Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить информационное общество и его основные свойства, а также тенденции развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– Изучить закономерности формирования информационного общества;
– Рассмотреть основные свойства информационного общества;
– Изучить проблемы информационного общества.
Введение…………………………………………………………………..с. 2
Теоретические аспекты информационного общества…………..с. 3-6
Понятие и сущность информационного общества……….с. 3-5
Основные свойства информационного общества………...с. 6
Развитие информационного общества…………………………...с. 7-15
Возникновение и основные этапы развития информационного общества……………………………………………………..с. 7-9
Критерии перехода в информационное общество………..с. 10
Россия в информационном обществе……………………...с. 11-15
Проблемы информационного общества………………………….с. 16-21
Проблема «цифрового неравенства»………………………с. 16-20
Правовое регулирование…………………………………....с. 21
Перспективы развития информационного общества……………с. 22-23
Практическая часть………………………………………………...с. 24- 30
Заключение………………………………………………………………..с. 31-34
Список использованной литературы…………………………………….с. 35
Главной движущей силой прогресса
становятся знания и технологии обмена
информацией. Новый мир — это
мир компьютеров и Интернета,
мир сотовых телефонов и
В отличие от прежних времен, знания перестали быть привилегией избранных. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая «мертвым грузом» лежит где-то в недрах фундаментальной науки. Они определяются возможностями максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скоростью их распространения или, иначе говоря, дееспособностью сети коммуникаций. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они претворяются в технологии, в полезные изобретения, тем выше темпы экономического роста.
Новые средства связи и системы коммуникаций сокращают расстояния, разобщающие людей. Более того, они не знают границ, разделяющих страны и народы. Новые знания, рожденные интеллектом одного, буквально в мгновение ока становятся доступны всем. Мир еще никогда не был столь единым. Складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями.
Однако это глобальное общество
— далеко не новый Эдем. Развитие
информационных и коммуникационных
технологий не только объединяет мир,
— оно же его и заново разделяет.
Все отчетливее становится деление
на лидеров, уже осуществивших переход
к экономике XXI века, и всех остальных,
по тем или иным причинам не сумевших
этого сделать. Разрыв между этими
двумя группами стран неумолимо
нарастает; меняется баланс сил в
мире; возникают новые очаги
У России есть необходимые предпосылки, для того чтобы достойно ответить на вызовы времени. Достижения отечественной науки неоспоримы, школы наших ученых и программистов признаны во всем мире. Российскими компаниями, несмотря на их молодость, накоплен опыт производства товаров и услуг, использующих современные технологии. В значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности — банковская сфера и сфера государственного управления. Люди в нашей стране все более глубоко осознают необходимость использования вычислительной техники и информационных технологий в бизнесе и государственном управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании.
Однако речь пока идет только о предпосылках. По уровню технической оснащенности, по степени развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров. Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, недостаточно развита даже обычная телефонная сеть, не говоря уже о сотовой связи, получившей широкое распространение только в Москве, Петербурге и других крупнейших городах России. На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью. В самой начальной стадии развития находятся системы «электронного правительства» и электронной торговли.
Опутанный информационными сетями,
наш мир стал не только «компактным»,
но еще и очень неспокойным. В
этих условиях безопасность страны практически
полностью определяется уровнем
ее технологической и технической
оснащенности. Речь идет не только о
современном вооружении. Через сеть
Интернет почти беспрепятственно осуществляется
пропаганда насилия, расизма, наркотиков;
чудовищно расширились
Технологическое отставание чревато для нас экономическими потерями: неспособностью бороться с конкурентной разведкой иностранных фирм и государств, с целенаправленным распространением негативной информации, влекущей экономические потери, с хищениями интеллектуальной собственности. А в случае военных действий оно может обернуться разрушением систем связи страны, поражением вычислительных центров и телекоммуникационных сетей.
У нашей технологической
Основная нагрузка в решении перечисленных стратегических задач неизбежно ложится на государство. Именно государство должно стать катализатором происходящих перемен, координировать деятельность участников процесса движения к информационному обществу
Информационное общество создает
качественно новые возможности
для повышения эффективности
государства и, одновременно, предъявляет
к нему новые требования. Речь идет
о создании полноценной системы
«электронного правительства», позволяющей
наладить процесс оказания органами
власти публичных услуг населению
и бизнесу, расширить участие
граждан в процессах управления
страной. «Электронное правительство»
— это не просто новые технологии,
— это новая система
Благодаря «электронному правительству» демократические процессы получат мощный импульс. Создание информационной основы развития демократии снизит барьеры между властью и обществом, властью и личностью. Интерактивное взаимодействие органов власти между собой сделает их работу несравнимо более эффективной. По коррупции, поразившей нашу бюрократическую машину, будет нанесен мощнейший удар.
Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. При этом основная общественно значимая информация должна предоставляться населению бесплатно.
В условиях информационного общества по-новому звучат вопросы взаимодействия государства и средств массовой информации. Мы должны предусмотреть систему мер по развитию и обеспечению доступности электронных СМИ, в том числе в Интернете, чтобы поддерживать единство информационного пространства страны.Параллельно должны быть приняты меры, направленные на предотвращение и противодействие монополизации СМИ на любом уровне. Только реальная свобода слова, защищенная от посягательств чиновников и олигархов, только разнообразие СМИ обеспечат всем общественным группам возможность выражать свои взгляды и интересы.
На государстве лежит и забота
об обеспечении просветительской поддержки
движения к информационному обществу.
Мы обязаны объяснить людям, на каких
основаниях будет строиться
Развитие процессов
Информационное общество,
или общество знаний, - не просто красивый
образ светлого будущего, не имеющий
отношения к реальности. Это, по сути,
следующая ступень развития человечества,
когда главной ценностью, определяющей
благосостояние как отдельных людей, так
и целых государств, становятся не материальные
блага, а своевременная и легкодоступная
информация. Точнее - знания, полученные
с ее помощью. Элементы нового общества
уже реально существуют сегодня, и базируются
они на компьютерных и телекоммуникационных
технологиях.
Еще четыреста лет назад английский философ
Фрэнсис Бекон заметил: "Кто владеет
информацией - владеет миром". История
свидетельствует, что во все века независимо
от устройства общества власть основывалась
не только на грубой физической силе, но
и на знаниях, доступных лишь посвященным.
Так было и в Древнем Египте, где власть
опиралась на религиозно-астрономические
и аграрные познания, и в тоталитарных
обществах ХХ века, где объективная информация
дозированно распределялась между чиновникам
различного уровня. Сегодня, когда объем
знаний на планете удваивается каждые
пять лет, слова Фрэнсиса Бекона актуальны
как никогда. Информации уже накоплено
столько, что ни один человек не способен
удержать ее в голове. В нынешних условиях
"обладать знанием" - значит уметь
быстро ориентироваться в потоке новой
информации, легко отыскивая в хранилище
знаний необходимые сведения. При этом
важно, чтобы затраты на поиск нужной информации
не превышали экономическую выгоду от
ее использования. Справиться с этой задачей
под силу лишь компьютерам - своеобразным
"усилителям" человеческого разума
и памяти. Компьютерные сети, и в частности
Интернет, становятся главным средством
хранения и передачи данных. Доступ к компьютерным
технологиям и телекоммуникациям, а также
правильное их использование - вот ключ
к успеху в информационном обществе. Те,
кто вовремя осознают это и овладеют новыми
технология ми, окажутся в преимущественном
положении перед другими представителями
рода человеческого, так как получат большие
возможности для своего профессионального
роста и повышения благосостояния.
Феномен зависимости успеха человека
от его отношения к компьютерной и телекоммуникационной
революции получил название "цифровой
барьер" или "цифровой разрыв"
(в англоязычной литературе - Digital Divide).
С ним связана и проблема "цифрового
неравенства", о которой сегодня много
говорится как на семинарах по компьютерным
технологиям, так и с трибуны Организации
Объединенных Наций. Суть проблемы состоит
в следующем: возможности, предоставляемые
современными цифровыми технологиями,
поистине огромны, но пользоваться ими
для достижения своих социальных и экономических
целей может лишь небольшой процент населения
Земли. Например, в России, по данным социологического
опроса, проведенного ВЦИОМ в конце 2000
года, 59% жителей ни разу не работали за
компьютером, а 14% не имеют представления
об Интернете. Связано это как с недостаточным
уровнем развития человеческого потенциала,
так и с отсутствием у людей необходимых
аппаратных и программных средств, а также
доступа к коммуникациям. Далеко не все
жители планеты владеют хотя бы минимальной
компьютерной грамотностью. Огромное
число людей не имеют дома не то что компьютера,
но и телефона, без которого доступ во
Всемирную сеть, как правило, невозможен.
