Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 11:28, реферат
Цель: проанализировать деятельность библиотек на предмет использования современных информационных технологий в своем пространстве.
Объект исследования: информационные технологии в библиотечном пространстве.
Предмет исследование: информационные технологии
Введение……………………………………………………………………….
1. Информационные технологии в библиотеках…………………………….
1.1. Библиотека как элемент информационного пространства………………
1.2. Роль информации и библиотек в условиях информатизации
и глобализации общества……………………………………………………….
2. Информатизация библиотек………………………………………………….
2.1 Основные этапы информатизации библиотек……………………………..
2.2. Использование современных информационных технологий в деятельности библиотеки…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………….
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт заочного обучения
Кафедра информатики
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологии»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В БИБЛИОТЕЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Кутасина Елена Отчество
Челябинск, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Информационные технологии в библиотеках…………………………….
1.1. Библиотека как элемент
информационного пространства……
1.2. Роль информации и
библиотек в условиях
и глобализации общества……………………………………………………….
2. Информатизация библиотек………………
2.1 Основные этапы информатизации библиотек……………………………..
2.2. Использование современных
информационных технологий в деятельности
библиотеки……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….
Введениеиблиотека
С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Новые информационные технологии привели к трансформации традиционных функций библиотеки. Появилось новое содержание в таких базовых технологических процессах как комплектование и каталогизация. Существенные изменения произошли и в обслуживании читателей библиотек, которые получили доступ к электронным сетевым ресурсам, расположенным в Интернет и все больше и больше подстегивают библиотеки к освоению и созданию электронных ресурсов. Компьютер уже пару десятков лет является полноправным инструментом библиотекаря наравне с карточным каталогом и читательским формуляром.
Сегодня современные возможности применения компьютерных и интернет - технологий в библиотеке весьма обширны – от простого набора и распечатки текста до составления сложных информационно-поисковых систем. Это перечень тех видов библиотечной деятельности, которые сегодня не мыслимы без применения новых информационных технологий:
Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в библиотечной отрасли.
Цель: проанализировать деятельность библиотек на предмет использования современных информационных технологий в своем пространстве.
Объект исследования: информационные технологии в библиотечном пространстве.
Предмет исследование: информационные технологии
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ литературных источников.
1. Информационные технологии в библиотеках.
1.1. Библиотека как элемент информационного пространства.
Изучение генезиса информационного пространства и выяснение предыстории появления феномена библиотеки важно для понимания современного ее состояния, так как «ход событий в будущем можно представлять только, исходя из изученности состояния объекта в прошлом» [1].
В 1995 году была принята «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» – один из важнейших для разработки современной национальной информационной политики документов.
Структура информационного пространства, обозначенная в данной концепции, чрезвычайно сложна и включает следующие элементы:
Исходя из этого, информационное пространство можно определить как сложное системное явление, эффективным методом изучения которого, безусловно, является системный подход.
Понятие «информационное пространство» объединяет два термина: «пространство» и «информация». В философской литературе категория «пространство» является одной из наиболее разработанных. Пространство и время – формы бытия материи. Пространство характеризуется такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах [3]. Следовательно, это понятие используется для обозначения протяженных, структурированных и, что особенно важно, – каким-либо образом скоординированных, т.е. взаимодействующих объектов бытия. Эти атрибутивные свойства наследуются не только физическим, но и любым другим видом пространства.
«Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого другого свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» [4]. В рассматриваемом нами случае пространство предполагает информационное наполнение. Понятие «информация» – это субстрат всех информационных явлений. Но пока именно с неясной трактовкой данного понятия связана сложность их определения.
От информационного субстрата информационное пространство наследует множество свойств. Рассмотрим лишь те из них, которые воспроизводятся в библиотеке. Информации свойственны «нетленность, рост во времени и распространение в пространстве» [5]. Свойство мобильности, т. е. распространение в пространстве, является для информационного пространства системообразующим фактором, рост во времени обусловил все большую сложность в его развитии и одновременно, в соответствии со вторым законом диалектики, при увеличении количества способствует появлению новых качеств.
