Электронная цифровая подпись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Файлы: 1 файл

ЭЦП.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы получатель документа мог проверить электронную  подпись лица на полученном документе, ему необходимо иметь Открытый ключ. Открытый ключ – это маленькая  часть секретного ключа, достаточная  только для проверки подписи (но не для подписания документа от имени  владельца электронной цифровой подписи).

Иными словами, электронная  цифровая подпись представляет собой  код, который содержит в себе в  зашифрованном виде:

-Идентификацию секретного ключа владельца как лица, подписавшего документ;

-Дату и время произведения подписи;

-Самое главное – весь исходный текст документа в том виде, в каком он существовал на момент произведения подписи.

Теперь, если исправить хотя бы одну букву в исходном тексте документа, при проверке подписи программа заявит, что «Документ искажен после подписания»!

Подписанный электронной  цифровой подписью документ имеет юридическое значение только в пределах тех отношений, которые указаны в сертификате ключа подписи. Участник информационной системы может одновременно владеть любым количеством сертификатов ключей подписей. Однако в отличие от зарубежной практики владельцами сертификатов ключей в соответствии с Законом могут быть только физические лица. 

Во второй главе (4 статьи) определены условия, выполнение которых  необходимо для юридической равнозначности ЭЦП собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе. Установлены требования к средствам ЭЦП при ее использовании в информационных системах общего пользования, в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Установлены порядок выдачи удостоверяющим центром сертификата ключа подписи пользователям, внесения его в реестр сертификатов, а также срок и порядок хранения сертификата.

Сертификаты ключей подписей будут изготавливаться и выдаваться удостоверяющими центрами на основании  заявлений участников информационных систем. Заявление должно содержать установленные законом сведения  и необходимые для идентификации владельца сертификата ключа подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно владельцем сертификата ключа подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов. 

Третья глава (8 статей) содержит нормы, определяющие особенности  правового  статуса удостоверяющих центров, отношения  удостоверяющих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязанности удостоверяющего  центра по отношению к обладателю ЭЦП, обязанности обладателя ЭЦП, условия  приостановления действия и (или) аннулирования сертификата ключа подписи,  порядок прекращения деятельности удостоверяющего центра.

В четвертой главе (4 статьи) содержатся нормы, определяющие порядок использования ЭЦП в сфере государственного управления и корпоративных информационных системах, а также условия признания иностранных сертификатов ключей подписи.

В пятой главе (2  статьи) говорится о приведении нормативных  правовых актов в соответствие с этим законом, и содержатся переходные положения.

 Исходя из статьи 160 Гражданского кодекса Российской  Федерации на информацию, заверенную  электронной цифровой подписью, распространяются  все традиционные процессуальные функции собственноручной подписи, в том числе, удостоверение полномочий подписавшей стороны, установление подписавшего лица и содержания сообщения, а также роль подписи в качестве судебного доказательства.

При несоблюдении правил Закона электронная цифровая подпись может быть признана недействительной со всеми вытекающими из этого последствиями.

Применительно к гражданско - правовым сделкам такие последствия  регламентированы гражданским кодексом Российской Федерации.

Например, нарушение требований данного закона при заключении сделки, для которой установлена простая  письменная форма, по общему правилу не приведет к ее недействительности, но лишит заключивших ее лиц возможности ссылаться на свидетельские показания.

Использование ЭЦП является необходимым, но недостаточным элементом обеспечения безопасности электронных сделок (электронной коммерции). С помощью средств ЭЦП обеспечивается аутентификация сторон сделки при обмене сообщениями и проверяется целостность сообщений. Конфиденциальность же содержания сообщений по сделкам достигается с помощью средств шифрования.

Однако сфера  применения ЭЦП не ограничивается  электронной  коммерцией и охватывает также публично-правовые отношения (внутри государственного сектора), взаимоотношения с государственными органами и организациями и частно-правовые отношения, не связанные с коммерцией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответственность за нарушение Закона

«Об электронно-цифровой подписи»

 

Закон «Об электронно-цифровой подписи» существует, однако механизмы ответственности за его нарушения не проработаны. В результате если человек, например, захочет доказать, что он не подписывал электронный документ, то сделать это будет крайне сложно.

Удостоверяющие центры сертификатов существуют только на бумаге, поэтому невозможно использовать универсальную ЭЦП. Клиент, имеющий означенную подпись, может применять ее только в одном банке, что никак не способствует распространению ЭЦП и электронного документооборота в целом.

Очевидно, что закон «Об  электронно-цифровой подписи» нуждается  в дополнении подзаконными актами. Но здесь возникает вопрос: какая  структура сегодня станет заниматься этим? Ранее данная задача была возложена на уже упраздненное Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.  
К развитию отечественного интернет-банкинга имеет непосредственное отношение и закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем». Данный документ, по мнению экспертов, может сдерживать развитие одной из наиболее востребованных услуг интернет-банкинга — дистанционного размещения вкладов, поскольку согласно упомянутому законодательному акту кредитные организации не имеют права открывать счета без присутствия клиента или его представителя. Однако закон не расшифровывает, где именно обязан находиться клиент в момент открытия счета, поэтому Комитет по финансовому мониторингу может трактовать это положение как запрет на открытие вкладов через Интернет. Во избежание подобных разночтений Ассоциация российских банков и ЦБ РФ начнут совместно разрабатывать проект единой с комитетом позиции по обозначенному вопросу. Списать отмеченные выше парадоксы только на квалификацию законодателя невозможно, остается допустить конъюнктурные причины.

