Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 11:28, реферат
Цель: проанализировать деятельность библиотек на предмет использования современных информационных технологий в своем пространстве.
Объект исследования: информационные технологии в библиотечном пространстве.
Предмет исследование: информационные технологии
Введение……………………………………………………………………….
1. Информационные технологии в библиотеках…………………………….
1.1. Библиотека как элемент информационного пространства………………
1.2. Роль информации и библиотек в условиях информатизации
и глобализации общества……………………………………………………….
2. Информатизация библиотек………………………………………………….
2.1 Основные этапы информатизации библиотек……………………………..
2.2. Использование современных информационных технологий в деятельности библиотеки…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………….
Проблемы автоматизации библиотек и перевод на цифровой формат всех своих фондов представляет собой достаточно большую и сложную задачу. Желание многих библиотек создать свои собственные информационные серверы, наталкивается подчас на весьма значительные трудности. Прежде всего, это недостаток финансовых средств и отсутствие во многих библиотеках специалистов подразделений – разработчиков программного обеспечения и администраторов. Преподаватели, учащиеся, студенты сталкиваются с разницей в стилях и стандартах информационно-поисковых систем. Есть проблема технократического перекоса и отсутствия системно-аналитического подхода к вопросам автоматизации библиотек. Вместе с тем большой потенциал в этом направлении имеется в вузах [10].
В настоящее время научно-образовательные информационные ресурсы составляют значительную часть всех ресурсов региона, поскольку в вузах сосредоточен основной интеллектуальный и культурный потенциал, наиболее продвинутые и квалифицированные специалисты, вузы в достаточном объеме оснащены современной компьютерной и телекоммуникационной техникой. Создано огромное количество различных Web-сайтов и цифровых информационных ресурсов, которые, к сожалению, оказались несоответствующими общепризнанным стандартам, которых испокон веков придерживаются основные держатели информации – библиотеки. Этап создания номинальных информационных ресурсов в виде тематических Web-сайтов практически завершен. Но при этом естественное спонтанное развитие Web-сайтов, содержащих информацию различного качества, а также свободный доступ и свободное размещение породили проблему систематизации и экспертной оценки создаваемых ресурсов.
В настоящее время отсутствует сопоставление существующих информационно-поисковых систем, включая библиотечные, с глобальными задачами образования. Интернет открыл много возможностей по сравнению с ранее существовавшими информационными системами, позволяя дать толчок к развитию личности за счет виртуальных ресурсов. Однако он остается лишь эффективным инструментом для разрешения проблем развития личности через сам процесс работы с поисковыми системами. Необходимо создание интеллектуальных самонастраивающихся систем, поддерживающих пользователей любого уровня при объединении ресурсов образовательных и библиотечных систем.
Необходима интеграция возможностей и самих библиотек и структур, которые занимаются процессами информатизации и создания электронных информационных ресурсов [11].
2. Информатизация библиотек.
2.1. Основные этапы информатизации.
Информатизация – ведущий процесс, определяющий развитие информационного пространства, к которым относятся и библиотеки. Данный процесс начался в (название библиотеки) с приобретения компьютеров и ксерокса и принтера, библиотечной программы АБИС «Ирбис». Библиотека приступила к автоматизации библиотечных процессов и формированию электронных баз данных.
Библиотека располагает фондом литературы (количество) экземпляров, ежегодно услугами библиотеки пользуются более (количество) читателей, выдается около (количество) тысяч различных документов. В течение года выполняется (количество) различных справок.
В настоящее время библиотека оснащена компьютерами (количество), копировальными аппаратами (количество), сканером, мультимедиапроектом, видео-, звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратурой, цифровыми видеокамерами (количество), современными выставочными стеллажами (количество).
В (название библиотеки) 5 отделов: методический; информационно - библиографический; комплектования и обработки литературы; отдел обслуживания; краеведческий отдел.
В 2008 году было приобретено библиотечное программное обеспечение Система автоматизации библиотек «ИРБИС», в которую вошли: АРМ «Администратор», «Читатель», «Каталогизатор», «Комплектатор». С помощью программы ведется общий электронный каталог, электронный каталог краеведческих и электронных изданий. Общий объем электронных записей в настоящее время составляет (цифры). Проблема в том, что администрация города не всегда включает финансирование обновления программы в муниципальный бюджет.
К началу 2014 года общее количество компьютеров в библиотеке системы достигло цифры ? (для пользователей – ?). Мультимедийное оборудование получено не только за счет средств бюджета, но и за счет выигранных грантов и спонсорской помощи. С целью приобщения пользователей к чтению (название библиотеки) ежегодно организует и проводит творческие конкурсы, просветительские и досуговые мероприятия.
2.2 Использование современных информационных технологий в краеведческой деятельности библиотеки.
Краеведение – одно из ведущих направлений в профессиональной деятельности библиотекаря. Оно переживает процесс поиска новых форм, постановки первоочередных задач. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние на изменения в традиционных составляющих библиотечного краеведения. Компьютеризация раскрыла принципиально новые возможности как в использовании традиционных каталогов и картотек и создании их аналогов в электронной форме, так и в формировании новых информационных ресурсов.
С момента покупки программы «Ирбис» наряду с традиционной краеведческой картотекой, ведется электронная краеведческая картотека (Ирбис - Край), которая составляет (количество) записей.
Ведение электронного краеведческого каталога позволило активизировать издательскую деятельность по краеведению. Текущий указатель «Литература о название города и области», тематические указатели по различным темам, «Календарь знаменательных дат» и т. д.
