Информационные технологии в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления…………………………………………………………..5
1.1 Информационная структура современного государственного управления……6
Глава 2. Проблемы внедрения современных информационных технологий……..14
2.1 Информационные технологии……………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………...…..20
Список литературы……………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

ИНФ ТЕХ В ГОС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРАТ.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных ("пресса", "статистика", "реформы", создают муниципальные информационные системы).

Службы третьего класса разрабатывают аналитические и  экспериментальные технологии, обслуживающие  чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

В информационном обеспечении  государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационно-аналитическим  службам. Аналитическая деятельность "встроена" в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

В современной системе  государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических  центров готовятся в Институте  проблем управления РАН и проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической  конъюнктуры.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

  1. информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;
  2. анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;
  3. поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;
  4. экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;
  5. подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;
  6. подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической  службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента — Совет Федерации не принимает  законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует  в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей  аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации — в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения  членов Совета Федерации объективной  и полной информацией, необходимой  для принятия взвешенного решения  с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды информации:

  • о положении в сфере, регулируемой законопроектом;
  • о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Государственной Думе;
  • насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
  • к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое  управление Совета Федерации ведет  работу по нескольким направлениям:

  • готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
  • оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;
  • активно участвует во всех парламентских слушаниях;
  • организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;
  • разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
  • делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации

В частности, информационно-аналитическое управление Совета Федерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику "круглых столов". К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 34).

Деятельность информационно-аналитических  центров тесно связана с прессслужбами  — новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

коммуникационный  информационный государственный управление

 

Глава 2. Проблемы внедрения современных информационных технологий

Технический прогресс, развивается  настолько стремительно, что некоторые его последствия осознаются обществом слишком поздно, когда для исправления ситуации требуются уже значительные усилия. Существует даже мнение, что при переходе некоторой критической точки прогресс начинает работать уже на уничтожение человечества. В России, по разным оценкам, количество пользователей Интернет составляет около 20-30 миллионов человек. Сегодня можно говорить, что Интернет охватывает все страны мира, так как с применением новых технологий (использование мобильных спутниковых устройств связи - razgovorodele.ru) возможно подключение к сети Интернет с любой точки земного шара. Если же говорить о развернутой инфраструктуре, то в таком контексте Интернет охватывает сегодня более 150 стран мира.

Внедрение современных информационных технологий, привело, к сожалению, к появлению новых видов преступлений, таких как компьютерная преступность и компьютерный терроризм - незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, хищение, присвоение, вымогательство компьютерной информации. Кибертерроризм - это новая форма терроризма, которая для достижения своих террористических целей использует компьютеры и электронные сети, современные информационные технологии.

По своему механизму, способам совершения и сокрытия компьютерные преступления имеют определенную специфику, характеризуются высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости. По данным экспертов Совета Европы, только аферы с кредитными картами уносят ежегодно около 400-500 миллионов долларов. Убытки от вирусов составляют около 20 миллиардов, а нарушение прав собственности наносит ущерб в 250-300 миллиардов долларов. Internet не только возводит мосты между странами и континентами, но и приближает преступника к жертве. Одними из ведущих проблем в области информационной безопасности стали атаки на платежные системы, дискредитация компаний (отказ в обслуживании), производственный саботаж, вскрытие корпоративных секретов, нарушение прав интеллектуальной собственности.

Одной из важных проблем, возникающей вследствие действия названных причин, является увеличение числа уязвимостей корпоративной сети. Поэтому для их устранения и обеспечения надлежащего уровня защищенности информации, циркулирующей в корпоративной сети, применяются различные механизмы и средства обеспечения безопасности. Соответствующая настройка этих средств зависит от технологии обработки информации, принятой в организации, по рядка и правил обращения с защищаемой информацией. При оценке возможности информационной системы противостоять угрозам безопасности применяются следующие категории - надежность, точность, контроль доступа, контролируемость, контроль идентификации, устойчивость к умышленным сбоям. Надежность - гарантия того, что система в нормальном и внештатном режимах ведет себя так, как запланировано. Точность - гарантия точного и полного выполнения всех команд. Контроль доступа - гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса. Контроль идентификации - гарантия того, клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого он себя выдает - razgovorodele.ru. Устойчивость к умышленным сбоям - гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределе заранее оговоренных норм система будет вести себя нормально.

 

2.1 Информационные технологии

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в  госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной  связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации". Если в начале 90х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении.

Термин "информационные технологии" — один из новейших в  политологической науке. Он включает в  себя понятия "технология" и "информация", В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В.Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж.Тощенко, Т.В.Закупень и др.

Государственное управление — это управление в масштабах  общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационнотехнологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.

Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Информационные технологии управленческого процесса — это  средства организации управленческого  труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.

Это механизм регулирования  информационных потоков внутри органов  государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.

Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку  технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.

При исследовании темы "информационные технологии" целесообразно рассмотреть  такие понятия, как "информационный поток", "информационные массивы, или банки, информации", "информационные каналы прямой и обратной связи".

Информационный поток  — это совокупность сообщений  с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной  власти поток управленческой информации — это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы.

Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных  структур и требованиями внешней  среды.

Банки информации — это  хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационнопоисковых системах.

Управленческие связи  могут быть реализованы по каналам  прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении