Интеллектуальные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассматриваться многоагентные интеллектуальные системы (МАС). В центре внимания будут МАС с разумными агентами (МАС-РА).
С точки зрения других МАС МАС-РА – система с повышенным сервисом. С общей точки зрения они должны стать важнейшей фазой на пути к информационным системам будущего.
Информационные системы будущего – ИР (искусственно-разумные).

Файлы: 1 файл

Детерминационный анализ и Интеллектуальные системы.doc

— 2.17 Мб (Скачать файл)

Множество агентов обычно гетерогенно.

 

§4. Направления  программной реализации.

Есть особый инструментарий, которого не будем касаться.

Разработка МАС идет по двум направлениям:

    1. на основе распределенного ИИ;
    2. на основе сценариев.

Первые строятся на базе ЭС, основанных на правилах и рассуждениях, на основе прецедентов. В них каждый агент – нераспределенная система, основанная на знаниях с добавлением компонентов для безопасности, качества обслуживания, взаимодействия с другими агентами и пользователями.

Вторые ориентированы на использование в больших компьютерных сетях с разнообразным сервисом. Агенты должны быть мобильными, и они разрабатываются с помощью языков сценариев (TCL,  JAVA, Language), которые ориентированы на удаленное использование приложений инициируемых электронной почтой.

 

§4. МАС-ИА, разработанная для поиска Web-страниц.

 

 

Агент пользователя ассоциирует  при формулировке запросов представленные результаты поиска в виде URL или Web-страниц. Когда пользователь выбирает интересующую его предметную область, то агент пользователя запрашивает соответствующую онтологию и информирует других агентов, какая онтология будет использоваться. Агент сети подключается к заданной URL или Web-странице и осуществляет ее считывание и анализ. Так как нужная страница может быть недоступна или неинтересна по содержанию, то агент сети должен уметь обрабатывать исключительные ситуации, а так же анализировать текст.

МАС-технологии появились 10 лет назад. Сейчас интерес находится  в практике программного обеспечения.

 

 

ТЕМА 3. Коренное улучшение сервиса и понятие разумного агента.

 

§1. Улучшение сервиса.

В большинстве существующих программ сервис является «дружественным», в том числе и в МАС, он заключается  в предъявлении пользователю МЕНЮ, а в лучших с точки зрения «дружественности» сервисах может быть также голосовой ввод и вывод на ограниченном естественном языке или использование средств мультимедиа. Но все это далеко не дотягивает до общения хорошо знакомых людей, когда общение является дружественным.

Современный сервис в  программах, в МАС можно уподобить  обслуживанию покупателя коллективом  магазина, Где покупателю никто не знаком. Здесь каждый выполняет свою функцию.

Как происходит контакт  между друзьями? Они личности, они  когда-то познакомились, знают состав семей, друзей, основные события жизни друг друга, при контактах узнают друг друга в лицо, радуются, сочувствуют, узнают новости, проблемы, помогают, советуют.

Теперь перенесем это  на сущность магазина. Пусть покупатель и работник магазина приятели. Отметим два новых момента: во-первых, само облуживание, профессиональный контакт, становится несравнимо лучше, например, становится возможным решение нестандартных, творческих задач (достать то, чего нет на прилавках, на складе); во-вторых, дружественное общение имеет и самостоятельную, непрофессиональную ценность (можно зайти со своей проблемой, не касающейся покупок).

 

§2. Понятие разумного агента (РА).

Имея в виду эти  два момента новизны, введем следующие понятия.

Агент, снабженный чертами  личности, обеспечивающий пользователю преимущества межличностного общения – разумный (РА).

Желательно объединять преимущества ИА и РА и поэтому  определим РА, как такую разновидность  ИА, которая обладает следующими свойствами:

а) (15) Историчность: обладает именем и прошлым определенной существовавшей личности (прототипа), зафиксированными системой опросников, по возможности мультимедиа средствами и/или генными материалами.

б) (16) Обладает возрастными изменениями.

в) (17) Возможная точность начального отражения сознания: реализация с учетом зафиксированной системы ответов на опросники по поводу психологических категорий сознания, подсознания прототипа.

