Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:15, реферат
Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Введение
Применение глобальных коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни привело к появлению принципиально новой области юридических отношений, связанных с электронным обменом данными. В таком обмене участвуют производители товаров и услуг, оптовые и розничные торговцы, дистрибьюторы, перевозчики, банки, страхователи, органы государственной власти и их организации, а также физические лица в своих деловых и личных отношениях. Сегодня электронный обмен данными оказывает существенное влияние на экономику и права граждан, то обусловлено равным образом как правом, так и технологией.
Электронные документы способны найти широкое применение в коммерческих и управленческих процессах лишь при условии, что достоверность содержащейся в них информации не вызывает сомнений.
Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).
В 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Данная Программа стала важным шагом на пути развития электронного документооборота и электронной торговли в России. Принятие названной Программы стало возможным благодаря формированию законодательной базы в сфере электронного документооборота. И прежде всего следует отметить принятие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Электронная цифровая подпись
– это криптографическое
Электронная цифровая подпись основана
на асимметричных
ЭЦП обладает двумя основными свойствами:
1) воспроизводима только одним лицом, а подлинность ее может быть удостоверена многими;
2) она неразрывно связана с конкретным документом и только с ним.
Определение ЭЦП, закрепленное в ФЗ «Об электронной цифровой подписи», не ставит задачи идентификации автора электронного документа. Речь идет об идентификации владельца сертификата ключа подписи, а это представляется вполне возможным.
В сочетании с положениями ст. 4 ФЗ «Об электронной цифровой подписи», устанавливающей условия признания равнозначности ЭЦП в электронном документе и собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, а именно:
- сертификат ключа подписи,
- подтверждена подлинность
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи, - презумпция авторства в значительной степени гарантировала бы юридическую силу электронного документа, заверенного ЭЦП.
Таким образом, стабильный юридически значимый электронный документооборот субъектов предпринимательской деятельности нуждается, прежде всего, не в разрозненных ведомственных нормативных актах, а в законе, детально регламентирующем порядок использования ЭЦП в электронном документе.
10 января 2002 года был принят
Федеральный Закон «Об
Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что при использовании ЭЦП возникают новые права и обязанности субъектов правоотношений, для удостоверения подлинности ЭЦП формируется система специальных организаций, права, обязанности и ответственность которых также должны быть законодательно установлены. Нормативным актом, устанавливающим права, обязанности и ответственность субъектов, может быть только закон. Подзаконные акты вправе конкретизировать правовые механизмы им установленные. С учетом таких актов впоследствии будет сформировано российское законодательство об ЭЦП.
Для использования ЭЦП в России частично правовую базу создают отдельные немногочисленные положения, содержащиеся в ГК РФ (ст. 160, 434, 847) и федеральных законах («Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»).
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» определяет условия использования ЭЦП в электронных документах органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами, при соблюдении которых:
1. Средства создания подписи признаются надежными;
2. Сама ЭЦП признается достоверной, а ее подделка или фальсификация подписанных данных могут быть точно установлены;
3. Предоставляются юридические
гарантии безопасности
4. Соблюдаются правовые нормы, содержащие требования к письменной форме документа;
5. Сохраняются все
традиционные процессуальные
6. Обеспечивается охрана персональной информации.
В Законе устанавливаются права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи.
В соответствии с законом владельцем сертификата ключа подписи (обладателем электронной цифровой подписи) является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись электронных документах (подписывать электронные документы).
Владелец сертификата ключа подписи обязан (статья 12 Закона):
При несоблюдении требований, возмещение причиненных убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.
Определены требования
к сертификату ключа подписи,
выдаваемому удостоверяющим
Согласно ст. 6 данного Закона сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:
В Законе устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. В частности, удостоверяющий центр обязан вести реестр сертификатов ключей подписей и обеспечивать участникам информационной системы свободный доступ к содержащимся в нем сведениям. По обращениям пользователей сертификатов ключей подписей удостоверяющий центр должен подтверждать подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который координирует деятельность удостоверяющих центров и также ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров.
Затраты федеральных органов исполнительной власти по внедрению и использованию ЭЦП будут осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных для их деятельности.
Закон устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования (для использования неограниченным кругом лиц) может быть организация, обладающая признаками юридического лица и способная нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписи. При этом конкретные требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям таких центров, будут установлены Правительством Российской Федерации. В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.
Закон исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация, претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1000 раз превышающим предел цены сделки, который данный центр может указывать в сертификате ключа подписи.
Срок хранения сертификата
ключа подписи в форме
По истечении срок хранения
сертификат ключа подписи исключается
из реестра сертификатов ключей подписей
и переводится в режим
Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его (статья 14 Федерального закона):
Законом предусматривается
защита прав лиц, использующих ЭЦП в
процессах электронного обмена документами,
и условия приостановления
Данный закон содержит 5 глав, 21 статью.
В первой главе (3 статьи) определяется цель и сфера применения закона и приводится перечень понятий, используемых в законе.
Закон распространяется на
отношения, возникающие при совершении
гражданско-правовых сделок и в других
предусмотренных
Электронная цифровая подпись документов производится шифром, который называется ключом. Фактически ключ – это большой цифровой код (более 1000 цифр), который создается специально для его владельца. Этот персональный, принадлежащий только ему ключ записывается на его ключевую дискету, которую он должен хранить таким образом, чтобы ее никто не мог украсть или скопировать, ведь иначе злоумышленник, обладая таким секретным ключом, сможет подписывать любые документы от его имени. Ключи электронных цифровых подписей используются на основании соответствующих сертификатов. Этим секретным ключом производиться непосредственно электронная цифровая подпись.