Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 07:40, контрольная работа
В настоящем обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования.
Введение
1. Основные принципы новых информационных технологий обучения
2. Типы обучающих программ
3. Компьютерное тестирование
4. Перспективные направления в области компьютерного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Создание обучающей системы с использованием инструментальных программ обычно проходит четыре стадии.
1. Разработка сценария обучающей программы: на этой стадии педагог должен принять решение о том, какой раздел какого учебного курса он будет переводить в обучающую программу, продумать материал информационных кадров, такие вопросы и варианты ответов к ним, чтобы они диагностировали трудности, с которыми будут сталкиваться ученики при освоении материала, разработать схему прохождения программы, систему взаимосвязей между ее отдельными кадрами и фрагментами.
2. Ввод в компьютер текстов отдельных
кадров будущей программы,
рисование картинок, формирование контролирующих
фрагментов:
вопросов, вариантов ответов к ним и способов
анализа правильности
ответов. На этой стадии педагогу потребуется
минимальное владение
функциями компьютера и возможностями
ввода и редактирования,
встроенными в инструментальную программу.
3. Связывание отдельных элементов
обучающей программы в
целостную диалоговую систему, установление
взаимосвязей между
кадрами, вопросами и помощью, окончательная
доводка
программы.
4. Сопровождение программы во
время ее эксплуатации, внесение
в нее исправлений и дополнений, необходимость
которых
обнаруживается при ее использовании
в реальном процессе обучения.
3 КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль.
В ряде стран тестирование вытеснило традиционные формы контроля - устные и письменные экзамены и собеседования.
Типы компьютерных тестов.
Типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого. В соответствии с моделью знаний можно выделить три класса компьютерных тестов: на знания, умения и навыки.
1. Типы тестовых заданий по блоку "знания":
2. Типы тестовых заданий по блоку "навыки" (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):
3. Типы тестовых заданий по блоку "умения". Те же самые, что навыки, но использующие нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:
Выбор типов тестов определяется:
Инструментальные тестовые оболочки.
Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.
Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные. Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них «Адонис» (Москва), «Linkway» (Мicrosoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т.п.
Специализированные тестовые оболочки предназначены лишь для формирования тестов. Это - «Аист» (Москва), «Тест» (Красноярск) и др.
Приведем примеры компьютерных форм представления тестовых заданий:
1. Вопросы с фасетом. Задание вопроса, в котором меняются признаки.
Пример. Назовите столицу страны АНГЛИЯ :_______?.
2. Вопросы с шаблоном ответа.
Пример. В каком
году произошла Октябрьская
3. Вопросы с набором ключевых слов (изображений, обозначений), из которых можно конструировать ответ.
Пример: Какие силы действуют на тело, движущееся по наклонной плоскости? (сила трения, сила упругости, сила тяжести, сила реакции опоры).
4. Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.
Пример. Какой климат в Красноярском крае?
a) континентальный.
b) субтропики.
c) умеренный.
d) резко-континентальный.
Хорошим считается тест, если:
При этом тест используется обучаемым как:
а) обучение (тренажер, самоконтроль);
б) контроль.
Для учителя тест служит:
4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом:
Интеллектуальные обучающие системы.
Наиболее перспективным направлением развития систем компьютерного обучения является технология искусственного интеллекта (ИИ). Системы, использующие методику ИИ, называют интеллектуальными обучающими системами (ИОС). ИОС реализует адаптивное и двухстороннее взаимодействие, направленное на эффективную передачу знаний. Под адаптивностью понимается то, что система дает пояснения, подходящие каждому обучаемому, с помощью динамического управления, зависящего от процесса обучения. Двустороннее взаимодействие - это взаимодействие со смешанной инициативой, при которой обучаемый может задать вопросы или просить систему решить задачу. ИОС отличаются друг от друга прежде всего методологиями представлений знаний о предметной области, об обучаемом и о процессе обучения.
Наиболее перспективным путем развития ИОС является путь создания самообучающихся систем, приобретающих знания в диалоге с человеком. Прототипом такого рода системы можно считать MEMOLAB - обучающую среду с искусственным интеллектом по методологии экспериментальной психологии и человеческой памяти.
Другое направление развития систем искусственного интеллекта - распределенные системы, связывающие два и более компьютеров так, что ученики могут обучаться, сотрудничая или соревнуясь, каждый на своем компьютере. В этом случае возникает некое подобие «классного» обучения, но на совершенно ином уровне. Эксперименты и оценки показывают, что такое обучение оказывается более эффективным и интересным, чем обучение в одиночку.
Недостатком многих существующих ИОС является ориентация на специальные знания в рамках определенного предмета, так что в них не предусмотрена возможность простой адаптации к другой предметной области. Более общий подход состоит в развитии интеллектуального окружения (оболочки), из которого затем можно получить много ИОС путем наполнения различным содержанием, как баз знаний. Пример такой системы - ЕЕРS, обучающая среда для решения задач, обеспечивающая обучение решению задач в качественных областях науки.
Учебная мультимедиа и гипермедиа-технология представляет собой развитие технологии программированного обучения, хотя упор делается не на адаптивность обучения и его методическое обоснование, а на внешнюю иллюстративно-наглядную сторону. Современные графические и звуковые возможности компьютера обусловили появление средств гипер- и мультимедиа.
Мультимедиа технология - представление информации в форме видеоизображения с применением мультипликации и звукового сопровождения.
Гипермедиа технология - компьютерное представление данных различного типа, в котором автоматически поддерживаются смысловые связи между выделенными понятиями, объектами или разделами.
Научные исследования в данной области связаны с разработкой технологий создания учебных курсов большего размера на основе возможностей мульти- и гипермедиа. Под управлением компьютера система мультисред может производить в едином представлении объединение текста, графики, звуков, видеообразов и мультипликации. Технология мультимедиа в последнее время широко применяется для создания электронных книг и учебников.
Развитием идей мультимедиа являются технологии компьютерной виртуальной реальности. В этом случае с помощью специальных экранов, датчиков, шлемов, перчаток и т.п. полностью моделируется управление, например, самолетом, так что у обучаемого возникает полная иллюзия того, что он находится в кабине самолета и им управляет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе были раскрыты основные принципы новых информационных технологий обучения, рассмотрены типы обучающих программ, компьютерное тестирование, перспективные направления в области компьютерного обучения.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершенно необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.
Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.- Э.К. Лецкий, В.И. Панкратов, В.В. Яковлев ; под ред. Э.К. Лецкого, Э.С. Поддавашкина, В.В. Яковлева. - М.: УМК МПС России, 2010.
2. Петров В.Н. Информационные системы : учебник. / В.Н. Петров. / - СПб. : Питер, 2009.
3. Советов Б.Я. Информационные технологии : учебник для студентов вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - М.: Высш. шк., 2008.
4. Коноплева И.А. Информационные технологии : учеб. пособие / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.