Быстро и качественно отвечать на правовые запросы пользователей помогают справочно - поисковые системы «Консультант +». Это позволяет обеспечивать оперативный доступ к краеведческим ресурсам, поднимает на новый уровень качество информационного обслуживания, экономит время поиска и доставки информации пользователю.
Неоценимую помощь в краеведческой работе оказывают Интернет-технологии. Библиотека имеет свой сайт, ресурсы краевых библиотек, электронную библиотеку краеведческих материалов «Родное название города».
В связи с развитием информационных технологий, с приобретением первого мультипроектора формы деятельности библиотеки стали меняться в лучшую сторону. В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически на всех направлениях деятельности библиотеки, без них не обходится ни одного крупное библиотечное мероприятие.
В настоящее время новые технологии позволяют не только использовать медианосители, но и создавать электронные ресурсы по краеведению. В библиотеке приступили к разработке познавательных CD - и DVD - дисков, посвященных городу (название) по материалам из фонда библиотеки и адресованных в основном молодежи.
Сегодня невозможно себе представить проведение мероприятий без слайд - презентаций, CD - ROMов, видеофильмов, DVD, без любопытных сведений, добытых в Интернете. Конечно, все это требует много времени, необходима предварительная подготовка тестовой информации, фотографий иллюстраций, звуковых комментариев (фонограммы), видеосюжетов, возможно, анимации. Сотрудники библиотеки получают, восторженные отзывы и наиболее понравившиеся читателям мероприятия проводят несколько раз.
В этом видится перспектива дальнейшего развития – создание собственных медиа – продуктов : библиографической продукции с анимацией для пользователей, краеведческих справочников, путеводителей, медиа - обзоров, презентаций к мероприятиям и т.д.
Заключение
Информатизация - одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.
Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно информационным технологиям, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.
В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.
Таким образом, автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в библиотечной отрасли.
Одним из направлений, по которому происходит сегодня информатизация библиотечной деятельности в стране, является развитие средств доступа пользователей к полнотекстовым информационным ресурсам, электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек. Библиотеки сегодня имеют дело не только с традиционным информационным ресурсам, но и с электронными (сетевыми и несетевыми). Большинство библиотек имеют своих web – серверов.
Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам.
Таким образом, мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.
Список использованных источников :
1. Анилина, М. И. Философия современной библиотеки [Текст] / М. И. Анилина // Библиотековедение. – 1996. – №4/5. – С. 91—100.
2. Баженов, С. Р. Разработка автоматизированного рабочего места сотрудника МБА под ИРБИС [Текст] / С. Р. Баженов // Библиосфера. – 2009. – № 2. – С. 53.
3. Бродовский, А. И. Новые решения и направления развития Системы автоматизации библиотек ИРБИС [Текст] / А. И. Бродовский, Б. И. Маршак // Научные и технические библиотеки. - 2006. - № 11. - С. 60.
4. Галаничева, Г. Г. Автоматизированные информационно - библиотечные системы [Текст] / Г. Г. Галаничева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 4. – С. 60.
5. Гендина, Н. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб - сайтов учреждений культуры [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 3. - С. 29-31.
6. Гендина, Н. И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст] / Н. И. Гендина // Автоматизация документального поиска. - Алма-Ата: Гылым, 2000 - С. 188.
7. Гендина, Н. И. Лингвистические средства проектирования контента веб - сайтов [Текст] / Н. И. Гендина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 3. - С. 5.
8. Дановски, П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас? [Текст] / Патрик Дановски // Научные и технические библиотеки. – 2009. – № 5. – С. 54.
9. Дорфман, В. Ф. Принципы технологии двадцатого века и технология информации [Текст] / В. Ф. Дорфман// Информатика в технологии. - М., 1999. - Вып. - №5. - С. 5.
10. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность [Текст] : лекции [Текст] / М. Я. Дворкина. – М.: МГУКИ ; Профиздат, 2000. – 46 с.
11. Дворкина, М. Я. Некоторые стереотипы библиотечного сознания [Текст] / М. Я. Дворкина // Профессиональное сознание библиотекарей. Необходимость перемен в переходный период (Материалы семинара 3—4 мая 1993, Москва). – М., 1994. – С. 14—18.
12. Двуреченская, Т. Весь мир в твоем мобильном: о передаче сведений с помощью программы «МОБИБЛ» [Текст] / Т. Двуреченская // Библиотека. – 2010. – № 8. – С. 18.
13. Евдокимова, Н. Абонемент в один момент: от первого компьютера к автоматизированному обслуживанию читателей [Текст] / Н. Евдокимова // Библиополе. - 2008. - № 2. - С. 19-20.
14. Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде [Текст] / Е. Ю. Елисина // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 42.
15. Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде (окончание) [Текст] / Е. Ю. Елисина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 39.
16. Информационное пространство России и государственная политика [Текст] // Университетская книга. – 1997. – №12. – С. 4–5.
17. Каптерев, А. И. Документ в библиотеке [Текст] : ресурс и продукт/ А. И. Каптерев // Научные и технические библиотеки. – 2008. - С. 4.
18. Карауш, А. С. Развитие информационных технологий в библиотеке: взгляд в будущее [Текст] / А. С. Карауш, А. С. Макаревич // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 1. - С. 53-58.
Информация о работе Информационные технологии в библиотечном пространстве