Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

Все больше региональных правительств используют в своей работе информационно-аналитические службы. Практика политической и хозяйственной жизни такова, что «исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабо формализуемых систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов, не могут производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

1.1. Информационное обеспечение  органов исполнительной власти

Все больше региональных правительств используют в своей работе информационно-аналитические службы. Практика политической и хозяйственной жизни такова, что «исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабо формализуемых систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов, не могут производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате. Практика последних лет показала, что и метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов зачастую приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств, зачастую превышающих затраты, использованные на создание самих аналогов».

Можно выделить четыре основных уровня информационно-аналитического обеспечения органов власти, создающих  полную информационную картину о  положении в управляемой области. Сюда следует отнести уровни обеспечения  решения политических, стратегических, тактических и оперативных задач. Все они взаимосвязаны, и очевидно, что система информационно-аналитического обеспечения представляет собой  связную структуру информационных, аналитических, прогнозных, экспертных подразделений различного типа, занятых  сбором информации и информационным обеспечением, аналитической работой, средне- и долгосрочными прогнозами, научной работой в определенной сфере, обеспечением информационной безопасности, поддержанием деятельности информационных ресурсов (технические подразделения) и т.д. Все эти подразделения  существуют «параллельно», каждое выполняет  свою задачу в пределах общей согласованной  системы задач.

При выделении  управленческих уровней в соответствии с указанным выше разделением  управленческих задач необходимо также  принимать во внимание специфику  информационно-аналитической работы на каждом из уровней. В данном случае необходимо говорить о формирующейся иерархии знания. Иерархии не в смысле системы допуска к знаниям, хотя и это является иногда необходимым, а в смысле организации целостной системы информации от нижних звеньев (с оперативными задачами), до верхних (с политическими и стратегическими задачами). При этом иерархия информационно-аналитических подразделений предполагает переход на новый уровень абстракции по отношению к нижестоящему подразделению.1

Таким образом, можно заметить, что все информационно-аналитические  подразделения в органах власти можно разделить по горизонтали (подразделения различной направленности, не подчиненные друг другу) и по вертикали (подразделения, выполняющие схожие функции и находящиеся в отношении  управления и подчинения). Такого рода отношения между подразделениями  представляют целостную систему  обеспечения информацией процедуры  принятия решений и управления. Информация, таким образом, существует одновременно во всех уровнях власти, но различается  по параметрам использования. Такой  подход позволяет систематизировать  имеющиеся знания об объектах управления и дает возможность сформировать эволюционные модели с прослеживанием тенденций развития по отдельным  параметрам.

Необходимо сказать  об объективной и субъективной стороне обсуждения объема информации. Сегодня стало расхожим утверждение, что лавина информации сегодня не поддается никакому учету и контролю. Похоже, это так, поскольку даже специалисты в своей области сталкиваются с невозможностью просмотреть все изданное, показанное и сказанное по какому-либо вопросу. Речь может идти только о каком-то приближении к полноте. Это то, что относится к объективным аспектам объема.

Другой исходный пункт касается субъективной стороны  информации, поскольку один человек не в состоянии удержать в голове весь объем информации, необходимый для принятия управленческих решений, соответствующих достаточно широкому горизонту проблем. Для удовлетворительного решения этих проблем, как правило, используется «штаб». Система информационно-аналитических подразделений, о которой идет речь, одновременно есть и штаб как таковой, и форма организации информации. При этом сохраняются индивидуальные особенности сторон информационного взаимодействия, что делает возможным сколь угодно гибкую политику самого взаимодействия. Пересмотр отношений между центром и территориями налагает на органы управления особые рамки, в которых глубина понимания ситуации и наличие альтернативных подходов к решению проблемы возможны только при наличии в системе органов государственной власти специфических подразделений - информационно- аналитических служб, разумеется, внутри поставленных ведущими управленцами задач.2

Параллельно необходимо отметить, что многими осознается важность создания информационно- аналитических подразделений в органах исполнительной власти, что следует из участившегося включения таких структур в систему исполнительной власти многих регионов страны.

1.2. Требования  к работе информационно-аналитических  подразделений и  ограничения их деятельности

Основные требования к информационно-аналитическим службам, как правило, состоят в следующем:

  1. предоставить информацию;
  2. предоставить информацию в необходимом объеме;
  3. предоставить информацию в необходимое время.

Эти требования вполне справедливы, поскольку «никому не будут нужны  аналитические материалы после… принятия решения».Но одновременно эти  требования к информационно-аналитическим  подразделениям суть основные задачи ее существования. В соответствии с  ними следует обдумывать и выстраивать  систему информационно-аналитического обеспечения.

Очевидно, что  каждое из вышеперечисленных требований выполнимо до определенной степени. Так, например, требование предоставления информации ограничено объемом имеющейся  в распоряжении информации, объемом  баз данных, доступом к необходимой информации, уровнем технического обеспечения, характеристиками средств связи и т.д. Требование полноты информации может быть ограничено перечисленными выше условиями, а также квалификацией персонала и уровнем кадрового обеспечения. Требование своевременного предоставления информации ограничено объемом обрабатываемой информации, уровнем технического обеспечения, уровнем кадрового обеспечения и пр.

Общие ограничения  на работу с информацией могут  быть представлены как группа характеристик, действительно принадлежащих сторонам информационно-аналитической деятельности:

  1. субъекту (активной стороне деятельности, получателю и преобразователю информации);
  2. медиатору (средству получения, обработки, производства и передачи информации, «посреднику» между субъектом и объектом);
  3. объекту (источнику информации).