г) (18) Возможная точность отражения особенностей обучаемости: развитие с учетом зафиксированной системы ответов на опросники по поводу особенностей развития и обучаемости прототипа.

д) (19)  Возможная точность начального отражения характеристик общения: реализация с учетом зафиксированной системы ответов на опросники по поводу особенностей прототипа при общении по разным каналам (звук, видео и т.д.).

е) (20) Встроенность в гетерогенный коллектив пользователей.

Сознание включает в себя следующие аспекты (вслед за автором литературы [5], [6]):

    • отражение в памяти окружающего мира и его взаимосвязей. К этому аспекту относятся: ощущение, восприятие, память, воображение и мышление.
    • различение субъекта и объекта, отчетливое разделение того, что относится к «Я» и «не Я».
    • целеполагающая деятельность, формирование целей деятельности. К этому аспекту относятся: мотивационная деятельность и принятие волевых решений.
    • отношения к окружающему миру, они связаны с чувствами и эмоциями агента.

Обучение включает в себя разновидности:

    • без учителя;
    • с учителем;
    • перекачка программ.

Общение полноценное включает в себя:

    • непрофессиональное (второй момент новизны);
    • профессиональное (с ним связан первый момент новизны), в худшем случае на ограниченном ЕЯ, в лучшем – просто на ЕЯ.

 

§3. Свойства ИА, которые обязательны для РА.

Свойства номера 1..2, 4..6, 9..11 обязательны. Свойство 11 должно определяться в частности ответами на опросники. Свойства 3, 7, 8 в основном входят в свойства а..е. Свойства 12, 13 обязательны только в профессиональных общениях и деятельности. Свойство 14 может быть обязательно только для некоторых РА.

 

§4.Особенности РА, МАС-РА, сложных систем с МАС-РА.

ПРИМЕЧАНИЕ: номера, которые соответствуют для ИА.

1. При профессиональном общении метафора данного РА, как правило, будет не такой, как при профессиональном общении.

4.3. При проектировании МАС-РА необходимо учитывать подходы к решению комбинаторных задач не только в природе, но и в человеческом обществе (коррупция, трудовые коллективы).

4.4. РА в случае не взаимодействия особей делают не только то, о чем их просят, но и то чего они хотят. В случае взаимодействия при непрофессиональном общении результат влияния коллектива РА на пользователя может быть больше, чем сумма влияния отдельных РА.

6. Дополнительно отметим, что ввиду возможностей непрофессионального общения основную долю в МАС-ИА со временем составит МАС-РА, а в остальных пунктах особенности РА и МАС-РА те же, что и для остальных МАС-ИА.

 

Структурная схема  МАС-РА в режиме профессиональной деятельности в Internet.

 

 

1 – пользователь №1.

2 – пользователь №n.

3 – постановка целей.

4 – органы восприятия РА-1.

5 – органы восприятия  РА-m.

6 – БД и БЗ РА-1.

7 – БД и БЗ РА-m.

8,9 – тесты прототипа.

10 – блок разума  РА-1.

11 – блок разума  РА-m.

12,13 – блок поведения  соответственно РА-1 и РА-m.

 

§5.Общий алгоритм диалога с РА.

Даже непрофессиональное общение в общем случае содержит конфиденциальные сведения. Поэтому это нужно учитывать в сетевых технологиях, тогда схема диалога с РА выглядит следующим образом:

 

 

 

ТЕМА 4. Моделирование отдельных черт и комбинаций черт РА.

 

§1. Моделирование ИА.

Этот раздел составляется с помощью студентов. Тут должны быть на том или ином уровне (принципы, структуры, программы, алгоритмы) показаны моделирования тех 10-11 свойств, которые входят в определение ИА. Причем приоритетна работа ИА в Internet.

 

§2. Моделирование общения.

Здесь нужны  личностные характеристики общения  хотя бы на ограниченном ЕЯ или на ЕЯ на профессиональные и непрофессиональные темы, что касается профессиональных тем, то об этом расскажут студенты.

