Информационные технологии в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Актуальность развития информационных технологий подчеркивается президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано…»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Информационные технологии в медицине……………...……………..4
1.1. Персональные компьютеры в медицинской практике……………….................................................…………………….4
1.2. Краткая информация о IT в медицине…………..……...………..…...4
1.3. Компьютерная томография…………...…………………………..…..6
1.4. Использование компьютеров в медицинских лабораторных исследованиях…………………………………………………...……….....6
1.5. Компьютерная флюрография……………………………....…………7
1.6. Медицинские ИТ: возможности и перспективы……...………...…...8
2. МИС и локальные ИС…………………….……………………………..9
2.1. Уровни МИС………………………………………………………….12
3. Краткая история о ИТ………………………………………………….14
3.1. Взгляд в прошлое: примеры МИС…………………………………..14
3.2. Современное представление о МИС………………………………..16
4. Классификация МИС…………………………………………………..18
4.1. Рынок МИС…………………………………………………………..21
4.2. Перспективы внедрения МИС………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29

Файлы: 1 файл

ИиКТ в медицине.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

Целями создания МИС являются:

  1. Создание единого информационного пространства;
  2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи;
  3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений;
  4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи;
  5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов;
  6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения.
  • Преимущества для пациента:
  • Продуктивность лечения:
  • врач имеет больше времени на работу с пациентами за счет сокращения "бумажной работы" ;
  • оперативность получения диагностических данных повышает скорость назначения и эффективность соответствующего лечения;
  • аккумулирование данных о пациенте за любое количество лет с возможностью просмотра его предыдущих историй болезни;
  • снижение риска потери информации о пациенте;
  • Минимизация затраченного времени:
  • возможность составления за минимальный промежуток времени оптимального графика посещений пациентом диагностических и процедурных кабинетов;
  • отсутствие очередей у процедурных и диагностических кабинетов;
  • быстрое получение результатов обследований и выписного эпикриза в печатном или электронном виде;
  • Преимущества для лечащего врача:
  • Продуктивность лечения:
  • возможность просмотра предыдущих историй болезни пациента;
  • возможность получения информации с аптечного склада предприятия о наличии лекарственных средств;
  • доступность любой информации из истории болезни в режиме реального времени
  • Минимизация затраченного времен:
  • снижение избыточности затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных;
  • облегчение поиска справочных данных и работы со справочной литературой;
  • автоматическая кодировка диагнозов по шифрам МКБ-10;
  • использование шаблонов (часто используемых фраз) при заполнении истории болезни;
  • автоматизированное получение выписного эпикриза;
  • Для Департамента и Министерства здравоохранения:
  • сравнение деятельности различных учреждений здравоохранения на основании данных, поступающих из различных регионов РФ;
  • своевременное принятие важных стратегических и тактических решений на основе анализа данных, поступающих в режиме реального;

 

2.1. Уровни МИС

 

По мнению сотрудников  американского института медицинских  записей (Medical Records Institute, USA), фактически можно выделить 5 различающихся уровней  компьютеризации для МИС.

ПЕРВЫМ уровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень  характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в компьютерную систему, и в различном  виде выдается ее пользователям в  виде отчетов. Иными словами, такая  компьютерная система является неким  автоматизированным окружением вокруг "бумажной" технологии ведения  пациента. Такие автоматизированные системы обычно охватывают регистрацию  пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций, финансовые вопросы, идут параллельно "бумагообороту" и служат прежде всего для разного  вида отчетности.

ВТОРЫМ уровнем МИС является система  компьютеризированной медицинской  записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне развития МИС те медицинские документы, которые ранее не вносились в  электронную память (прежде всего  речь идет об информации с диагностических  приборов, получаемой в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм  и пр.), индексируются, сканируются  и запоминаются в системах электронного хранения изображений (как правило, на магнитооптических накопителях). Успешное внедрение таких МИС  началось практически только с 1993 г.

ТРЕТЬИМ уровнем развития МИС является внедрение электронных медицинских  записей (Electronic Medical Records). В этом случае в медицинском учреждении должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи должны быть идентифицированы системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура  электронных медицинских записей определяется возможностями компьютерной обработки. На третьем уровне развития МИС электронная медицинская запись может уже играть активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например, при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п.

