Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование существующих информационных технологий.
Задачи:
определить понятие информационных технологий;
рассмотреть существующие классификации информационных технологий;
рассмотреть процессы реализации информационных технологий;
рассмотреть возможность применения информационных технологий в образовании;
рассмотреть возможные недостатки и негативные последствия применения информационных технологий.

Файлы: 1 файл

ikt.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Информационные  технологии. Общие понятия и классификация

В настоящее  время трудно представить себе существование  вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных  видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечения ее безопасности.

Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.

 Данная работа посвящена исследованию существующих информационных технологий, а также возможности их использования в условиях современного образования.

Целью работы является исследование существующих информационных технологий.

Задачи:

    • определить понятие информационных технологий;

    • рассмотреть существующие классификации информационных технологий;

    • рассмотреть процессы реализации информационных технологий;

    • рассмотреть возможность применения информационных технологий в образовании;

    • рассмотреть возможные недостатки и негативные последствия применения информационных технологий.

Основным методом исследования является анализ источников материалов по данной теме.

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" (от греч.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. В более узком смысле технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации.

Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационные  технологии можно классифицировать с различных точек зрения:

    • в зависимости от области решаемых задач;
    • в зависимости от предметной деятельности;
    • в зависимости от типа обрабатываемой информации;
    • в зависимости от типа пользовательского интерфейса;
    • в зависимости от степени взаимодействия и др.

Приведем несколько  примеров классификации информационных технологий

 

Классификация информационных технологий по области  решаемых задач

 



 

 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

Классификация информационных технологий по специфике предметной деятельности

 

 

 

Классификация информационных технологий по типу обрабатываемой информации


 

Необходимо  отметить, что данная классификация  несколько условна, поскольку в  большинстве своем информационные технологии поддерживают и другие виды информации, например, в текстовых процессорах можно производить несложные вычисления.

Информационная технология как система

Информационная  технология представляет собой совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания, и осуществляемых в интересах пользователей.

Информационные  технологии могут быть рассмотрены на трёх уровнях:

  1. первый   уровень – теоретический, на котором происходит создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых по своим параметрам и критериям;
  2. второй уровень – исследовательский, основная задача которого заключается в разработке методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные информационные технологии;
  3. третий уровень - прикладной, связанный со спецификой отдельных предметных областей. На этом уровне также происходит определение путей и средств реализации информационных технологий.

Информационная  технология базируется на реализации таких информационных процессов, как:

    • извлечение информации;
    • транспортирование информации;
    • обработка информации;
    • хранение информации;
    • представление информации;
    • использование информации.

Под извлечением информации понимается процесс перехода от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде (в виде данных).

При транспортировании информации происходит её передача  на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней.

Хранение  информации  - это процесс накопления и долговременного хранения данных, а также обеспечение актуальности, целостности, безопасности и доступности  данных.

Представление и  использование информации – это возможность доступа к информации в удобной для пользователя форме.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Как уже было упомянуто, образовательная сфера подвержена влиянию современных информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время они в разной степени используются на всех уровнях обучения, поскольку позволяют решить следующие дидактические задачи:

  • улучшить качество и организацию процесса преподавания, повысить уровень индивидуализации обучения;
  • повысить качество и продуктивность самостоятельной работы учащихся;
  • индивидуализировать работу педагога;
  • обеспечить более свободный доступ к материалам и разработкам, подготовленным учителем;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • активизировать процесс обучения, привлечь учащихся к исследовательской деятельности;
  • обеспечить гибкость процесса обучения.

Основным средством  ИКТ для информационной среды  любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.

К системным программам относятся:

    • операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами;
    • служебные или сервисные программы.

К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В настоящее время в системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь, с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых  алгоритмов сжатия данных существенно повысилось качество звука, доступное для передачи по компьютерной сети, и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио- и видеоконференции.

Для обеспечения  эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно найти документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых  средств ИКТ становится возможным  широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует  несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеокассеты и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

По  области методического назначения средства информационно-коммуникационных технологий можно классифицировать следующим образом.

 

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

 

  Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении  дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Информация о работе Информационные технологии