Информационные технологии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

И информационные технологии, и информационные системы могут функционировать как с применением технических средств, так и без их применения. В каком виде они реализуются - это вопрос экономической целесообразности. Возрастание объемов информации в информационной системе организации, потребность в ускорении или усложнении способов ее переработки, действия конкурентов, изменения в информационных технологиях и другие факторы вызывают потребность в автоматизации работы информационной системы, т. е. в автоматизации обработки информации.

Содержание работы

1 Контрольная работа № 1 3
1.1 Общая характеристика программного обеспечения АИС 3
1.2 Состав программного обеспечения АИС 6
1.3 Общесистемное программное обеспечение, общая характеристика 7
2 Контрольная работа № 2 12
2.1 Реализация баз данных в среде MS Excel 12
2.2 Создание и просмотр записей 13
2.3 Фильтрация данных и установление критериев выборки данных 14
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

ИС.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

 

Факультет: Химико-технологический факультет заочно-дистанционного обучения

 

 

Кафедра управления качеством и математических методов в экономике

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Информационные технологии в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

 

________ Сенашов В.И.

   (подпись)

__________________________________

    (оценка, дата)

Разработал:

Студент группы: 080502с

Шифр зачетной книжки:

Мутовина Надежда Ивановна

____________

       (подпись)

__________________________________

          (дата)

 

 

Красноярск 2012

 

Содержание

 

 

 

1 Контрольная работа № 1

 

1.1 Общая характеристика программного обеспечения АИС

 

И информационные технологии, и информационные системы могут функционировать как с применением технических средств, так и без их применения. В каком виде они реализуются - это вопрос экономической целесообразности. Возрастание объемов информации в информационной системе организации, потребность в ускорении или усложнении способов ее переработки, действия конкурентов, изменения в информационных технологиях и другие факторы вызывают потребность в автоматизации работы информационной системы, т. е. в автоматизации обработки информации.

В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения исходят от человека. В автоматизированной системе осуществляется автоматизация процессов обработки информации и частично автоматизируются управленческие функции человека.

Основная цель автоматизации управления связана с рядом общих идей, обусловленных желанием сформировать своеобразную электронную «нервную систему» организации. Билл Гейтс, основатель Microsoft, определяет электронную «нервную систему» любой организации как среду, автоматизирующую исполнение заранее намеченных действий и событий, планирование и учет, позволяющую своевременно реагировать на незапланированные события и изменения ситуации и дающую, таким образом, огромные преимущества в конкуренции и возможность эффективно работать. Принципы, на которых базируются электронные «нервные системы» любого уровня, являются общими для всех подобных систем:

  • стандартизация аппаратных средств, наличие «линейки» вычислительных систем разных возможностей, обеспечивающих требуемую гибкость и производительность за приемлемую стоимость;
  • работа с любым видом информации, представление всей информации в цифровой форме;
  • создание всепроникающей коммуникационной инфраструктуры; построение и использование сети, объединяющей отдельные части вычислительных систем и обеспечивающей постоянную связь, и том числе в рамках универсальной системы электронной почты;
  • стандартизация рабочих инструментов и вычислительных ресурсов конечных пользователей и организаций;
  • применение интегрированных приложений, специфических для конкретного вида и уровня деятельности.

Общие фундаментальные принципы построения и функционирования ИС - принцип первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совместимости:

  • принцип первого лица определяет право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления;
  • принцип системного подхода предполагает в процессе проектирования ИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование; единство информационной базы; комплексное программное обеспечение;
  • принцип надежности характеризует надежность работы ИС, которая обеспечивается с помощью различных способов. Например, дублирование структурных элементов системы или их избыточность;
  • принцип непрерывного развития системы требует от системы возможности расширяться без проведения серьезных организационных изменений;
  • принцип экономичности заключается в том, что выгоды от новой ИС не должны превышать расходы на нее;
  • принцип совместимости предполагает, что проектируемая ИС будет учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы, квалификацию людей, осуществляющих работу с ИС.

Они должны быть подготовлены к работе в этой системе. Обмен информацией начинается и заканчивается речью, данными или изображением, воспринимаемыми органами восприятия человека: слухом, зрением и осязанием. А между этими входными и выходными элементами в компьютеризованной информационной системе находится электронный продукт различных уровней - операционные системы, системы управления базами данных, прикладное обеспечение и сама информация.

В автоматизированной информационной системе (АИС) появляется возможность отображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией. Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, в виде данных, что позволяет рассматривать процесс принятия решений как информационную технологию.