В существующих законах и предлагаемых законопроектах отсутствуют четкие нормы, определяющие электронный документ как объект права.

Правовые нормы  в сфере электронного взаимодействия должны регулировать общественные отношения между всеми субъектами, так или иначе причастными к практической реализации электронного документооборота на протяжении всего жизненного цикла документа. Концептуальная основа заложена действующим федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. — отдельные документы и отдельные массивы документов (информационные ресурсы) признаются элементом состава имущества и объектом права собственности (ст. 2, 4, 6). В Законе явно определяется собственник, владелец и пользователь информационных ресурсов, следовательно и отдельного электронного документа (ЭлД).

Тем не менее, в  последующих законах и законопроектах государственного уровня такой подход не только не развивается, но фактически дезавуируется. В видовых законопроектах имущественные права вообще не упоминаются. Спустя семь лет (срок, учитывая темпы развития электронных технологий, огромный) после принятия указанного Закона предлагается его новая редакция (от сентября 2001 г.), в котором позиция о собственности на документ «отредактирована» таким образом, что становится юридически эквивалентной понятию «владелец». Реализация собственником в полном объеме прав владения, пользования, распоряжения подменяется в новой редакции «...пределами, установленными законом» (разумеется, без конкретизации последнего). Исключено положение, что информационные ресурсы могут быть элементом состава имущества граждан, организаций и общественных объединений.

Отнесение электронного документа  к конкретной правовой категории  позволило бы строить на этой основе взаимоотношения между субъектами-участниками на основе известных и общепризнанных правовых норм. Правоотношения между субъектами, причастными к электронному взаимодействию посредством неодушевленного и не воспринимаемого человеком ЭлД, должны определяться гражданскими правами и обязанностями этих субъектов: имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями.

Необходимость демонтажа  правовых институтов, заложенных действующим законом об информации, невозможно объяснить недостатками последнего. По общему мнению, это четкий и ясный закон, существенной критики которого не было. Остается предположить: нет частного собственника — нет проблемы собственности на электронный документ, нет и материальной и правовой ответственности за нарушение имущественных прав собственника.

 

 

 

Заключение 

 

Итак, развитие и широкое  применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Сегодня субъекты предпринимательской  деятельности взаимодействуют посредством электронного документооборота как между собой, так и с конечными потребителями и органами власти.

ЭЦП позволяет подтвердить  ее принадлежность зарегистрированному  владельцу. ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документа.

ЭЦП обладает двумя основными  свойствами: 1) воспроизводима только одним лицом, а подлинность ее может быть удостоверена многими; 2) она неразрывно связана с конкретным документом и только с ним.

Рассматривая правовой режим  электронного документа, отмечено соответствие его правовых признаков закрепленным в действующем законодательстве признакам документа в традиционном понимании, электронный документ - это документ на новом техническом уровне, а следовательно, на него должен быть распространен правовой режим документа вообще

Задача реформирования российского  законодательства в связи с переходом к активному использованию электронного документооборота поставлена на государственном уровне. Правовой основой регулирования электронной цифровой подписи как инструмента для придания юридической силы электронным документам является Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи».

Принципиально важным для  стабилизации и безопасности электронного документооборота является, с одной стороны, прямое закрепление в нормах права презумпции авторства, в соответствии с которой электронная цифровая подпись в электронном документе признается созданной владельцем сертификата ее открытого ключа, если владелец сертификата ключа подписи не докажет обратное, с другой стороны, установление обязанности удостоверяющих центров непосредственно проверить соответствие данных, изложенных в заявлении на изготовление сертификата ключа электронной цифровой подписи, предоставленным документам.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (в ред. от 28. 07.2012 г).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»  (в ред. от 08. 11.2007 г.) // Российская газета. – 12.01.2002. - № 6.
  3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник.- СПб., 2005. – 369 с.
  4. Достовалов П.В., Плетнева О.В. Правомерность использования электронно-цифровой подписи при заключении гражданско-правовых договоров // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2002. - № 15. – С. 5-7.
  5. Комментарий к Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» (постатейный) / Под ред. Е.В. Ильиных, М.Н. Козловой. – М., 2006. – 146 с.
  6. Соловяненко Н.И. Юридическая роль электронной подписи в электронной коммерции // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. - М.: МЗ Пресс, 2002. - 215 с.
  7. Серго А. Электронный документооборот // Российская юстиция. - 2003. - № 5. – С. 22-24.

 


Информация о работе Электронная цифровая подпись