Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:55, реферат
Полное представление о потоках информации в системе управления дают информационные модели документооборота. Они представляются в описательном, табличном, символьном, графическом видах. В информационной модели отображают этапы движения каждого документа и порции информации с указанием наименования, процедуры переработки, источника и потребителя. Для отдельно подразделения системы управления выделяют следующие виды используемой информации: входная, выходная, нормативно-справочная, вспомогательная.
1. Понятие информации…………………………………………………………3
2. Характеристика потоков информации………………………………………7
3. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении……………………………………………………………………….9
4. Внутрифирменная информационная система………………………………12
5. Автоматизированная система поддержки управленческих решений……..13
6. Кодирование информации……………………………………………………18
7. Комплекс прикладных программ для решения задач информационного…18 менеджмента
Информационная система (ИС) - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий. Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются
следующими средствами: программными (программы для компьютеров, различного назначения); техническими (аппаратные средства, вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена); лингвистическими (словари, классификаторы, тезаурусы); правовыми (положения, уставы, должностные инструкции); организационными (инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация); кадровыми (квалифицированными специалистами отдела информационных технологий, привлекаемые специалисты).
Все виды информационных систем и сетей, технологии и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из 4 этапов: разработка (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (пред эксплуатационное накопление данных, испытание информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.
В качестве основного классификационного признака автоматизированных информационных систем (АИС) целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности - процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системы.
В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие АИС:
автоматизированные системы управления (АСУ);
системы поддержки принятия решений (СППР);
автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);
автоматизированные системы обучения (АСО);
автоматизированные информационно справочные системы (АИСС).
Автоматизированная система управления представляет собой автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС).
Системы поддержки принятия решений - это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятия решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям определенным образом ставить ряд вопросов типа "что, если", получая в интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты действий.
Искусственный интеллект (ИИ) - это информационная технология, конечная цель которой состоит в создании компьютера, умеющего думать, видеть, слушать и чувствовать подобно человеческому существу. Наибольшее организационное воздействие ИИ оказывает в области экспертных систем. Экспертная система (ЭС) пытается копировать мыслительные процессы, свойственные в ходе процесса принятия решений профессионалам и менеджерам. ЭС разрабатывается посредством кодирования знаний специалиста из области правил принятия решений, которые записываются в компьютерную программу, моделирующую определенную стратегию решения задач. ЭС имеют значительное сходство с системами поддержки принятии решений. По существу, обе они
обеспечивают высокий уровень, поддержки занятых решением рабочих задач пользователям. Однако ЭС применяются, как правило, для работы с повторяющимися проблемами в узких сферах деятельности и предлагают рекомендации, тогда как системы поддержки решений используются в решении уникальных, имеющих сложную природу проблем.
4. Внутрифирменная
В деятельности крупных организаций, особенно имеющих региональную структуру, передача оперативной и достоверной информации становится первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. По этому для современного менеджмента характерно применения высокоэффективной внутрифирменной системой информации, основанной на новейшей компьютерной техники, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть.
Управленческая внутрифирменная информационная система (ВИС) представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из 3 основных элементов:
технические средства обработки информации(компьютеры);
внутренние и внешние каналы передачи информации(каналы связи);
собственно информация, зафиксированная на соответствующих носителях.
Создание ВИС базируется на следующих основных принципах:
унификация и многократность использования информации, что позволяет существенно сократить дублирование и ограничить количество используемых показателей, уменьшить объем информационных потоков и повысить степень использования информации;
совместимость (техническая, программная, организационная) отдельных элементов и подсистем ВИС, повышающая надежность ее функционирования и снижающая затраты на создание и модернизацию;
много вариантность расчетов в процессе подготовке и принятия управленческих решений, дающая возможность их оптимизации.
Проектирование, создание и использование в организации внутрифирменной информационной системы направлены на достижения следующих важнейших целей:
автоматизацию административно-
повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижение степени риска в результате повышения качества используемой информации;
создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах;
непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.
К основным функциям ВИС можно отнести:
определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема;
разработку программного обеспечения, создание и использование банков данных;
определение потребности в технических средствах и уровня затрат на их приобретения и их эксплуатации;
координацию всех работ по информационному обслуживанию;
автоматизированную обработку и выдачу документов и текстовой информации.
Современные информационные технологии все более широко охватывают не только управленческие, но и сами производственные процессы, обеспечивая возможность создания интегрированных компьютерных систем, объединяющих в единый информационный процесс научные исследования, разработки, производство, маркетинг, финансы и другие сферы хозяйственной деятельности и функции коммерческой организации.
5. Автоматизированная система
поддержки управленческих
Информационные системы формируются как интегрированные системы, поддерживающие все направления деятельности предприятия, включая финансы, производство, сбыт, снабжение, складское хозяйство, транспортные перевозки, сервисное обслуживание и проектные работы. Информационная система позволяет отслеживать критические параметры при оценке деятельности предприятия.
