Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:59, отчет по практике
Выполнение любой работы связано с получение определенной информации и знаний. И соответственно, чтобы получить эту информацию ей нужно найти, в том многообразии информационных потоков, которые присущи современному миру. Для того чтобы найти именно то что необходимо, важно иметь определенные навыки, так любой научный поиск подвержен строгим закономерностям.
Введение
Понятие информации. Её виды и характеристики.
Основные источники информации.
Документ. Виды документов.
Книги. Виды книг.
Библиографическая запись.
Аннотации.
Реферат.
Обзор
Информационная культура, анализ и синтез.
Информационные потребности.
Информационный поиск.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Поиски научной информации и работа с источниками»
Содержание:
Введение
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Выполнение любой работы
связано с получение
- четко сформулировать тему поиска:
- иметь представление
о системе научного поиска, о
тех возможностях, которые даёт
использование информационных
- уметь четко выявить ту сферу знаний, по которой будет вестись информационный поиск;
- уметь выбрать наиболее
рациональную систему поиска
в соответствии с
- уметь пользоваться
вспомогательными
В этой работе пойдет речь о том что же такое информация, какие существуют виды источников информации, что они из себя представляют и как с ними работать. И естественно самое важное в данной работе, будет затронута тема того, как наиболее грамотно воспользоваться этими источниками знаний.
Начнем с того, что пользователь, должен точно знать о своих информационных потребностях, уметь их трансформировать в запросы на грамотном информационном языке, который присущ данной структуре, иметь навыки пользователя в системе коммуникаций рынка информационных услуг. Информационно грамотный человек – осознает свою потребность в информации, умеет её искать, получать, оценивать и использовать. Теперь перейдем к самому понятию «информация» - от лат. Information – разъяснение, осведомление. Содержание какого- либо сообщения, сведения о чем- либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени. В Федеральном законе РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», дается такое определение – «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Информация делится по способу восприятия:
- Визуальная — воспринимается органами зрения;
- Аудиальная — воспринимается органами слуха;
- Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами;
- Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами;
- Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
- Текстовая — передается в виде символов;
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков;
- Звуковая — устная или в виде записи и передачи аудиальным путём.
По назначению:
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По значению:
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени;
- Достоверная — информация, полученная без искажений;
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования;
По истинности:
- истинная;
- ложная.
При изучении понятия информация, важно так же упомянуть такое понятие как «дезинформация» - один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.
Основными источниками информации в современном мире являются – интернет, телевидение, радио, печатные СМИ, учебная и популярная литература, документы, архивы, диссертации, научные исследования, аннотации, обзоры, методические руководства.
Наибольшее преимущество при поиске научной информации отдается документам, книгам, библиографическим очеркам, аннотациям, рефератам, обзорам. Поговорим о каждом источники более развернуто.
2.1.Документ. Виды документов.
Важнейшим источником научной информации является документ – это объекты, содержащие на любом носителе, при помощи любой знаковой системы, информацию, предназначенную для передачи во времени и пространстве. Документ должен быть снабжен реквизитами, для его идентификации в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры.
Документы делятся на первичные и вторичные.
Первичные документы – содержится информация только о новых научных сведениях. В свою очередь они делятся на опубликованные, непериодические, периодические, продолжающиеся, неопубликованные и непубликуемые издания. Итак к первичным документам можно отнести большинство книг, за исключением справочников, журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы.
Вторичные документы – содержат только сведения о первичных документах и выполняют функции: оперативно оповещают о появлении первичных документов; в сжатом виде излагают их основное содержание. Вторичные документы делятся на информационные издания, библиографические пособия, реферативные издания, справочная литература, каталоги и картотеки. К вторичным документам относятся: библиографические записи, аннотации, рефераты и обзоры.
Теперь более подробно о каждом.
Опубликованные – документы, которые проходят тиражирования и официальную регистрацию;
Непериодические – книги, брошюры, монографии, сборники, материалы конференций, официальные издание и т.д., т.е. те документы которые издаются не в определенные периоды времени.
Периодические издания – журналы и газеты, они издаются согласна определенным периодам.
Продолжающиеся издания – бюллетени, труды, ученые записки.
