Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить информационное общество и его основные свойства, а также тенденции развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– Изучить закономерности формирования информационного общества;
– Рассмотреть основные свойства информационного общества;
– Изучить проблемы информационного общества.
Введение…………………………………………………………………..с. 2
Теоретические аспекты информационного общества…………..с. 3-6
Понятие и сущность информационного общества……….с. 3-5
Основные свойства информационного общества………...с. 6
Развитие информационного общества…………………………...с. 7-15
Возникновение и основные этапы развития информационного общества……………………………………………………..с. 7-9
Критерии перехода в информационное общество………..с. 10
Россия в информационном обществе……………………...с. 11-15
Проблемы информационного общества………………………….с. 16-21
Проблема «цифрового неравенства»………………………с. 16-20
Правовое регулирование…………………………………....с. 21
Перспективы развития информационного общества……………с. 22-23
Практическая часть………………………………………………...с. 24- 30
Заключение………………………………………………………………..с. 31-34
Список использованной литературы…………………………………….с. 35
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….с. 35
Введение
Россия, как и многие другие страны, прошла очень долгий путь развития. И за все свое время осуществила несколько фундаментальных переходов. Россия перешла от авторитарного государства к демократическому, от командной экономики к рыночной, от федеративного государства к децентрализованному федерализму. И от индустриального общества к информационному обществу.
Для информационного общества, главным производственным продуктом являются знания. Информация, информационные услуги, знания и все отрасли, связанные с их производством (компьютерная, телевизионная, телекоммуникационная), растут быстрыми темпами. Это становится доминирующим в экономическом развитии, а так же отличается наличием развитых информационных потребностей и преобладанием информационных процессов
Появился новый мир. Мир компьютеров и интернета, мир сотовых телефонов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности, использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств.
Цель курсовой работы - изучить информационное общество и его основные свойства, а также тенденции развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– Изучить закономерности формирования информационного общества;
– Рассмотреть основные свойства информационного общества;
– Изучить проблемы информационного общества.
Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.
Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.
В современной литературе
дается много определений
Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.
Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.
Прежде всего, дадим определение
понятию «информационная
Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.
Информационное общество обладает следующими важными свойствами:
- имеет динамичную сферу производства;
- каждый человек имеет возможность получить нужную ему информацию в удобное ему время;
- широкое использование
телефонии, радио, телевидения,
- существует эффективное
информационное взаимодействие
людей, имеющих доступ к
Информационное общество, наделенное этими свойствами, раскрывает множество возможностей перед человеком. Главное чтобы человек умел правильно их применить.
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.
Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.
Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.
Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.
Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:
1) компьютерной;
2) телекоммуникационной.
Телекоммуникационная
Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.
На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная
а) волоконно-оптических технологий;
б) спутниковых технологий.
Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.
Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.
Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.
Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.
Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.
США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.
Лидерство в области информатизации
США объяснимо: там находится 41 %
всех имеющихся в мире компьютеров;
40 % семей там владеют
В настоящее время существует три группы критерий перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества.
Критерии перехода к информационному обществу
Показатели |
Характеристика |
Экономические критерии |
Определяются долей валового национального продукта страны. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу. |
Социальные критерии |
Характеризуются производством информационных продуктов и оказанием информационных услуг. |
Технологические критерии |
Определяют уровень развития информационного потенциала общества в частности его информационной техносферы. |
Данные критерии
позволяют количественно
Наша страна, в силу своей истории, потенциала, масштаба, может и должна быть одним из лидеров мирового сообщества. Чтобы этого достичь, нужно правильно выбрать курс, уловить и использовать тенденции, определяющие ход развития цивилизации.
Разрабатывая стратегию
Информация о работе Информатика как наука: электронный период и перспективы развития