Кроме того, во многих странах телефонные
линии настолько устарели, что по ним невозможно
передавать без искажений большие объемы
информации. Купить компьютер, модем и
оплатить услуги провайдера связи пока
что под силу лишь небольшой части населения
земного шара. Для широкого использования
компьютеров необходимо и принятие соответствущих
законов, регулирующих взаимоотношения
в этой сфере жизни, а они пока находятся
на стадии разработки.
В эпоху формирования информационного
общества "цифровое неравенство"
становится одним из важнейших факторов
деления людей на богатых и бедных. Еще
в 1997 году Программа развития ООН ввела
новое измерение бедности - информационное,
определяющее возможность доступа к информационной
магистрали широких слоев населения. Основным
конфликтом в системе производственных
отношений становится конфликт между
знанием и некомпетентностью. В развитых
странах уже появилось экономико-социальное
понятие "интернетовский образ жизни"
(Internet Lifestyle), характеризующее жизнь людей,
для которых пользоваться Интернетом
так же естественно, как, к примеру, звонить
по телефону. Новый стиль жизни отличается
особой динамичностью, легким и быстрым
доступом человека к самой разнообразной
информации, необходимой ему как в быту,
так и на производстве, непрерывным повышением
профессиональных знаний. Люди, пользующиеся
достижениями информационной революции,
воспринимают мир иначе, чем те, кто не
имеет доступа к ним. "Интернетовско
му" человеку проще общаться с другими
людьми, как бы далеко они ни находились,
легче быть в курсе всего происходящего.
Сеть перестает восприниматься как новомодная
игрушка - она необходимая основа информационного
общества. Не случайно, что при поступлении
на работу предпочтение отдается именно
тем претендентам, кто умеет пользоваться
компьютером и Интернетом. Чем больше
сервиса и услуг переходит в виртуальное
пространство, тем труднее становится
людям, не имеющим доступа к Сети, найти
работу, повысить свое образование, добиться
успеха в бизнесе.
"Цифровое неравенство" - проблема
не только и не столько отдельных людей,
но целых стран и регионов. Уже в обозримом
будущем вместо того, чтобы говорить о
"бедной стране", политики станут
рассуждать о "странах с дефицитом знаний".
Государства будут вынуждены в числе первоочередных
задач на первое место ставить повышение
уровня образования и профессиональной
квалификации своих граждан, ибо уже сегодня
конкурентоспособность определяется
в решающей степени наличием высококвалифицированных
человеческих ресурсов. Те страны, которые
не смогут повысить уровень развития науки
и сполна использовать сокровищницу знаний,
будут неизбежно отставать от своих соседей.
Вследствие этого в мире еще больше возрастет
экономическое и социальное неравенство
наций.
Можно привести массу примеров того, как
информация, распространяемая в виртуальном
мире, приносит реальную экономическую
выгоду ее владельцам. Однако существует
целый ряд научных и практических задач,
актуальных для развития всего человечества,
для решения которых необходимы компьютеры.
Так, учеными Оксфордского университета
(Великобритания) при сотрудничестве с
одной из технологических компаний США
создана компьютерная программа для просмотра
и изучения миллиардов химических соединений
в поиске тех, которые могут быть использованы
для лечения рака. Реализовать новый антираковый
проект возможно только с помощью виртуального
суперкомпьютера, состоящего из десятков
тысяч ЭВМ, соединенных через Всемирную
сеть. Одному же (реальному, а не виртуальному)
компьютеру, каким бы мощным и современным
он ни был, на это пришлось бы затратить
десятки лет. "Использование большого
количества компьютеров через Интернет
позволяет ученым и организациям задумываться
над проектами, осуществление которых
ранее было просто невозможным", - утверждает
Эд Хаббард из американской компании United
Devices.
