Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 18:31, курсовая работа
Объектом курсовой работы выступают Интернет - порталы, предметом являются образовательные Интернет-порталы.
Цель исследования - выявить и проанализировать образовательные Интернет-порталы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Ознакомиться с понятием Интернет-порталов и их классификацией.
2. Изучить информационный образ образовательных Интернет-порталов.
Построение информационной архитектуры веб-сайта образовательных ресурсов с учетом критериев оценки качества позволит привести к существенному повышению эффективности использования веб-сайтов в учебном процессе. Размещение на сайте информации, характеризующей учебные и научные направления работы образовательных ресурсов (учебно-методические комплексы, полные тексты лекций и научных публикаций, открытые архивы, сведения не только о теме защищенных диссертаций, но и научных руководителях, оппонентах) позволяет проводить науковедческие исследования, анализировать научные связи внутри кафедры и за её пределами.
Из 30 проанализированных сайтов 1 уровень вложения у 10 сайтов, 2 уровень вложения у 14 сайтов, 3 уровня - существует у 7 сайтов. Следовательно, 1 и 2 уровни являются наиболее используемыми. Рассмотрим частоту встречаемости рубрик и подрубрик в таблице 3.
Таблица 3 – Частота встречаемости рубрик и подрубрик
Ранг |
Наименование рубрики, подрубрики |
Частота встречаемости (абс.) |
1 |
Главная |
20 |
2 |
Федеральные образовательные ресурсы |
19 |
3 |
Новости |
18 |
4 |
Абитуриент |
17 |
5 |
Организации |
15 |
6 |
Библиотека |
15 |
7 |
Вакансии |
15 |
8 |
Контакты |
14 |
9 |
Партнеры |
13 |
10 |
Преподавателям |
13 |
11 |
Конференции |
13 |
12 |
Проекты |
12 |
13 |
Вопросы и ответы |
12 |
14 |
Вспомнить пароль |
12 |
15 |
Регистрация |
11 |
16 |
Помощь |
10 |
17 |
Поиск по сайту |
10 |
18 |
Форум |
8 |
19 |
Деятельность |
8 |
20 |
Обратная связь |
8 |
21 |
Архив |
8 |
В процентном соотношении частота встречаемости рубрик и подрубрик представлена на рисунке 5.
Так, как перед обладателями сайта – в основном это государство, в зависимости от особенностей размещения информации, стоят различные задачи, поэтому на своем сайте они размещают на первом уровне вложения ту информацию, те рубрики, которые имеют для них наибольший интерес.
В Приложении 4 отражена частота встречаемости рубрик (подрубрик) сайтов в абсолютных и относительных показателях. В результате анализа таблиц приложений 3 и 4, на рисунке 5 выделены наиболее встречаемые рубрики на образовательных интернет-порталах.
Рисунок 5 - Соотношение сайтов по уровням вложения
Анализ контента сайтов позволил выявить состав рубрик и подрубрик по уровням вложения, данные представлены в Приложении 5.
Рассмотрим более подробно рубрики первого уровня вложения (табл. 4).
Таблица 4 - Рубрики первого уровня вложений
Наименование рубрики, подрубрики |
Количество уровней вложения | |
абс |
% | |
Главная |
9 |
29,7 |
Федеральные образовательные ресурсы |
6 |
19,8 |
Новости |
9 |
29,7 |
Абитуриент |
10 |
33 |
Партнеры |
1 |
3,3 |
Конференции |
6 |
19,8 |
Регистрация |
11 |
36,3 |
Поиск по сайту |
9 |
29,7 |
Форум |
3 |
9,9 |
Деятельность |
12 |
39,6 |
Обратная связь |
9 |
29,7 |
Архив |
2 |
6,6 |
На первом уровне вложения наиболее распространены такие рубрики, как:
На рисунке 6 представлены рубрики первого уровня вложения.
Рисунок 6 - Рубрики, представленные на первом уровне вложения
Второй уровень более разнообразен (таблица 5).
Наиболее распространенными на втором уровне вложения являются рубрики: Главная, Федеральные образовательные ресурсы, Новости, Абитуриент, Библиотека, Вакансии, Контакты, Партнеры, Преподавателям, Конференции, Проекты, Вопросы и ответы, Вспомнить пароль, Поиск по сайту, Форум, Деятельность, Обратная связь, Архив.
