Источники информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:59, отчет по практике

Описание работы

Выполнение любой работы связано с получение определенной информации и знаний. И соответственно, чтобы получить эту информацию ей нужно найти, в том многообразии информационных потоков, которые присущи современному миру. Для того чтобы найти именно то что необходимо, важно иметь определенные навыки, так любой научный поиск подвержен строгим закономерностям.

Содержание работы

Введение
Понятие информации. Её виды и характеристики.
Основные источники информации.
Документ. Виды документов.
Книги. Виды книг.
Библиографическая запись.
Аннотации.
Реферат.
Обзор
Информационная культура, анализ и синтез.
Информационные потребности.
Информационный поиск.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

      1. Реферат.

Реферат – краткое изложение  содержания первичного документа, включает основные фактические сведения и  выводы, а также данные об объектах описания. Реферат служит для цели ориентирования в информационных потоках.

Реферирование – это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление информации и создание нового документа  – реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой.

К реферату предъявляются  требования:

- новизна информации;

- научная адекватность  реферата источнику;

- выявление концепции  автора и оптимальное сочетание  теоретического и фактического  материала;

- достижение максимальной  информативности при повышении  степени свертываемости информации.

В структуре реферата выделяются три основные части:

- заглавие;

- текст реферата;

- справочный аппарат.

Заглавие реферата включает в первую очередь библиографическое  описание реферируемого. Если реферируется литература на иностранных языках, то в начале дается краткий перевод  заглавия, а затем библиографическое  описание документа на языке оригинала. В сводных рефератах сначала  приводится название данного реферата, после чего идет перечень библиографической описи реферируемых источников.

Сам текст реферата содержит научно значимую информацию. В тексте применяются цитаты, формулы, таблицы и иллюстрации. В нем даются сведения об авторе реферируемого источника, представляется структура и особенности первоисточника, документальная база исследования. Отмечается актуальность и степень новизны реферируемой работы, излагаются концептуальные воззрения автора.

Справочный аппарат обычно включает сведения, которые дополнительно  характеризуют источник:

- индекс УДК - система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек;

- шифр или номер реферата;

- справки о количестве  иллюстраций и таблиц в реферируемом  документе, о наличии в нем  библиографии;

- ссылки примечания референта;

- фамилию референта или  название организации, составившей  реферат.

 

      1. Обзор

Обзор – это результат  аналитико-синтетической переработки  совокупности документов по определенному  вопросу, содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные  сведения. Обзор может представлять собой отдельный документ, но может  быть и частью другого документа: диссертации, монографии, статьи, курсовой или дипломной работы, отчета о  научно-исследовательской деятельности.

Обзоры бывают аналитические, реферативные, библиографические.

Реферативный обзор отличается от аналитического глубиной анализа  документа. Реферативный обзор может  не содержать аргументированной  оценки материала, обоснованных выводов для его практического использования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационная культура, анализ и синтез.

Информационная культура – уровень знаний, позволяющий  человеку свободно ориентироваться  в информационном пространстве, а  также это степень овладения  методами и технологией работы с  информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации.

Анализ - метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Синтез - соединение разнородных качеств, свойств, сторон и отношений различных предметов, в результате которого возникает новое качество — целостность, свойства которого не сводимы к сумме составляющих элементов.

Целью алалитико-синтетической переработки информации является извлечение из документов новых фактов или сведений, которые в этих документах в явном виде не выражены. Новые сведения логически выводятся из имеющейся информации, причем для дополнительно привлекается так называемая экстралингвистическая информация (информация, не содержащаяся в этих документах).

Аналитико-синтетическая  переработка документов состоит  в представлении каждого отдельного документа или их определенной совокупности в таком виде, который максимально  отвечает той или иной задаче научно-информационной деятельности. Потребность в анализе  и синтезе научной информации, осуществляемом специальными службами, возникла в следствии ускоренного развития науки и техники. А именно:

- количество появляющихся  научных документов по любому, даже самому узкому предмету  стало настолько большим, что  ученный или специалист уже  давно не имеет времени читать или хотя бы просматривать все соответствующие его интересам источники;

- возникла острая необходимость  не только в сведениях о  научной информации, но и в  самой научной информации, т.е. в конкретных фактических данных или в так называемой фактографической информации. Такая информация должна быть предварительно подвергнута критической оценке и обработана с учетом её назначения и использования;

- в научно - технической  литературе публикуется очень  много научной информации, которая  является ненадежной, устаревшей  или даже неправильной. К тому  же научная информация обычно  бывает рассеяна по нескольким  документам, опубликованным или  подготовленным в разное время,  на нескольких языках и в  разной форме. По этому возникла необходимость не только в сборе, систематизации и физической «конденсации» такой информации, но и в её критической оценки и обобщении.

