Информационные технологии в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Актуальность развития информационных технологий подчеркивается президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано…»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Информационные технологии в медицине……………...……………..4
1.1. Персональные компьютеры в медицинской практике……………….................................................…………………….4
1.2. Краткая информация о IT в медицине…………..……...………..…...4
1.3. Компьютерная томография…………...…………………………..…..6
1.4. Использование компьютеров в медицинских лабораторных исследованиях…………………………………………………...……….....6
1.5. Компьютерная флюрография……………………………....…………7
1.6. Медицинские ИТ: возможности и перспективы……...………...…...8
2. МИС и локальные ИС…………………….……………………………..9
2.1. Уровни МИС………………………………………………………….12
3. Краткая история о ИТ………………………………………………….14
3.1. Взгляд в прошлое: примеры МИС…………………………………..14
3.2. Современное представление о МИС………………………………..16
4. Классификация МИС…………………………………………………..18
4.1. Рынок МИС…………………………………………………………..21
4.2. Перспективы внедрения МИС………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29

Файлы: 1 файл

ИиКТ в медицине.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

В настоящее время МИС  базируются на любых компьютерах, включая  КПК, на сканерах, начиная с планшетных и кончая томографами, и специальных  устройствах для биометрических наблюдений, цифрового и аналогового  хранения информации, видео- и фотосъемки, звукозаписи и воспроизведения. Причем благодаря сетевым технологиям  интегрированные МИС могут иметь  гетерогенную архитектуру. Средства хранения МИС позволяют работать практически  с неограниченными объемами информации, находящейся в локальных и  региональных сетях, а также в Internet.

Системная организация хранения информации поддерживается СУБД, которые  выбираются как в рамках клиент-серверной  технологии, так и в виде традиционной БД для отдельного ПК.

 

4. Классификация  МИС

 

Классификация медицинских  информационных систем основана на иерархическом  принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения.

Различают:

  1. медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:

а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),

б) консультативно-диагностические  системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и  выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),

в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или  автоматизации диагностического и  лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с  организмом больного),

г) автоматизированные рабочие  места специалистов (для автоматизации  всего технологического процесса врача  соответствующей специальности  и обеспечивающая информационную поддержку  при принятии диагностических и  тактических врачебных решений);

  1. медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами:

а) информационными системами  консультативных центров (предназначены  для обеспечения функционирования соответствующих подразделений  и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике  и принятии решений при неотложных состояниях),

б) банками информации медицинских  служб (содержат сводные данные о  качественном и количественном составе  работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),

в) персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный  или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни  или амбулаторной карты),

г) скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического  осмотра населения, а также для  выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста)

д) информационными системами  лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и  обеспечивают автоматизацию различных  видов деятельности учреждения),

е) информационными системами  НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской  работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);

  1. медицинские информационные системы территориального уровня.

Представлены:

а) ИС территориального органа здравоохранения;

б) ИС для решения медико-технологических  задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских  работников специализированных медицинских  служб;

в) компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;

  1. федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.

 

 

 

 

    1. Рынок МИС

Рынок российских медицинских информационных систем переживает период бурного развития. Начало реализации приоритетного национального  проекта "Здоровье" вызвало всплеск  интереса к внедрению ИТ в отечественных  ЛПУ и, несмотря на то, что, по оценкам  специалистов, сегодняшнего уровня финансирования по-прежнему недостаточно для проведения масштабной реорганизации отрасли, разработчики МИС находятся в  боевой готовности.

В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских  информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.

В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это  государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом  отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.

В процессе проведения исследования было принято решение разделить  все множество предлагаемых на рынке  медицинских информационных систем на несколько категорий в соответствии с предоставляемыми ими функциональными  возможностями.

