций,
лабораторных занятий, практических занятий,
учебной исследовательской работы, самоподготовки,
зачетов и экзаменов школьников.
В соответствии с вышеназванными дидактическими
приоритетами образовательные электронные
издания и ресурсы можно классифицировать
по их дидактической
нацеленности на формирование знаний,
сообщение сведений, формирование умений,
закрепление знаний, контроль уровня обученности,
обобщение, совершенствование знаний,
умений и навыков. Такая градация может
быть дополнена благодаря учету при разработке
электронных изданий и ресурсов психологически
обоснованной последовательности этапов
познавательной деятельности, в числе
которых:
Образовательные электронные издания
и ресурсы по характеру размещения на
носителях подразделяются на:
По форме изложения
материала образовательные электронные
издания и ресурсы могут быть разделены
на конвекционные, программированные,
проблемные и комбинированные (универсальные).
Конвекционное ОЭИ
соответствует установившимся традициям
классической педагогики и имеет энциклопедический
или монографический характер. Подобное
ОЭИ реализует информационную функцию
обучения.
Программированное ОЭИ
основано на обучении по системе "стимул-реакция".
Такое издание имеет форму разветвленной
или линейной программы и ориентировано,
прежде всего, на самостоятельную работу
обучаемого, раскрывает основы и методы
получения знаний и их взаимодействие
с профессиональными навыками.
Проблемное ОЭИ
базируется на теории проблемного обучения
и направлено на развитие логического
мышления, стимулирование творческой
составляющей восприятия знаний.
Комбинированное
(универсальное) ОЭИ содержит отдельные
элементы перечисленных видов ОЭИ.
Образовательные электронные издания
и ресурсы можно классифицировать по технологии
их распространения:
С учетом характера взаимодействия
пользователя и ОЭИ различают детерминированные
и недетерминированные образовательные
электронные издания и ресурсы.
Детерминированное
ОЭИ - электронное издание, параметры,
содержание и способ взаимодействия с
которым определены издателем и не могут
быть изменены пользователем.
Недетерминированное
ОЭИ - электронное издание, параметры,
содержание и способ взаимодействия с
которым прямо или косвенно устанавливаются
пользователем в соответствии с его интересами,
целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения
производятся на основе информации и с
помощью алгоритмов, определенных издателем.
Различные виды образовательных электронных
изданий и материалы, необходимые для
их разработки, могут быть объединены
в четыре основных группы, исходя из уровня
их дидактического потенциала.
^ Первая группа включает издания декларативного
типа - печатные материалы и их электронные
копии, аудио- и видеокассеты. Печатные
издания обычно содержат теоретические
материалы по теме в виде учебного текста
и графических иллюстраций к нему, рекомендации
для учителей и школьников, сборники задач.
На аудио- и видеокассетах размещают записи
нового материала, излагаемого школьникам
на занятиях. Дидактическое предназначение
этих изданий - первоначальное знакомство
с учебным материалом и его восприятие.
Как правило, издания первой группы носят
характер исходного материала, из которого
впоследствии разрабатываются полноценные
ОЭИ.
^ Вторая группа образовательных электронных
изданий и ресурсов также относится к
средствам декларативного типа. Ко второй
группе могут быть отнесены электронные
учебники, виртуальные учебные кабинеты
и тестовые компьютерные системы, основные
дидактические функции которых - осмысление,
закрепление и контроль знаний.
В третью группу образовательных
электронных изданий и ресурсов могут
входить виртуальные тренажеры, виртуальные
учебные лаборатории, лаборатории удаленного
доступа и другие подобные им компьютерные
системы. Отличительными особенностями
таких систем являются использование
в их работе математических моделей изучаемых
объектов или процессов и специализированный
интерфейс, поддерживающий учащихся при
решении учебных задач в режиме управляемого
исследования. Основное дидактическое
предназначение ОЭИ третьей группы заключается
в формировании и развитии неартикулируемой
части знаний, умений и навыков, исследовании
свойств изучаемых объектов или процессов.
^ Четвертую группу ОЭИ составляют компьютерные
системы автоматизации профессиональной
деятельности или их учебные аналоги в
виде пакетов прикладных программ. Они
могут использоваться учащимися для решения
различных задач по изучаемой теме, в ходе
учебного проектирования. При использовании
ОЭИ данной группы процесс учебной работы
проходит в режиме свободного исследования
и близок по своему характеру к профессиональной
деятельности специалиста. В таком же
режиме производятся эксперименты на
удаленных уникальных стендах при исследовательской
работе школьников.
Все образовательные электронные издания
и ресурсы должны быть качественными.
Это очевидно всем. В то же время понятие
качества требует обязательной детализации.
Необходимо четко определить каким требованиям
должны удовлетворять средства ИКТ, чтобы
претендовать на звание качественных.
Заметим, что определение таких требований
существенно упростит задачу экспертов
и рядовых педагогов по определению степени
качественности того или иного образовательного
электронного издания или ресурса.
Как и сами издания и ресурсы, требования
к ним можно классифицировать согласно
нескольким различным критериям. В частности,
все требования можно разделить на две
основные группы: требования, инвариантные
относительно уровня образования, имеющие
отношение ко всем, без исключения, образовательным
электронным изданиям и специфические
требования, предъявляемые к средствам
информатизации общего среднего образования.
Прежде всего, образовательные электронные
издания и ресурсы должны отвечать стандартным
дидактическим требованиям, предъявляемым
к традиционным учебным изданиям, таким
как учебники, учебные и методические
пособия. Дидактические требования соответствуют
специфическим закономерностям обучения
и, соответственно, дидактическим принципам
обучения. Далее рассмотрены традиционные
дидактические требования к образовательным
электронным изданиям и ресурсам, относимые
к числу требований первой группы.
Требование обеспечения научности обучения
с использованием цифровых образовательных
ресурсов означает достаточную глубину,
корректность и научную достоверность
изложения содержания учебного материала,
предоставляемого ОЭИ с учетом последних
научных достижений. В соответствии с
потребностями системы образования процесс
усвоения учебного материала с помощью
ОЭИ должен строиться с учетом основных
методов научного познания: эксперимент,
сравнение, наблюдение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация, аналогия, индукция
и дедукция, анализ и синтез, моделирование
и системный анализ.
Требование обеспечения доступности обучен
Требование обеспечения проблемности обуче
Требование обеспечения наглядности обучен
Требование обеспечения сознательности
обучения, самостоятельности
и активизации деятельности обучаемого предполагает
обеспечение средствами образовательных
электронных изданий и ресурсов самостоятельных
действий учащихся по извлечению учебной
информации при четком понимании конечных
целей и задач учебной деятельности. При
этом осознанным для учащегося является
то содержание, на которое направлена
его учебная деятельность. В основе функционирования
и использования ОЭИ должен лежать деятельностный
подход. Поэтому в соответствующих изданиях
и ресурсах должна прослеживаться четкая
модель деятельности обучаемого. Мотивы
его деятельности должны быть адекватны
содержанию учебного материала. Для повышения
активности обучения подсистемы ОЭИ должны
генерировать учебные ситуации, формулировать
вопросы, предоставлять обучаемому возможность
выбора той или иной траектории обучения,
возможность управления ходом событий.
Требование обеспечения
систематичности и последовательности
обучения при использовании образовательных
электронных изданий и ресурсов означает
обеспечение потребности системы обучения
в последовательном усвоении учащимися
определенной системы знаний в изучаемой
предметной области, потребности в том,
чтобы знания, умения и навыки формировались
в определенной системе, в логически обоснованном
порядке. Для этого необходимы: