Информационные технологии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Создание систем информационной безопасности (СИБ) в ИС и ИТ основывается на следующих принципах:Системный подход к построению системы защиты, означающий оптимальное сочетание взаимосвязанных организационных программных,. аппаратных, физических и других свойств, подтвержденных практикой создания отечественных и зарубежных системзащиты и применяемых на всех этапах технологического цикл обработки информации.

Файлы: 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

 

  1. Методы и средства защиты информации. Компьютерные вирусы и борьба с ними.

Создание систем информационной безопасности (СИБ) в ИС и ИТ основывается на следующих принципах:Системный подход к построению системы защиты, означающий оптимальное сочетание взаимосвязанных организационных программных,. аппаратных, физических и других свойств, подтвержденных практикой создания отечественных и зарубежных системзащиты и применяемых на всех этапах технологического цикл обработки информации.

Принцип непрерывного развития системы. Этот принцип, являющийся одним из основополагающих для компьютерных информационных систем, еще более актуален для СИБ. Способы реализации угроз информации в ИТ непрерывно совершенствуются, а потому обеспечение безопасности ИС не может быть одноразовым актом.

         Это непрерывный процесс, заключающийся  в обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования СИБ, непрерывном контроле, выявлении ее узких и слабых мест, потенциальных каналов утечки информации и новых способов

несанкционированного доступа. Разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки, т. е.

предоставление как пользователям, так и самим работникам ИС, минимума строго определенных полномочий, достаточных для выполнения ими своих служебных обязанностей.

         Полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного

доступа, т. е. необходимость  точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования, а также невозможность совершения любой операции обработки информации в ИТ без ее предварительной регистрации.

         Обеспечение надежности системы защиты, т. е. невозможность снижения уровня надежности при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий взломщика или непреднамеренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.

     Обеспечение контроля за функционированием системы защиты, т.е. создание средств и методов контроля работоспособности механизмов защиты.

     Обеспечение всевозможных средств борьбы с вредоносными программами.

     Обеспечение экономической целесообразности использования системы. защиты, что выражается в превышении возможного ущерба ИС и ИТ от реализации угроз над стоимостью разработки и эксплуатации СИБ.

     В результате решения проблем безопасности информации современные ИС и ИТ должны обладать следующими основными признаками:

     • наличием информации различной степени конфиденциальности;

     • обеспечением криптографической защиты информации различной степени конфиденциальности при передаче данных;

    • иерархичностью полномочий субъектов доступа к программам к

компонентам ИС и ИТ (к  файлам-серверам, каналам связи и  т.п.); .

    • обязательным управлением потоками информации как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на далекие расстояния;

     • наличием механизма регистрации и учета попыток несанкционированного доступа, событий в ИС и документов, выводимых

на печать;

     • обязательным обеспечением целостности программного обеспечения и информации в ИТ;

     • наличием средств восстановления системы защиты информации;

     • обязательным учетом магнитных носителей;

     • наличием физической охраны средств вычислительной техники и

магнитных носителей;

     • наличием специальной службы информационной безопасности системы.

     При рассмотрении структуры CИБ  возможен традиционный подход — выделение обеспечивающих подсистем.

     Система информационной безопасности, как и любая ИС, должна иметь определенные виды собственного программного обеспечения, опираясь на которые она будет способна выполнить свою целевую функцию.

    1. Правовое обеспечение — совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств, требования которых являются обязательными в рамках сферы их деятельности в системе защиты информации.

   2. Организационное обеспечение. Имеется в виду, что реализация информационной безопасности осуществляется определенными структурными единицами, такими, например, как служба безопасности фирмы и ее составные структуры: режим, охрана и др.

   3. Информационное обеспечение, включающее в себя сведения, данные, показатели, параметры, лежащие в основе решения задач, обеспечивающих функционирование СИБ. Сюда могут входить как показатели доступа, учета, хранения, так и информационное обеспечение расчетных задач различного характера, связанных с деятельностью службы безопасности.

   4. Техническое (аппаратное) обеспечение. Предполагается широкое использование технических средств, как для защиты информации, так и для обеспечения деятельности СИБ.

   5. Программное обеспечение. Имеются в виду различные информационные, учетные, статистические и расчетные программы, обеспечивающие оценку наличия и опасности различных каналов утечки и способов несанкционированного доступа к информации.

    6. Математическое обеспечение. Это — математические методы,

используемые для различных  расчетов, связанных с оценкой  опасности

технических средств, которыми располагают злоумышленники, зон  и

норм необходимой защиты.