Таким образом, автоматизированная информационная система может стать средой информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности всей организации, т. е. корпоративной информационной системой. Такая система включает в себя совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает задачи каждого конкретного предприятия. Корпоративная информационная система решает одну единственную задачу - эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально-техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

Корпоративная информационная система - это человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая, в частности, под его воздействием должна:

  • накапливать определенный опыт и формализованные знания;
  • постоянно совершенствоваться и развиваться;
  • быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Возможности корпоративной информационной системы и всех ее составляющих должны соответствовать насущным потребностям потребителей, в том числе и представителей органов управления, их опыту, знаниям и психологии.

Управленческие задачи можно условно разделить на три группы:

1) типовые задачи;

2) актуальные плохо формализуемые задачи;

3) нерегулярно решаемые задачи.

Возможности построения формальных алгоритмов для решения задач этих классов различны. Вследствие разной сложности структуризации информации и формализации процессов ее переработки возможна автоматизация обработки не всей информации, имеющейся в организации и используемой системой управления, а только некоторых информационных потоков. Как правило, доля информации, обрабатываемой автоматизированным способом, для различных уровней управления колеблется от 10 до 20 %.

Структура автоматизированной информационной системы. Обычно в корпоративной АИС можно выделить:

  • персонал;
  • единую базу данных хранения информации, формируемую различными и не связанными между собой программами и прикладными системами;
  • программы, обеспечивающие функционирование информационной системы (операционные системы, служебные программы и т. п.);
  • технические устройства;
  • множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям (финансы, материально-технический учет, конструкторско-технологическая подготовка производства, документооборот, аналитика и т. п.).

В плане функционирования корпоративная АИС имеет функциональную и обеспечивающую части (рис 1.1).

Рисунок 1.1. - Структура АИС

 

Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач, для которых и предназначена информационная система. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций - в подсистемы информационной системы. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку, реализующая определенные задачи. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:

  • уровень управления (высший, средний, низший);
  • вид управляемого ресурса (материальный, трудовой, финансовый и т. п.);
  • сфера применения (банковская, фондового рынка и т. п.);
  • функции управления и период управления.

Обеспечивающая часть состоит из информационного, технического, математического, программного, методического, организационного, лингвистического и правового обеспечений.

1.2 Состав программного обеспечения АИС

 

Программное обеспечение АИС - совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, прикладное программное обеспечение, а также техническая документация. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых и включают в себя:

  • операционные системы;
  • командно-файловые процессоры;
  • системные утилиты;
  • антивирусные программы.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Прикладные программные средства обеспечения деятельности предприятий классифицируются следующим образом:

  • системы подготовки текстовых документов;
  • системы обработки финансово-экономической информации;
  • системы управления базами данных;
  • личные информационные системы;
  • системы подготовки презентаций;
  • системы управления проектами;
  • экспертные системы и системы поддержки принятия решений;
  • системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;
  • прочие системы.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

1.3 Общесистемное программное обеспечение, общая характеристика

 

Общесистемное (базовое) программное обеспечение (ПО) организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

 

Рисунок 1.2 - Общесистемное (Базовое) ПО

 

В состав базового (общесистемного) ПО входят:

  • операционные системы;
  • сервисные программы;
  • трансляторы языков программирования;
  • программы технического обслуживания.

Операционные системы (ОС) обеспечивают управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем. Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ЭВМ и следит за ходом ее выполнения: анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания, что необходимо сделать, если возникли затруднения.

Исходя из выполняемых функций ОС можно разбить на три группы:

  • однозадачные (однопользовательские);
  • многозадачные (многопользовательские);
  • сетевые.

Однозадачные ОС предназначены для работы одного пользователя в каждый конкретный момент одной конкретной задачи. Типичным представителем таких операционных систем является MS-DOS (разработанная фирмой Microsoft).

Многозадачные ОС обеспечивают коллективное использование ЭВМ в мультипрограммном режиме разделения времени (в памяти ЭВМ находится несколько программ (задач), и процессор распределяет ресурсы компьютера между задачами). Типичными представителями подобного класса ОС являются; UNIX, OS/2 корпорации IBM, Microsoft Windows 95/98/2000, Microsoft Windows NT и некотоpые другие.

Сетевые операционные системы связаны с появлением локальныx и глобальных cетей и предназначены для обеспечения доступа пользователя ко всем ресурсам вычислительной сети. Типичными представителями ceтевыx ОС являются: Novell NetWare, Microsoft Windows NT, Banyan Vines, IBM LAN, UNIX, Solaris фирмы Sun, Linux.

Сервисное программное обеспечение - это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

Информация о работе Информационные технологии в экономике