Неопубликованные – документы, не рассчитанные на широкое распространение. Они представляют научный интерес для узкого круга специалистов, и публикация их в традиционных журналах нецелесообразна (диссертации, отчеты о научно-исследовательских работах, депонированные рукописи).
Непубликуемые – документы, необходимые для принятия конкретных управленческих решений (инструкции, распоряжения и т.д.). Отдельно необходимо указать документы с грифом «СЕКРЕТНО» относятся к разделу непубликуемых, при попадании в СМИ становятся опубликованными.
Информационные издания – служат для поиска информации по конкретной теме или отрасли.
Библиографические пособия (издания) – где сведения о документе представлено в виде библиографической записи (автор, название книги, место издания, год, типография, кол-во страниц).
Реферативные издания – содержат аннотации и реферат ,а так же библиографическую запись на документ.
Справочная литература – энциклопедии, справочники, словари.
Каталоги и картотеки – не содержат научного текста, присутствуют только библиографические записи.
Роль книги как источника научной информации несколько ослабляется тем, что её написание и издание занимает длительное время, это является один из неё недостатков, так же к недостаткам можно отнести, что в книгах отсутствуют вспомогательные указатели, несовершенство библиографического аппарата, а также неполнота оглавления.
Рассматривая научную книгу, как средство распространения и сохранения научной информации нельзя забывать, что она выполняет ряд других функций – комплексное средство коммуникации, стимулирующее процесс научного творчества. Книга – содержательная, активно воздействующая форма передачи информации, она контактируется с человеком по очень широкому фронту, значительно обогащая восприятие литературного текста и в интеллектуальном и эмоциональном плане.
Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные термины. Термины и определения» книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц. Под книжным изданием, в свою очередь, понимается «издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете».
Научная книга – важнейшее средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретические исследования. Освящается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры.
Для научно-информационной деятельности можно выделить следующие наиболее важные виды книг:
- монографии - научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Опубликованная монография является солидным вкладом в перечень научных трудов каждого ученого;
- сборники - составные произведения, представляющие собой (по подбору или расположению материалов) результат творческого труда;
- материалы научных конференций – материалы которые были получены в ходе проведения научных конференций;
- справочники – собрание
законодательных актов,
- учебники и руководства;
- официальные издания.
В рассмотрении научной книги нам интересен такой её вид, как учебные издания – печатное средство обучения. Учебник характеризуется как важнейший источник знаний и основное средство обучения. В нем содержится систематизированное изложение дисциплины, базовые знания. Учебное пособие может охватить один или несколько разделов учебной программы. В отличие от учебника он может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и спорные вопросы, которые демонстрируют разные точки зрения.
Библиографическая запись – это элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрывать его составные части и содержание в целях библиографического поиска.
В состав библиографических записей входят:
- библиографическое описание;
- заголовок библиографических записей;
- термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики);
- аннотация (или реферат);
- шифр хранения документа;
- дата завершения обработки документа;
- сведения служебного характера.
Обязательным элементом
библиографических записей
При библиографическом описании научный документ подвергается анализу, для чего этот документ расчленяется на составные части. Главным объектом анализа является не содержание теста и не сам текст, а его внешние опознавательные признаки. Этот процесс производится по строгим правилам, выработанным многовековой общественной практикой. В результате такого анализа определяется заглавие документа, имя его автора, надзаголовочные и подзаголовочные данные и другие опознавательные признаки.
Далее производится синтез получаемых сведений с целью составления библиографического описания документа. Для этого они приводятся в строго установленной последовательности и форме:
- имя автора;
- заглавие;
- подзаголовочные данные;
- выходные данные;
- количественная характеристика;
- надзаголовочные данные;
- примечания.
Созданное в результате такого
синтеза библиографическое
Аннотация – краткая характеристика первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей. Носит справочный или рекомендательный характер. Служит в качестве средства информационного поиска документов.
Аннотацией (от лат. Annotation - примечание) связанный текст, кратко характеризующий документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
При аннотировании главным объектом анализа является текст документа, такой анализ преследует две разные цели:
- выявление центральной
темы или предмета, рассмотрению
которого посвятил этот
- определение того. Насколько
данный документ по своему
смысловому содержанию