Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:29, контрольная работа
Определение понятия образовательного электронного издания производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
Требование обеспечения содержа
Требование обеспечения надежности в
использовании контрольно-измерительных
образовательных электронных изданий
и ресурсов и их компонент определяется
как вероятность правильного измерения
уровня усвоения учебного материала с
использованием ОЭИ. Требование отвечает
потребностям системы образования в обеспечении
устойчивости результатов многократного
измерения или контроля результативности
обучения одного и того же испытуемого.
Кроме традиционных дидактических требований,
предъявляемых как к образовательным
электронным изданиям и ресурсам, так
и к традиционным изданиям образовательного
назначения, к средствам информатизации
обучения предъявляются специфические
дидактические требования, обусловленные
использованием преимуществ современных
информационных и телекоммуникационных
технологий в создании и функционировании
образовательных электронных изданий
и ресурсов.
Требование адаптивности п
Требование интерактивност
Интерактивность и обратную связь следует
рассмотреть более подробно, поскольку
интерактивность и наличие обратной связи
являются существенной отличительной
особенностью большинства ОЭИ.
Обратную связь в триаде "учитель - ОЭИ
- ученик" можно разделить на два основных
вида: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя
обратная связь представляет собой
информацию, которая поступает от ОЭИ
к обучаемому в ответ на его действия при
выполнении упражнений. Такая связь предназначена
для самокоррекции учебной деятельности
самим обучаемым. Внутренняя обратная
связь дает возможность обучаемому сделать
осознанный вывод об успешности или ошибочности
учебной деятельности. Она побуждает учащегося
к рефлексии, является стимулом к дальнейшим
действиям, помогает оценить и скорректировать
результаты учебной деятельности.
Внутренняя обратная связь может быть
консультирующей и результативной. В качестве
консультации могут выступать помощь,
разъяснение, подсказка, наталкивание
и т.п. Результативная обратная связь также
может быть различной: от сообщения обучаемому
информации о правильности решенной задачи
до демонстрации правильного результата
или способа действия.
Информация внешней
обратной связи поступает к педагогу,
проводящему обучение с использованием
компьютерной техники и средств информатизации,
и используется им для коррекции как деятельности
обучаемого, так и режима функционирования
ОЭИ.
Продолжим рассмотрение требований, предъявляемых
к ОЭИ.
Требование развития
интеллектуального потенциала обучаемого при
работе с образовательными электронными
изданиями и ресурсами отвечает потребностям
системы образования к формированию у
обучаемого стилей мышления (алгоритмического,
наглядно-образного, теоретического),
умения принимать оптимальное решение
или вариативные решения в сложной ситуации,
умений по обработке информации (на основе
использования систем обработки данных,
информационно-поисковых систем, баз данных
и пр.).
Требование системности
и структурно-функциональной связанности
представления учебного материала в
образовательных электронных изданиях
и ресурсах. Название требования говорит
само за себя.
Требование обеспечения формируемости
и уникальности заданий в контрольно-измерительных
образовательных электронных изданиях
и ресурсах. Согласно этого требования
задания, предъявляемые обучаемому, не
должны полностью существовать до начала
измерений или контроля и должны формироваться
случайным образом в момент работы обучаемого
с ОЭИ. При этом задания, получаемые разными
обучаемыми, должны быть различными, что
отвечает потребностям образования в
обеспечении объективности и адекватности
педагогических измерений.
Требование обеспечения полноты
(целостности) и непрерывности дидактического
цикла обучения с использованием образовательных
электронных изданий и ресурсов означает,
что ОЭИ должны предоставлять возможность
выполнения всех звеньев дидактического
цикла в пределах одного сеанса работы
с информационной и телекоммуникационной
техникой.
Средства информатизации обучения должны
создаваться с учетом системы знаний обучаемого
и его знания языка. Изложение учебного
материала должно быть понятно конкретному
возрастному контингенту школьников,
но не должно быть слишком простым, поскольку
это может привести к снижению внимания.
Основные эргономические и
связанные с ними требования, которые
строятся с учетом возрастных особенностей
обучаемых, обеспечивают повышение уровня
мотивации к обучению, устанавливают требования
к изображению информации и режимам работы
образовательных электронных изданий
и ресурсов.
Основным эргономическим требованием
является требование обеспечения
гуманного отношения к обучаемому в
процессе информатизации учебного процесса,
означающее:
Соблюдение вышеуказанных
^ Требования здоровьесберегающего
характера, предъявляемые к разработке
и использованию образовательных электронных
изданий и ресурсов, соответствуют гигиеническим
требованиям, санитарным нормам и правилам
работы с компьютерной техникой. Для анализа
образовательных электронных изданий
и ресурсов большое значение имеют требования
к режиму труда и отдыха школьников при
работе с персональными компьютерами:
используемые средства информатизации
образования должны быть разработаны
таким образом, чтобы время их функционирования
не превышало санитарные нормы работы
с компьютерной техникой.
Следует отметить, что соответствие образовательных
электронных изданий и ресурсов возрастным
особенностям обучаемых и санитарным
нормам работы с компьютерной техникой
являются одним из основных условий эффективности
информатизации учебного процесса. Несоответствие
этим требованиям приведет или к не восприятию
обучаемыми части информации или к ухудшению
их здоровья.
С эргономическими тесно связаны эстетические
требования, которые устанавливают
соответствие эстетического оформления
функциональному назначению образовательных
электронных изданий и ресурсов, упорядоченность
и выразительность графических и изобразительных
элементов учебной среды, соответствие
цветового колорита назначению средства
ИКТ.
Эстетические требования к образовательным
электронным изданиям и ресурсам не всегда
обязательны к учету и соблюдению. Они
носят характер рекомендаций по созданию
средств информатизации образования.
Вместе с тем, нельзя не отметить существенность
придерживания одних и тех же "эстетических"
позиций при создании средств ИКТ.
Особым требованиям качества должны удовлетворять
и содержательные материалы, сопровождающие
средства информатизации. К числу таких
материалов, в первую очередь, необходимо
отнести сопроводительную техническую
и методическую документацию.
^ Требования к оформлению
документации на образовательные электронные
издания и ресурсы обосновывают необходимость
грамотного и подробного оформления методических
указаний и инструкций для обслуживающего
персонала, учителей и школьников.
1. Создание и использование средств информатизации
образования должно сопровождаться
соответствующим документированием с
целью обеспечения интерфейса между создателями,
заказчиками и пользователями, а также
для обеспечения возможности освоения
и совершенствования функций компонентов
средств ИКТ.
2. Документация к образовательным электронным
изданиям должна быть исчерпывающей
и соответствовать реальным электронным
изданиям и ресурсам.
3. Документация должна обеспечивать неснижаемую педагогическую
эффективность использования образовательных
электронных изданий и ресурсов.
Требования к образовательным электронным
изданиям второй группы (специфические
требования, зависящие от вида и уровня
образовательного процесса) не имеют всеобщего
действия и распространяются только на
отдельные виды средств ИКТ.
Далее следуют специфические требования
к образовательным электронным изданиям
и ресурсам, применяемым на отдельных
видах учебных занятий.
Средства
информатизации уроков, на которых излагается
новый учебный материал, должны обеспечивать
возможность иллюстрации излагаемого
материала видеоизображением, анимационными
роликами с аудиосопровождением, предоставлять
учителю средства демонстрации сложных
явлений и процессов, визуализации создаваемых
на уроке текста, графики, звука.