В целом все  ограничения носят временный  и пространственный характер и интуитивно очевидны. Понятно, что один человек  не может одновременно существовать в нескольких местах, быть специалистом во всех областях знания, одновременно воспринимать, обрабатывать, производить и передавать информацию, сохранять в памяти детали сколь угодно долгое время. В определенной степени относится это и к сколь угодно большой группе людей, сосредоточенной в одном месте (количественные характеристики в данном случае принципиального значения не имеют). Максимальным случаем является использование всех человеческих ресурсов для информационной работы, что переводит проблему из плоскости аналитической в тотальную и, в свою очередь, порождает специфические проблемы организации.3

Распространенным  путем преодоления этих ограничений  является усиление отдельной службы: укрепление кадрового состава качественно  и особенно количественно, материального  обеспечения (более мощные ПК, дорогостоящее оборудование, удобные рабочие места). Между тем опыт преодоления этих ограничений существует как минимум сто лет и выглядит иначе. Простейший пример - работа разведки и контрразведки. При невозможности легального сбора информации большой группой (группами) смысл решения состоит в работе небольшими коллективами, имеющими доступ к различным информационным ресурсам, в сведении данных в единую базу и анализе этой базы с выявлением основных тенденций развития ситуации. Собственно, таким же примерно образом дело обстоит и сегодня.

Опыт деятельности многих информационно-аналитических  подразделений показывает, что им всегда приходится работать в условиях недостаточности информации и времени. Выходом из этой проблемы, которая  у этих подразделений присутствует всегда, может стать организация целостной системы информационно-аналитического обеспечения. Существуют определенные преимущества организации, они состоят в следующем:

  1. возможность обходится «малыми силами» (в зависимости от действительной потребности организации) на каждом конкретном месте;
  2. возможность экономить ресурсы (т.е. опираться на действительные потребности конкретной организации);
  3. возможность объединения ресурсов различных подразделений, предприятий (учреждений, объединений) и даже территорий;
  4. возможность предоставления отдельной группе, предприятию (учреждению, объединению), территории оп-ределенной системы задач в общей системе информации в соответствии с их интересами и тенденциями развития;
  5. возможность для заинтересованных и компетентных лиц получить информацию любого уровня - от первич-ной информации до готовых проектов решений - при необходимости практически одновременно с запросом.

Таким образом, можно предположить, что в такой системе могут быть максимально решены главные задачи, которые стоят перед информационно-аналитическими службами любого уровня, - предоставление необходимой информации в необходимом объеме в необходимое время.4

1.3. Информация  и принятие решения

«Процессы подготовки и принятия эффективных решений  в основных сферах деятельности органов  государственной власти и управления субъектов Российской Федерации  становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в  рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем». Сложность получения информации на сегодняшний день обусловлена ее распределенностью (фрагментарностью) и разнопрофильностью. Распределенность информации означает, что доступные сведения находятся, условно говоря, в «разных местах». Показатель разнопрофильности информации - в значительном количестве используемых тезаурусов, обрабатываемых сфер знания, методик.

Существование информации в  распределенном и разнопрофильном  видах представляет значительную сложность  для ее получения и обработки. Соответственно, любая работа по сбору, передаче, обобщению, анализу, хранению информации всегда будет исходить из неполноты (открытости) информации и, следовательно, будет субъективно окрашенной. Уровень, полнота и характер предоставляемой  информации определяют полноту и  характер решения по какому-либо вопросу. Таким образом, наиболее значимыми  в этих условиях факторами работы с информацией являются:

  • фрагментарность любой первичной информации;
  • разнохарактерность любой первичной информации;
  • субъективность любой обобщенной информации.

В результате можно  говорить о неполноте любого конечного  блока (набора смысловых единиц) информации и необходимости вынесения решения исходя из этой неполноты. Обработка такого неполного блока информации всегда зависит от вкусов и предпочтений в выборе методики, что неизбежно делает ее субъективно окрашенной. Тогда вопрос может ставиться так: каким образом неполная информация может быть использована для принятия решения? Существующие практические способы ответа на поставленный вопрос таковы:

  • задействовать различные по направленности информационно-аналитические службы, что позволяет использовать разнохарактерную информацию;
  • задействовать смежные области получения информации, что позволяет расширить контекст использования информации для принятия решения;
  • использовать информацию различного уровня обобщения, что позволяет определять не только факты, но и общие закономерности и тенденции развития;
  • обладать возможностями проверки информации на соответствие тенденциям развития необходимой сферы принятия решения.5

1.4. Значение  информационно-аналитических  служб

Некоторые полагают, что информационно-аналитической  службе достаточно собрать и обобщить информацию, предоставить ее руководству и после этого ее работа заканчивается. В действительности, информация должна быть в состоянии постоянного изучения и аналитического контроля для того, чтобы в любой момент можно было предоставить руководителю готовые материалы необходимого уровня обобщения по интересующему его вопросу.

Иногда приходится слышать, порою от вполне серьезных  людей, что организация системы  информационно-аналитической работы есть не более чем схоластические выкладки, что нужно «просто делать» дело. «У нас есть аналитик (или отдел), - говорят такие люди, - они получают поручение и делают необходимую работу малыми силами. Мы довольны, никакая организация здесь больше не нужна». Но достаточно прочитать перечисленные выше общие ограничения на работу с информацией, чтобы понять, что все не так просто.

Некоторые руководители создают свои информационно-аналитические  подразделения, следуя узким представлениям об их функционировании. Поэтому информационно-аналитические  подразделения иногда занимаются секретарскими делами, под их «вывеской» часто скрываются пресс-службы, службы референтов и др.6

Информация о работе Информационные технологии