Очень часто информация трактуется как организованность, для которой существует заранее заготовленные места и способы употребления в системах деятельности» В силу этого одним из главных свойств информационного пространства можно считать его структурированность. Структурированность и отражательность тесно связаны с модальностью информации. Отражать в сознании что-либо можно, если происходит упорядочение мира (материи) по каким-либо основаниям признакам. Таким образом, отражать в сознании – это значит моделировать. Отражательная сущность информации позволяет определить ее и как метод связи человека с окружающей средой и как первый этап адаптации человека к среде обитания и (или) ее дальнейшего преобразования через деятельность. Информация, как один из методов связи, порождает такое атрибутивное свойство, как коммуникативность. Передавать информацию можно только при появлении у нее материальной формы – звука, жеста, знака. Информационное пространство возникает только в процессе коммуникации и является ее результатом. Информация как элемент деятельности, обладает такими сущностными свойствами, как вспомогательность и инструментальность. Человек создает информационные модели выборочно, отражая только те явления, которые имеют для него ценность. Таким свойством как выборочность отражения мира субъектом объясняется еще два атрибутивных свойства информации – ее селективность и оценочность. Со свойством модельности неразрывно связано и свойство номинативности [6]. Нельзя создать модель, не называя ее объекты и явления или их характеристики. Так, древние египтяне считали, что вещь, не имеющая названия, не существует. Процесс создания номенов объясняет и такое свойство информации как редупликация. Это свойство обусловило появление вторичных информационных продуктов и вторичного уровня информационного пространства, без него невозможно обеспечить его целостность. Оно создано человеком, является материально - духовным конструктом, и, значит, информационное пространство можно рассматривать с точки зрения деятельностного подхода. Согласно этому подходу объединение всех компонентов деятельности возможно только с помощью цели. Цель всегда формируется вне системы – системой более высокого ранга. Несомненно, цель информационного пространства – создание среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе универсума человеческой деятельности (УЧД) и используемой для УЧД [7].
Таким образом, объективность возникновения информационного пространства связана с обязательной информационной составляющей любой деятельности. И потому чем больше усложняется универсума человеческой деятельности, чем сложнее и разнообразнее явления (объекты), расположенные в определенном пространстве. Естественно, что информация проявляет свои родовые свойства в информационных явлениях, она объективный фактор их многообразия.
1.2. Роль информации
и библиотек в условиях
Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и не обладающих такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИКТ: расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.
Библиотека – составляющая информационной поддержки образования, а в условиях Интернет ее роль становится жизнеобеспечивающей. Вместе с тем, формирование информационного общества основным ресурсом, инструментом и продуктом которого является информация, как ни парадоксально, не привело к повсеместному расцвету библиотек, учреждений, вся деятельность которых связана с обработкой информационных массивов. Более того, эра цифровых коммуникаций, ознаменовалась образованием и быстрым распространением информационных коммерческих компаний, главный бизнес которых заключается в поддержке гигантских полнотекстовых баз данных и предоставлении к ним платного доступа через Интернет. В лице таких известных фирм как LEXIIS/LEXIS, ERSCO, STN и других, а также не столь крупных, но не менее амбициозных как Консультант, Гарант библиотеки обрели серьезных конкурентов, которые медленно, но верно вытесняют их с серьезного информационного рынка (обслуживание бизнеса, управления, юриспруденции и фундаментальной науки) на периферию (обслуживание досуговой и образовательной деятельности) [8].
В настоящее время необходимо кардинально менять роль и функции библиотек. Если они не смогут в ближайшее время обеспечить пользователям цифровой доступ к собственным ресурсам и базам данных всего мира, то превратятся в музей книги, значение которых год от года будет падать. Изолированность библиотек в обеспечении читателям доступа к накопленным ими источникам информации ведет к расточительству финансовых средств и доступа к ним. В результате складывается ситуация, когда порой единственные и бесценные экземпляры, так необходимые читателю остаются невостребованными. Возникает необходимость создания таких информационных систем, которые объединяют ресурсы группы библиотек и позволяют повысить эффективность доступа к ним за счет создания единого информационного пространства [9].
Информация о работе Информационные технологии в библиотечном пространстве