На ЧЕТВЕРТОМ уровне развития МИС, который авторы назвали системами  электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или же по другим источникам Computer-based Patient Record Systems), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская  информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских  учреждений. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или  интернациональная система идентификации  пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования  и пр.

ПЯТЫМ уровнем развития МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Record). Она отличается от системы  электронных записей о пациенте существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента. Появляются сведения из областей нетрадиционной медицины, поведенческой деятельности (курение, занятия спортом, пользование  диетами и т.д.).

В настоящее время в разных регионах реализован первый, второй либо третий уровень развития МИС. Следующий  уровень возможно было достигнуть в  небольших регионах к 2010 г., но в целом, вероятно, он не будет внедрен в  систему здравоохранения, пока не стабилизируется  экономическая ситуация.

 

3 Краткая история  о IT

3.1. Взгляд в прошлое: Примеры МИС

 

Чтобы лучше представить  положение дел сегодня, необходимо оглянуться назад в историю. В  стиле прошедшего времени было при  разработке любой системы представлять ее в виде последовательности операций, которая позволяла достичь заранее  поставленной цели, отражающей общую  полезность для здравоохранения. Она  должна была обеспечивать решение определенного  круга задач. Вот некоторые из примеров МИС кибернетической поры, когда в представлениях разработчиков  и заказчиков доминировало желание  управлять системами, а не разумная обработка информации.

Были предприняты первые попытки с помощью ИС управлять  больницей, а точнее, обрабатывать данные, чтобы «обнаруживать заболевания, принимать решения по госпитализации, для стационарного наблюдения и  лечения, выписки из клиники, а также  наблюдения после выписки». Аппаратная платформа для таких систем основывалась на ЭВМ типа «Минск 22/23/32» и ЕС 1020/30/40. Связь между больницами и  государственными учреждениями обеспечивалась такой аппаратурой передачи данных, как «Обь» или абонентский  телеграф.

В США уже тогда постоянно  действовала Кайзеровская МИС с  ВЦ в Окленде, обслуживавшая 1,5 млн. пациентов, 51 поликлинику и два  госпиталя. К ней имели доступ 2 тыс. врачей и 13 тыс. медперсонала. В  ее состав входили несколько подсистем: ускоренного массового обследования населения с автоматической обработкой данных и выдачей результатов (20 станций, каждая из которых обслуживала  одного человека в минуту); обработки  данных, связанных с приемом пациентов; сбора результатов диагностирования, предписаний врачей и отчетов  о состоянии больных и др. (использовались 50 пунктов приема и обследования); учета применяемых медикаментов и анализа их воздействия на больных (выполнялась централизованная обработка данных, полученных из всех учреждений, входящих в МИС); информации о новых методах обследования, повышающих эффективность деятельности врачей и освобождающих их от заполнения документов вручную.

В нашей стране такая работа проводилась АСУ Минздрава СССР. Сначала использовалась ЭВМ М-222, а затем ее заменили более мощной ЕС ЭВМ. Основным информационным ресурсом для всех учетных МИС были данные из карты №261, практически государственного стандарта для различных служб  Минздрава и других учреждений.

Также были созданы и эксплуатировались  МИС на базе ЭВМ М-220 для диагностирования различных заболеваний. Например, в  Институте хирургии им. А.В. Вишневского  лечащий врач с помощью такой  системы мог оценить состояние  больного после операции и возможные  осложнения. В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева собственная  диагностическая и контролирующая МИС на ЭВМ «Минск-23» позволяла  проводить анализ параметров организма  и условий искусственного кровообращения при операции на открытом сердце и  магистральных сосудах.