 

  1. Информационные потребности.

Информационная потребность  – необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе. Информационная потребность имеет  сугубо индивидуальный характер. Она зависит не только от особенностей решаемых задач, но также от психологических, образовательных и других особенностей лица, принимающего решение.

Принято выделять два основных типа информационных потребностей:

- текущие, обусловленные  присущей человеку любознательностью  и заключающиеся в его стремлении  быть в курсе всего, что происходит  в мире;

- конкретные, состоящие в  стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной  задачи – исследовательской,  профессиональной, управленческой  и т.п.

Качество информационного  обслуживания во многом зависит от того, насколько точно сформулированные потребителями тематические запросы  отражают их действительные информационные потребности.

Информационный запрос –  это текст, выражающий информационную потребность. Информационный запрос не всегда точно выражает информационную потребность. Это объясняется тем, что конкретизация информационной потребности в виде текста информационного  запроса вызывает определенные затруднения  в связи с индивидуальностью  лингвистических особенностей, логики изложения, свойственной потребителю, терминологической неоднозначностью.

Решающим условием эффективного удовлетворения информационной потребности  является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю  для решения стоящей перед  ним задачи.

 

  1. Информационный поиск.

Основным средством передачи научной информации во времени и пространстве был и остается письменный документ. Такая система научной связи существует с момента возникновения науки и в целом успешно выполняет свою функцию.

Информационным поиском  называется некая последовательность операций. Выполняемых с целью  отыскивании документов, содержащих определенную информацию, или с целью  выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы. Термин был введен в 1947 году Кэлвином Муэрсом.

Виды информационного  поиска:

- в зависимости от цели  – адресный (формально-механический) и семантический (тематический);

- от объекта поиска  – документальный и фактографический;

От степени использования  технических средств – ручной или автоматизированный.

Все виды информационного  поиска пересекаются, так как их цели и объекты часто взаимосвязаны.

Информационный поиск  производится при помощи информационно-поисковых  систем – это комплекс связанных  друг СС другом отдельных частей, предназначенный  для выявления в каком-либо множестве  элементов информации, отвечающих на предъявленный информационный запрос.

Информационный поиск  осуществляется по определенным правилам, определяющим стратегию поиска, т.е. способы достижения оптимального результата. Стратегия информационного поиска зависит от типа поисковой задачи. Критериев выдачи и характера  диалога между потребителем информации и ИПС.

В общем случае процедура  информационного поиска состоит  из четырех этапов:

- уточнения информационной  потребности и формулировки запроса;

- определения совокупности держателей информационных массивов;

- извлечения информации  из информационных массивов;

- ознакомление пользователя  с полученной информацией и  оценки результатов поиска.

 

 

Заключение.

Из всего вышеизложенного. Можно сделать ещё раз, общеизвестный  вывод о том, что во первых, информация всегда и везде нас сопровождает и является неотъемлемой частью повседневной жизни человека.

Но для того. Чтобы получать эту информацию, с различным целями, нужно соблюдать некоторые правила, при её нахождении, уметь с ней  работать.

Именно для этого и  существуют различные источники  информации. Но конечно в данной работе описанные методы работы с  информацией. Её источники больше относятся  к поиску и работе научной информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. «Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. Пособие для студентов вызов». – М.: АО «Аспект Пресс», 1994 – 304 с.
  2. Кузнецов И.Н. «Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб., и доп.» - Минск.: Амалфея, 2000 – 544 с.
  3. Рзавин Г.И. «Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вызо» - М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999 – 317с.

 

 

 

Севастопольский национальный университет ядерной энергии  и промышленности

 

Кафедра КЭЭМ

 

 

 

Отчет по интернет практике

На тему: «Источники информации»

 

Выполнил:

Студент 431

Беженян С.И.

Проверил:

Преподаватель кафедры КЭЭМ

Гончаренко Д.Г.

 

 

 

 

г. Севастополь 2013


Информация о работе Источники информации