Программа непрофессионального общения на таком уровне, что эксперты не могут различить человек ли беседует с пользователем или компьютер, существует, но там не конкретные личности. Существует программа «Alica», «Психиатр», «Параноик». Они совершенствуются. Это диалоговые системы. Их много в Internet, причем общение возможно на ЕЯ. Позже будут примеры Chat bots «Kiberry», «ALICE» (фирмы). Они без личностных свойств. Есть примеры отражения в программах личностных свойств прототипа. Программа «Мышь», она произносит вводимый с клавиатуры текст одним из записанных голосов. Есть мобильный телефон, который произносит текст говорящего на одном из нескольких десятков голосов, примеры которых аппарат зафиксировал.

Далее смотри «Моделирование сознания».

 

§3. Моделирование обучения РА.

Есть много программ с обучением «с учителем», с обучением  «без учителя».

Есть программы обучения взрослых виртуальных личностей

Специфический вид обучения виртуальной личности – перекачка  обучающих программ.

Есть впечатляющие программы  обучения «с учителем» языку и сознанию, которое  очень близко к обучению ребенка «ХЭЛ» (Израиль). В этой программе используется модель обучения человека «учитель-мама», в течение большого времени она обучает «компьютер-ребенка», она психолингвист.

Обычно под обучением «с учителем» понимается более узкая задача, рассмотрим при изучении нейронных технологий.

«Компьютер-ребенок» «ХЭЛ»  ведет себя обычно, любит играть в мяч и др., общается с «мамой»  на ЕЯ.

Черты:

    • есть обучение;
    • общение на ЕЯ непрофессиональное;
    • обладание возрастом.

Это черты отличающие РА от простых ИА.

Позже будут рассмотрены  бионические принципы ИИ, пересекающиеся с этим разделом.

 

§4. Моделирование сознания.

(Этот раздел взят  из статьи К.К. Данилова 1995 года  «Моделирование сознания разумного  существа»).

Что такое сознание в  понятии конструктивных с точки  зрения реализации на компьютере: 

    • отражение в памяти окружающего мира, построение модели окружающего мира и его взаимосвязей;
    • разделение того, что относится к «Я» и «не Я»;
    • формирование целей деятельности;
    • отношение существа к окружающему миру.

Начинаем с возникновения  желаний. Алгоритм возникновения желаний таков: принимается информация об окружающем мире → формируется набор наиболее вероятных прогнозов развития событий, включая возможные действия модели → выбирается прогноз удовлетворяющий модель в наибольшей степени и являющийся наиболее вероятным. Этот прогноз и является «желанием модели» (желанием того, чтобы по такому пути развивались события в мире) → выполняются собственные действия моделью по выбранному прогнозу (осуществляется попытка привести окружающий мир к состоянию, соответствующему текущему желанию модели) → возврат в начало (прием информации извне).

Подробнее:

    1. Формируется отображение окружающего мира, изменяющееся с приемом каждой порции информации.
    2. В отображении мира, после каждого приема информации:

а) делается попытка связать  отношениями понятия вводимой информации;

б) найти отношения  между утверждениям в водимом  и контексте;

в) производится обобщение  найденных отношений.

а-в – накопление знаний системой.

    1. В отображении мира поддерживается разделение поступающей информации на части – привязываемые к словам, идентифицирующие объекты, входящие в эти части.

Объекты находятся, как  слова, которые отвечают на вопросы  вида: «кто?», «что?», «кем?», «из чего?» и т.п. В частности соответствующая информация привязана к объектам «Я» и «собеседник». Объекты из вновь поступающей информации модель пытается идентифицировать с уже известными объектами.

    1. Существует механизм, который строит всевозможные выводы из утверждений введенных предложений и фактов текущего контекста. На основе построенного дерева следований из каждого вновь введенного предложения производятся изменения дерева прогноза развития системы в окружающем мире.
    2. Модифицированное дерево, дающее развития ситуаций, оценивается с позиций хорошо/плохо для объекта «Я». Этот вариант прогноза интерпретируется как желание пути, по которому следует развиваться событиям с точки зрения модели.
    3. Механизм (5) используется для оценки уже свершившихся событий и других объектов. Оценка произошедшего и оценки отношений «Я» к другому объекту можно интерпретировать как чувства или эмоции.
    4. По выбранному прогнозу производятся выполнения действий объектом «Я». Это попытка привести мир к желаемому состоянию.

 

ЗАМЕЧАНИЯ.

Информация о работе Интеллектуальные системы