    7. Лингвистическое обеспечение. Совокупность специальных языковых средств общения специалистов и пользователей в сфере обеспечения информационной безопасности.

    8. Нормативно-методическое обеспечение. Сюда входят нормы и регламенты деятельности органов, служб, средств, реализующих функции защиты информации; различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей работы в условиях жестких требований соблюдения конфиденциальности.

Нормативно-методическое обеспечение  может быть слито с правовым.

Следует отметить, что из всех мер защиты в настоящее время ведущую роль играют организационные мероприятия. Поэтому возникает вопрос об организации службы безопасности.

Реализация политики безопасности требует настройки средств защиты, управления системой защиты и осуществления контроля функционирования ИС.

Как правило, задачи управления и контроля решаются административной группой, состав и размер которой зависят от конкретных условий. Очень часто в эту группу входят администратор безопасности, менеджер безопасности и операторы.

          В самой большой сети мира Интернет атаки на компьютерные системы прокатываются, как цунами, не зная ни государственных границ, ни расовых или социальных различий. Идет постоянная борьба интеллекта, а также организованности системных администраторов и изобретательности хакеров.

         Разработанная корпорацией Microsoft операционная система Windows.NT в качестве основы ИС получает все большее распространение. И конечно, хакеры всего мира обратили на нее пристальное внимание.

        По мере появления сообщений об уязвимых местах в Windows NT

корпорация Microsoft быстро создает  сначала заплаты (hotfixes), а затем пакеты обновления (service packs), помогающие защитить операционную систему. В результате Windows NT постоянно меняется в лучшую сторону. В частности, в ней появляется все больше возможностей для, построения сети, действительно защищенной от несанкционированного  доступа к информации.

Методы и средства обеспечения  безопасности информации:

Препятствие — метод физического  преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

         Управление доступом — методы защиты информации регулированием использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем возможным путям несанкционированного доступа к информации. Управление доступом включает следующие функции защиты:

              • идентификацию пользователей,  персонала и ресурсов системы

         (присвоение каждому объекту персонального  идентификатора);

              • опознание (установление подлинности)  объекта или субъекта

         по предъявленному им идентификатору;

              • проверку полномочий (проверка  соответствия дня недели,

         времени суток; запрашиваемых  ресурсов и процедур установленному

         регламенту);

              • разрешение и создание условий  работы в пределах

         установленного регламента;

              • регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым

         ресурсам;

              • реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ,

         отказ в запросе и т.п.) при  попытках несанкционированных действий.

          Механизмы шифрования — криптографическое закрытие информации.

         Эти методы защиты все шире  применяются как при обработке,  так и при хранении информации на магнитных носителях. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.

         Противодействие атакам вредоносных программ предполагает комплекс разнообразных мер организационного характера и использование антивирусных программ. Цели принимаемых мер — это уменьшение вероятности инфицирования АИС, выявление фактов заражения системы; уменьшение последствий информационных инфекций, локализация или уничтожение вирусов; восстановление информации в ИС.

         Регламентация — создание таких условий автоматизированной

обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.

         Принуждение — метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

       Побуждение — метод защиты, побуждающий пользователей персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.

       Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические.

       Аппаратные средства — устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.

      Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, информации от противоправных действий. Примеры физических средств:

замки на дверях, решетки  на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.

      Программные средства — это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС.

       Как отмечалось, многие из них слиты с ПО самой ИС.

       Из средств ПО системы защиты необходимо выделить еще программные средства, реализующие механизмы шифрования (криптографии), Криптография — это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений.

      Организационные средства осуществляют своим комплексом регламентацию производственной деятельности в ИС и взаимоотношений

исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной

информации становится невозможным  или существенно затрудняется за

счет проведения организационных  мероприятий. Комплекс этих мер реализуется группой информационной безопасности, но должен находиться под контролем первого руководителя.

Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

    Морально-этические средства защиты включают всевозможные нормы поведения, которые традиционно сложились ранее, складываются по мере распространения ИС и ИТ в стране и в мире или специальн разрабатываются. Морально-этические нормы могут быть неписаные (например, честность) либо оформленные в некий свод (устав) правил или предписаний. Эти нормы, как правило, не являются законодательно утвержденными, но поскольку их несоблюдение приводит к падению престижа организации, они считаются обязательными для исполнения. Характерным примером таких предписаний является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США.

Информация о работе Информационные технологии в экономике