Не только создание эффективных лекарственных
препаратов, но научно-технический прогресс
в целом немыслим без использования компьютерных
систем. И это не просто дежурный лозунг
сторонников компьютеризации. В конце
девяностых годов ХХ века в развитых странах
выросло число заявок на различные изобретения.
К примеру, в США в 1997 году было зарегистрировано
124 068 патентов, в 1998-м - 163 147, а в 1999-м - уже
порядка 170 000. Таким образом, лишь за два
года прирост их числа составил 36%. Поскольку
большинство патентов реализуется в конкретные
товары и услуги, становится понятно, что
активность изобретателей - один из основных
показателей экономического развития
современного общества. Ориентироваться
в море патентной информации без компьютерной
техники просто невозможно ни изобретателям-одиночкам,
ни транснациональным корпорациям. Кроме
того, Интернет позволяет талантливым
изобретателям находить людей, которые
способны превращать творческие идеи
в новые товары и услуги. Научно-технический
прогресс напрямую связывается со скоростью
накопления знаний и возможностью пользоваться
ими для решения конкретных задач.
Таким образом, ведение бизнеса можно
рассматривать как процесс превращения
ресурсов в экономические ценности, а
знание - как один из важнейших ресурсов.
Сегодня 15% человечества создает почти
все мировые технологические инновации,
около половины способно принять и усвоить
их, а оставшаяся треть вообще выключена
из этих процессов. Если так пойдет и дальше,
то богатые и хорошо образованные нации
будут становиться еще богаче и образованнее,
а бедные еще беднее и неразвитее. Если
человечество не сумеет вовремя преодолеть
"цифровой разрыв", новые технологии,
таящие в себе огромные возможности, приведут
к еще большей дифференциации общества.
Не может быть спокойствия на планете,
жители которой обладают столь разным
уровнем благосостояния.
Второй проблемой является правовое регулирование. Современные технологии, предоставляющие обществу услуги в режиме «он-лайн», такие как поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д. могут предоставлять ряд проблем правового характера. Среди них распространение непристойных или запрещенных материалов, мошенничество, авторские права.
Решение этих немало важных проблем требует обязательного вмешательства государства, которое следило бы за тем, чтобы предоставляющие обществу услуги были направлены в правильное русло. Учитывая глобальный характер интернета, справиться с такой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.
Информационное общество,
прежде чем прийти на смену постиндустриальному
обществу, прошло долгий путь своего развития.
За это время оно постоянно
развивалось и
Сначала выпускались вычислительные машины, которые были в единичном экземпляре, дорого стоили, занимали огромные площади. Работать с такими машинами могли только профессионалы высокой квалификации.
По мере развития технологий
машины уменьшались в размерах, становились
все более надежными и
Выделяют западную и восточную модели развития информационного общества. В западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).
Характерной чертой политики европейских стран является стремление уравнять контроль со стороны государства и законы рынка. В то же время в Европе существует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг.
Американский путь возникновения информационного общества основывается на том, чтобы функции государства были минимальными, а деятельность частных лиц максимальной. Другими словами, чтобы все оставалось в руках частного сектора и сил рынка..
В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства и рынка.
Для успешного развития информационного общества, в котором главным стратегическим ресурсом общества являются знания, необходима устойчивая система образования для воспитания будущих поколений людей.
На основе выше сказанных тезисов можно сделать вывод о том, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны. Под воздействием информатизации общества происходят массовые изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре и т. д. Но что эти изменения принесут обществу в скором будущем мало кому известно.
Практическая часть
ВАРИАНТ 14
1. Общая характеристика задачи
Предприятие
общественного питания ООО «
Для решения задачи необходимо следующее.
1. Построить таблицы по
2. Рассчитать общую стоимость питания по каждой организации на 1 персону .
3. Организовать межтабличные
4. Сформировать и заполнить
5. Результаты расчетов стоимости питания всех участников корпоративных праздников по каждой организации представить в графическом виде.
Рис.14.1. Стоимость питания на одну персону
Рис. 14.2. Данные о количестве участников корпоративных праздников
Рис. 14.3. Данные о стоимости питания на корпоративных праздниках
Информация о работе Информатика как наука: электронный период и перспективы развития