Инворматика, ее место в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Содержание работы

Введение
1.Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления…3
2.Информатика и управление……………………………………………6
3.Информационные системы……………………………………………..12
4.Практическая часть. Решение задачи средствами MS Excel.
Вариант 3………………………………………………………………….15
5.Описание алгоритма решения задачи………………………………..17
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая взфэи информатика.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

1.Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления…3

2.Информатика и управление……………………………………………6

3.Информационные системы……………………………………………..12

4.Практическая часть. Решение задачи средствами MS Excel.

Вариант 3………………………………………………………………….15

5.Описание алгоритма решения задачи………………………………..17

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в  том числе научную, техническую  и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления  данных являются серьезными стимулами  развития рынка информационных и  коммуникационных технологий. Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением  эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий  и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Информатика – это наука, изучающая  структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, передачи и преобразования с использованием компьютерных технологий.

Информационные технологии на рубеже ХХ – ХХI вв. становятся важнейшим инструментом научно – технического и социально – экономического развития общества, играя существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов социума, информационные технологии повышают уровень и качество самой жизни. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

В этой курсовой работе я рассмотрю  виды современных информационных технологий и их возможности. Освещу вопрос о  месте информатики в процессах  управления, каким образом информационные системы помогают, упрощают работу в государственном управлении, на предприятии. Докажу целесообразность внедрения тех или иных информационных технологий в практику управления.

В настоящей курсовой работе описаны вопросы взаимосвязи  информатики и управления, а также  роль, которая отводится информатике  в процессах управления.

В практической части курсовой работы приведено решение экономической  задачи с помощью табличного процессора Microsoft Excel о проценте брака изготовленных  деталей на заводе «Красный Октябрь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРЕДМЕТ И  ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИКИ, ЕЕ МЕСТО  В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Коренные преобразования в экономической среде, переход  от административно-командных к  экономическим методам управления, развитие предпринимательской деятельности и рыночных структур, а также необходимость  быстрого принятия решений привели  к существенным изменениям в потоках  информации, организационных формах и методах обработки и представления  данных. Большинство пользователей  отказались от услуг, предоставляемых  крупными вычислительными центрами. С появлением персональных компьютеров, удобной и компактной оргтехники их услуги оказались невостребованными  в силу ряда причин, в том числе  организационных, технических и  экономических.

Информация осознана современным  обществом как необходимое условие  для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Изучает информацию наука  «информатика»

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских  слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники  дисциплина, изучающая структуру  и общие свойства информации, а  также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных  сферах человеческой деятельности

Инфоpматика — комплексная  научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2.ИНФОРМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

 

Информатика в широком  смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники  и производства, связанных с переработкой информации.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую  из трех взаимосвязанных частей.

Информатика как отрасль  народного хозяйства состоит  из однородной совокупности предприятий  разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой  современной технологии переработки  информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного  хозяйства. В настоящее время  около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки  информации.

Информатика как фундаментальная  наука занимается разработкой методологии  создания информационного обеспечения  процессов управления любыми объектами  на базе компьютерных информационных систем. В Европе можно выделить следующие основные научные направления  в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные  производства, экономическая и медицинская  информатика, информатика социального  страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

  • изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
  • созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
  • разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики  заключается в разработке методов  и средств преобразования информации и их использовании в организации  технологического процесса переработки  информации.

Задачи информатики состоят  в следующем:

а) исследование информационных процессов любой природы;

б) разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

в) решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной  научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения  проблем в других областях. Комплекс индустрии информатики станет ведущим  в информационном обществе. Тенденция  к большей информированности  в обществе в существенной степени  зависит от прогресса информатики  как единства науки, техники и  производства.

Понятия "управление" и "информатика" тесным образом  связаны между собой. Объекты, изучаемые  информатикой, имеют много общего с объектами, изучаемыми теорией  управления. Для того чтобы осмыслить  связь теории управления с информатикой, необходимо выделить основную категорию  управления - цель. В определении  информатики в явной форме  не содержатся цели алгоритмизации, анализ, принятие и выработка решений, контроль по принципу обратной связи и оценка "качества" достижения цели. С  учетом вышеизложенного информатика  и управление определяются как единство понятий "цель - модель - алгоритм - программа" (рисунок 1). Такое единство облегчает синтез и развитие средств и методов из данных отраслей наук. Первичным в цепи определения является цель, формулируемая человеком, и модель (моделирование), вторичным - алгоритм и компьютерная программа, реализующая этот алгоритм.

Рисунок 1 - Связь информатики и управления

 

Современные информационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели. Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека.

Процесс внедрения и расширения сферы применения информатики в управлении характеризуется рядом нерешенных проблем и противоречий. Там, где не учитывается человеческий фактор, где модели и алгоритмы управления сложны, информатизация не дает ожидаемого экономического эффекта.

Сложные, требующие больших затрат на разработку, модели, если даже адекватны  процессам, а наше осознание этих моделей не адекватно, не дают практической пользы. Необходимы модели, адекватные сознанию.

Имеет место и другое противоречие. Расширение сферы применения информатики  требует совершенной технологии управления. Одновременно технологизация управления предполагает необходимость  дальнейшего развития информатики. Информационные технологии - это совершенные технологии управления.

В то же время, виртуальные, когнитивные (основанные на знаниях интерактивно-графические  технологии) – это совершенные (современные) информационные технологии.

Решение проблем состоит в том, чтобы разработать новые диалоговые модели и алгоритмы управления, в  основу которых будут заложены процессы, поддающиеся компьютеризации. По существу самое главное это проблемы когнитивного диалога, поскольку весь процесс  автоматизированного управления представляет специальным образом организованный диалог с компьютером для достижения поставленной цели.

"Безбумажную" информационную  технологию целесообразно вводить  там, где алгоритм управления  достаточно прост и технически  осуществим с относительно небольшими  затратами. Это относится в  первую очередь к простым и  средней сложности задачам управления.

Простые задачи относятся к массовым. Для автоматизации их решения  необходимы разделенные вычислительные средства, простые и доступные  экономико-математические модели, т.е. массовое внедрение персональных компьютеров, интеллектуальных терминалов и т.д.

Для задач средней сложности  требуются компьютерные рабочие  места управленческих работников, руководителей, позволяющие производить большие  объемы вычислений, хранить многомерные  массивы информации, а также развитая периферия для ввода-вывода данных, различные каналы и линии связи, средства телекоммуникации - теледоступа  к базам и банкам данных и знаний, к территориальным информационным ресурсам, региональным и отраслевым вычислительным центрам и сетям.

Сложные задачи требуют более сложные  модели, обобщенные вычислительные ресурсы  на уровне регионов и страны. Такие  задачи встречаются тем больше, чем  выше уровень управления, чем сложнее  проблемы, стоящие перед субъектом  управления, но в целом их значительно  меньше, чем задач простых и средней сложности. Т.е. на каком-то уровне их суммарные объемы вычислений становятся примерно одинаковыми.

В условиях рыночной экономики, демократизации, повышения самостоятельности коллективов  предприятий, объединений и организаций  наблюдается ускоренный рост объемов  вычислений для задач простых  и средней сложности. А это  означает, что эффективность и  результативность управления в целом  будет зависеть от эффективности  и результативности решения задач  простых и средней сложности.

Таким образом, совершенствование  управления в современный период должно идти по пути массовой разработки и применения экономичных, простых, удобных и доступных, легко адаптируемых компьютерных моделей на всех уровнях  управления. На высших уровнях они  будут выступать и в качестве своеобразных виртуальных "посредников" между сложными когнитивными моделями и руководителями.

Информация о работе Инворматика, ее место в процессе управления