В США в 50-е годы проводились разработки в области информационных систем для медицины в рамках проекта MedNet. В СССР в это же время организации  Минздрава проводили разработки в области автоматизации систем хранения диагностических данных по наркологии и психологии. Начиная  с 1965 г. появилось различие в направлениях развития информационных систем для  медицины. В США в связи с  развитием системы медицинского страхования и одобренной правительством программы MediCare стали интенсивно развиваться  совместные системы информатизации и телекоммуникаций, что стало  причиной появления термина телемедицина. В СССР существовала другая система  медицинского обслуживания, и интенсивное  развитие телемедицины не было актуальным в практической сфере здравоохранения. Однако с 1992 г. термин телемедицина стал наполняться содержанием и в  России.

В США затраты на создание и модернизацию медицинских информационных систем составляют в год около 8,5 млрд. дол. Емкость отечественного рынка медицинских информационных систем составляет 20 млн. дол. США.

 

3.2. Современные  представления о МИС

 

Функциональные особенности  здравоохранения как системы  целесообразно рассмотреть, опираясь на представления о МИС. В России здравоохранение существует пока на традиционном организационном уровне, как административная система, а  все попытки создать на ее основе ИС носят фрагментарный характер, что отражает не только принципиальные трудности интеграционных решений, но и прежде всего грандиозность  ее физических размеров, а также  потребных объемов всевозможных средств для иных реализаций, серьезно меняющих организационную структуру.

 Первые попытки по  созданию отраслевой АСУ, как  описано выше, предпринял еще Минздрав СССР. К настоящему времени появилось множество узкопрофильных МИС, реализующих отдельные структурные и функциональные потребности здравоохранения и даже шире — медицины. К ним можно отнести различного рода системы для медицинских учреждений, таких как районная больница, аптека и т. д.

В последнее время стали  появляться национальные и международные  интеграционные проекты МИС, например по телемедицине в странах Европейского союза и в России. Это связано  с тем, что, с одной стороны, мировое  сообщество проводит в жизнь принцип  равных возможностей для граждан, в  том числе и в области здравоохранения, а с другой — уровень развития ИТ, достижения науки и технологии позволяют не только реально оценить  финансовые и организационные проблемы создания таких МИС, но и приступить к их реализации.

Вместе с тем существующие и проектируемые МИС в основном выполняют отдельные функции информационной системы — от ряда АРМ для помощи в организации информационного обслуживания до учетной ИС лечебного учреждения или важнейших процессов, связанных со здравоохранением (например, информационной поддержки послеоперационных больных или ведения медицинской статистики).

Медицинские информационные системы обладают рядом функциональных возможностей:

  • сбор, регистрация, структуризация и создание информационного пространства;
  • обеспечение обмена информацией;
  • хранение и поиск информации;
  • статистический анализ данных;
  • контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;
  • поддержка принятия решений;
  • анализ и контроль работы учреждений, управление ресурсами учреждения;
  • поддержка экономической составляющей лечебного процесса;
  • обучение персонала;

Рассмотрим подробнее  основные функции МИС.

Как в любой ИС, к ним  относятся сбор информации, которому предшествует получение первичных  данных о пациенте в результате его  осмотра или автоматически с  помощью специального оборудования для регистрации состояния больного (принципиально такую информацию можно полагать технологической), и, наконец, из других специализированных МИС (например, по фармакопее, анестезиологии или из медицинских библиотек). Конечно, в такой системе информация нуждается  в структурировании и хранении, а  также в средствах поиска не только по БД, но и в различных хранилищах, в частности рентгенограмм или  кардиограмм. Большие объемы вычислений, связанные с количественной оценкой информации в системе, требуют включения в МИС разнообразных приложений. Современные МИС работают в сети, поэтому при их эксплуатации пользователи могут иметь доступ к распределенным БД или другим разнообразным информационным ресурсам, в том числе и находящимся в Internet. Существенное расширение круга оборудования, используемого в здравоохранении, и повышение качества медицинского обслуживания приводят к включению в ресурс МИС дополнительной информации. Таким образом, в современных МИС увеличение ресурса происходит в значительной мере за счет технологической информации. Сейчас стало вполне реальным включать, например, на уровне больницы, сведения о лекарствах, закупаемых через аптеки. Итак, можно полагать, что теперь МИС может сколь угодно полно поддерживать функции любого медицинского учреждения.

Информация о работе Информационные технологии в медицине