 

 

 

 

 

Категории решений, представленных в  исследовании CNews Analytics

Категория решений

Описание решений, входящих в категорию

Общая медицинская информация

Технологии хранения медицинской  информации на пластиковых картах пациентов 

Порталы медицинских учреждений

Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений

Обмен медицинскими данными

Решения по созданию систем обмена медицинской информацией  между отделениями/учреждениями/регионами, по созданию регистров

Хранение изображений

Системы хранения и обработки  фото- и видео-данных, изображений

Управление процессом  медпомощи

Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п.

Управление законченными случаями

Системы, применяемые в  таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п.

Совместная работа персонала

Медицинские информационные системы, включающие модули для основного  персонала: электронная медицинская  карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением  медикаментов и т.п.

АХО

Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п.

Аналитика

Медстатистика, системы обработки  и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и  т.п.

Поддержка принятия решений

Системы поддержки принятия решений

Управление взаимодействием  с пациентом

Системы планирования и учета  медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями

Управление ресурсами

Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом  закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого  медперсонала

Мониторинг заболеваний

Системы мониторинга заболеваемости населения 

Мобильные решения

Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским  данным при помощи мобильных устройств

Инфраструктурные решения

Решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации, централизованное распространение прикладного ПО

Лабораторные информационные системы (ЛИС)

Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории


Источник: CNews Analytics, 2009

 

Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение  основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы  мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений  часто являются составными частями  единой медицинской информационной системы.

22% опрошенных компаний занимаются  разработкой узкоспециализированного  программного обеспечения, предназначенного  для автоматизации определенных  направлений деятельности, например, созданием лабораторных информационных систем (ЛИС), систем мониторинга заболеваемости населения, решений, применяемых в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., а также систем анализа данных и поддержки принятия решений. Около 42% респондентов указали, что их компании автоматизируют медицинские учреждения лишь в нескольких, чаще всего смежных, областях.

Системы, применяемые в таких  узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских  учреждений, 8,8% имеют специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств.

 

    1. Перспективы внедрения МИС

 

Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.

Не секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в  том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.

По мнению игроков российского  рынка медицинских информационных систем, предлагаемые ими решения  наиболее востребованы в клиниках Москвы и Московской области, Уральского, Центрального и Северо-Западного регионов. В  число аутсайдеров попали Дальневосточный  и Южный регионы страны. Между  тем, отечественные разработки находят  себе применение и за пределами Российской Федерации, например, в Казахстане и  Латвии.

В ближайшие годы развитие рынка  медицинских информационных систем будет стимулировать государственная  политика; кроме того сохраняется  важность необходимости повышения  качества медобслуживания, оптимизации  работы ЛПУ и наличия на рынке  МИС, реально облегчающих работу персонала.

Основные сложности внедрения  медицинских информационных систем в лечебных учреждениях связаны  с отсутствием у заказчика  технических специалистов для сопровождения  системы. Достаточно часто интеграторы  сталкиваются с проблемой нечеткого  понимания целей внедрения МИС  руководством ЛПУ, трудностями со структуризацией  бизнес-процессов, изменениями требований к МИС в процессе внедрения, сложностями в освоении системы сотрудниками ЛПУ. Однако, несмотря на то, что в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже утверждены, концепция его построения еще недостаточно проработана и не реализуется, а нормативно–правовая база практически отсутствует.

В то же время наиболее значимым фактором, сдерживающим информатизацию ЛПУ, по мнению респондентов, является недостаточное  финансирование. За ним следуют непонимание  руководителями ЛПУ целей внедрения  МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей  и сотрудников ЛПУ в области  информационных технологий.

Статистика негативных последствий  отсутствия актуальной, оперативной  медицинской информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными пока не располагает никто, включая профильные ведомства. Однако некоторые исследования в этой области  все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития  РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза.

Использование современной  информационно-технической инфраструктуры в здравоохранении могло бы ежегодно экономить до 165 млрд долл. за счет снижения длительности пребывания больного в  стационаре, своевременного проведения анализов и сокращения административных расходов.

Информация о работе Информационные технологии в медицине