Целостная система информационной поддержки финансовых решений имеет три уровня: анализ, учет, управление и планирование. Она включает финансовый, налоговый, отчетные календари в которых фиксируются ежедневные финансовые операции и представляются структурированные данные итогового анализа.
Составными частями системы являются:
главная книга;
счета дебиторов (обработка счетов-фактур, учет графика платежей, анализ дебиторской задолженности, поддержка оперативного управления кредитами);
счета кредиторов (учет поступающих счетов-фактур, их сверка, учет оплаты);
управление денежными средствами (обработка платежей и поступлений денежный, поддержка электронных банковских операций, прогноз движения банковских средств);
финансовые планы (разработка и сравнение вариантов плана, сравнение фактических и отчетных показателей);
распределение затрат (учет косвенных расходов, расчет себестоимости продукции, анализ затрат предприятия);
финансовые отчеты (генерация отчетов в виде таблиц, графиков, файлов);
основные средства (создание реестра основных средств, автоматическое осуществление проводок по операциям с основными средствами).
Кроме вышеперечисленных структурных элементов системы следует выделить блоки отдельных подсистем, входящих и дополняющих единую систему, в которую входят:
Подсистема "производство" объединяет блоки:
управление производством и его планирование (управление выполнением заказов, отпуск материалов, подготовка отчетов о выполнении операции, учет выпуска продукции, времени работы персонала и оборудования, анализ состояния незавершенного производства);
учет затрат (расчет нормативной себестоимости продукции);
спецификация изделий (сопровождение изготавливаемых и закупаемых элементов товарной продукции);
планирование потребности в мощностях (планирование потребностей в материалах, узлах, загрузки оборудования).
При многозвенном производстве это подсистема позволяет вести управление серийным выпуском изделий, отслеживать работу каждого подразделения предприятия.
Подсистема "снабжение" обеспечивает сопровождение решений по планированию и управлению складскими операциями. Подсистема увязывает сбыт, снабжение и складское хозяйство и включает:
управление продажами (ведение и оценка контрактов с заказчиками, статистическая обработка продаж);
управление закупками (ведение базы данных по поставщикам, проверка надежности поставщиков);
управление запасами (отслеживание изменений материальных запасов, прогноз потребностей в резервных запасах и времени выполнения заказов, выработка рекомендаций по местам складирования и распределения товаров внутри склада);
управление партиями товаров (отслеживание партий товаров на стадиях закупки комплектующих, сборки или производства, обслуживание, текущего ремонта).
Подсистема "транспорт" позволяет поддерживать экспедиторские и транспортные решения. Она включает модули:
управление заказами на транспортировку и хранение;
определение оптимальных маршрутов;
учетов автотранспорта;
учет горюче-смазочных материалов;
расчет стоимости услуг транспортировки;
планирование потребности в материалах.
Подсистема "управление проектом" ориентирована на поддержание управленческих решений при разработке новой техники. Эта подсистема включает средства управление крупными долгосрочными инвестиционными проектами, начиная с предварительной оценки бюджета и заканчивая оценкой всего комплекса выполненного проекта:
сетевое планирование (планирование и корректировка графика изготовления продукции по стадиям выполнения проекта);
управление конструкторскими данными (поддержание системы проектно-конструкторских разработок, внесение изменений, отслеживание сделанных изменений при изготовлении);
бюджетирование проекта (разработка и анализ планового бюджета проекта на всех стадиях от появления идеи до получения опытного образца готового изделия);
оперативно корректировать изделие под требования заказчика.
Подсистема "сервис" предназначена для поддержки решений по управлению сервисными услугами, пред - и послепродажного и специального обслуживания. Она обеспечивает:
выполнение регламентных работ;
планово-предупредительные мероприятия;
ремонт и устранение неисправностей;
гарантийный ремонт;
Подсистема "сервис" включает также:
модули управления профилактическим обслуживанием и текущего ремонта (формирования графика работ, подготовка заказов на обслуживание, расчет доходов);
управление договорами на обслуживание;
разработку графиков обслуживания и ремонта (планирование занятости персонала, подготовка оперативных заданий на ремонт, определение приоритетов заказов);
анализ затрат.
Подсистема "управленческий контроль" обеспечивает руководителей обобщенной информацией по деятельности предприятия. Она состоит из блоков:
анализ показателей деятельности (расчет и анализ показателей по направлениям деятельности);
мониторинг показателей (отслеживание изменений показателей, их значения по отношению к критическим уровням, наглядное представление данных);
ретроспективный анализ и прогнозирование.
Подсистема обеспечивает подготовку отчетов по типовым и специальным формам.
Информационная система опирается на современные программные продукты и современные средства вычислительной техники. Она создается с помощью языков программирования четвертого поколения, операционных систем, таких как UNIX и Windows. Идеология построения управленческих информационных систем обеспечивает максимальную гибкость при расширении функциональных возможностей, инвариантность по отношению к используемым интерфейсам и базам данных.
Из широко распространенных локальных компьютерных систем следует выделить:
система бухгалтерского учета "1С", "Финансы без проблем", "Парус", "Супербухгалтерия", "Турбобухгалтер";