Таблица 5 - Рубрики второго уровня вложений
Наименование рубрики, подрубрики |
Количество уровней вложения | |
абс |
% | |
Главная |
2 |
6,6 |
Федеральные образовательные ресурсы |
1 |
3,3 |
Новости |
1 |
3,3 |
Абитуриент |
2 |
6,6 |
Библиотека |
2 |
6,6 |
Вакансии |
2 |
6,6 |
Контакты |
1 |
3,3 |
Партнеры |
1 |
3,3 |
Преподавателям |
1 |
3,3 |
Конференции |
2 |
6,6 |
Проекты |
1 |
3,3 |
Вопросы и ответы |
1 |
3,3 |
Вспомнить пароль |
1 |
3,3 |
Поиск по сайту |
1 |
3,3 |
Форум |
1 |
3,3 |
Деятельность |
1 |
3,3 |
Обратная связь |
8 |
26,4 |
Архив |
1 |
3,3 |
В процентном соотношении рубрики второго уровня вложений представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 - Рубрики, представленные на втором уровне вложения
Рассмотрим рубрики представленном третьим уровнем вложений (таблица 6).
Таблица 6 – Рубрики, представленные третьим уровнем вложений
Наименование рубрики, подрубрики |
Количество уровней вложения | |
абс |
% | |
Организации |
9 |
29,7 |
Библиотека |
6 |
19,8 |
Контакты |
3 |
9,9 |
Партнеры |
3 |
9,9 |
Преподавателям |
10 |
33 |
Регистрация |
2 |
6,6 |
Помощь |
1 |
3,3 |
Рисунок 7 - Рубрики, представленные на третьем уровне вложения
Третий уровень вложения характеризуется рубриками: Организации, Библиотека, Контакты, Партнеры, Преподавателям, Регистрация, Помощь.
У большинства образовательных интернет-порталов главная страница состоит из новостного раздела. Данный подход к формированию контента вузовского веб-сайта является весьма распространенным, однако создатели интернет-ресурсов забывают о том, что веб-сайт образовательных интернет-порталов предназначен не только для внутренних посетителей.
Структура веб-сайтов вузов культуры представлена 10-13 основными разделами.
При анализе структуры можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве присутствует историческая справка, в достаточной степени раскрыт раздел «Новости» и «Библиотека», представлен раздел с контактной информацией. Информация о преподавателях представлена в отдельном разделе только на веб-сайтах институтов. Крайне мало размещено на сайтах учебно-методической информации, в основном данная информация размещается в разделах для поступающих: «Абитуриенту», «Преподавателю». В разделе «Студенту», предназначенному для учащихся, как правило, размещается официальная информация. Очень мало доступных полнотекстовых ресурсов, полезных в учебном процессе.
Но в целом, следует отметить, что содержательное наполнение порталов формируется на основе информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики и составляющих логически интегрированную совокупность знаний, фактов и свойств тематически определенного образовательного пространства, зафиксированных в виде набора сервисов и пользовательских интерфейсов работы с ними.
Оценка качества веб-сайтов образовательных ресурсов производилась на основе совокупности критериев и подкрепляется результатами сервисов автоматизированной проверки. Комплексная методика оценки веб-сайтов включала следующие шаги: поиск веб-сайтов заданной тематики; отбор релевантных веб-сайтов; определение критериев для анализа; сбор и представление сведений в виде таблиц и досье; разработка таблиц для сравнительного анализа; проведение сравнительного анализа и занесение полученных данных в таблицы; оценка качества веб-сайтов при помощи специализированных сервисов; сравнение полученных результатов (оценка качества и выбор веб-сайтов, получивших наибольшую оценку).
Проведенный анализ и сопоставление информационного наполнения каталогов интернет-ресурсов порталов сферы образования позволяет говорить об интеграции каталогов в единый распределенный каталог на базе согласованных рубрикаторов ресурсов и разработанной технологии и спецификации интерфейсов для обмена метаописаниями образовательных ресурсов. В настоящее время уже ведется обмен метаданными информационных ресурсов на основе предложенного формата обмена метаданными и регламента взаимодействия между порталами.
Отличительной чертой каталогов образовательных интернет-ресурсов
системы порталов является использование четырех осей рубрикации:
- по уровню образования;
- по аудитории;
- по типу ресурса;
- по предметной области.
Каталог портала «Российское образование» является как основным информационным ресурсом данного портала, так и интегрирующим элементом системы порталов в целом. Как уже отмечалось, он содержит метаописания (карточки) образовательных интернет-ресурсов, опубликованных в системе федеральных образовательных порталов и на других образовательных сайтах – учебные, учебно-методические, справочные, иллюстративные, дополнительные и другие типы интернет-ресурсов образовательного назначения, в том числе образовательные сайты, электронные библиотеки и электронные периодические издания сферы образования.
Для реализации полнофункциональной интеграции каталогов в единый распределенный каталог необходимо разработать такую систему метапоиска информационных ресурсов, которая позволяла бы обрабатывать запросы пользователей на предоставление необходимой информации как в рамках одного портала, так и в рамках всей системы образовательных порталов (или в каком-либо ее сегменте).
Информация о работе Исследование образовательных Интернет-порталов