Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа
В настоящее время процесс автоматизации затронул не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.
Введение ……………………………………………………………….…………3
ГЛАВА 1 Электронная библиотека как информационный ресурс.
1.1 История электронных библиотек………………………..………………..5
1.2 Обобщённая схема электронной библиотеки и организация доступа…8
ГЛАВА 2 Создание и применение библиотечной автоматизации.
2.1 Виды электронных библиотек…………………………………………..12
2.2 Особенности представления информации и её поиска……………….14
2.3 Проблемы современных электронных библиотек……………………...21
2.4 Сферы применения электронных библиотек………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы.……………………………………………..27
ГОУВПО «Мордовский
Государственный Университет
Математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
«Электронные библиотеки и сферы их применения»
Автор курсовой работы
Специальность 010100 Математика
Обозначение курсовой работы КП-02069964-010100-01-11
Руководитель работы
Оценка_____________
Саранск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА 1 Электронная библиотека как информационный ресурс.
1.1 История
электронных библиотек………………………
1.2 Обобщённая схема электронной библиотеки и организация доступа…8
ГЛАВА 2 Создание и применение библиотечной автоматизации.
2.1 Виды электронных библиотек…………………………………………..12
2.2 Особенности представления информации и её поиска……………….14
2.3 Проблемы современных электронных библиотек……………………...21
2.4 Сферы применения электронных библиотек………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы.……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время процесс автоматизации затронул не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.
Электронная библиотека – это информационная система, позволяющая надёжно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Основные задачи ЭБ - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов, желательно одного) различной ин- формации с сохранением её свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным, главное - оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого информационного пространства. В частности предполагается, что ЭБ должны обеспечивать работу с гетерогенными БД, обеспечивая пользователю эффективность информационных поисков, независимо от особенностей конкретных информационных систем, к которым осуществляется доступ. Эффективная навигация в ЭБ понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всём доступном информационном пространстве. При таком подходе хорошо известные информационные поиски, используемые в информационных системах и базах данных, являются частными случаями навигационных средств. Практически вся накопленная человечеством информация зафиксирована сегодня в печатной форме. Поэтому сейчас в ближайшем будущем печатная информация будет являться основным источником формирования электронных библиотек.
ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК.
В определенном смысле термин «электронная библиотека» известен уже давно — в течение ряда лет различные специалисты предсказывали наступление эры электронных библиотек. Наибольшее влияние на информационные системы оказал устойчивый прогресс в автоматизации всех, или почти всех библиотечных технологий. Этот процесс начался в 1970-е гг. с автоматизации библиотечных каталогов, а затем и систем обслуживания и завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек. Одно из самых существенных достижений этого периода — создание электронного каталога библиотеки, который внес революционные изменения в процесс поиска документов. С появлением электронного каталога впервые возникли идеи создания распределенного фонда. Появились и версии сетевого обслуживания, связанные с доступом в Интернет. В результате даже сравнительно небольшая, скромная библиотека приобрела возможность предоставлять доступ к колоссальным электронным ресурсам. Как следствие этого интегрированная библиотечная система автоматизации перестала быть столь существенным элементом библиотеки, особенно если она не работает с ресурсами Интернет.
Электронные библиотеки получили широкое распространение на Западе, но Россия тоже не сильно опоздала: если в США и Западной Европе этими проблемами начали заниматься в 1992-1994 гг., то в России первые проекты появились уже в 1996-1999 гг.
В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира. Например, электронная "библиотека XXI века" создается в Японии путем соединения усилий Агентства по внедрению новых технологий, Национальной парламентской библиотеки, целого ряда министерств, более 20 библиотек и культурных центров. Несколько лет назад Библиотека Конгресса США начала реализацию национальной программы создания электронной библиотеки. Начиная с 1994 г. по инициативе NSF, DARPA и NASA в США была развернута исследовательская программа Digital Libraries Initiative (DLI) по электронным библиотекам. На второй стадии развития в начале 1998 г. эти программы были объединены в единую межведомственную программу (DLI - Phase 2), в которой, кроме того, участвуют Национальная медицинская библиотека, Агентство по статистике США, Национальный гуманитарный фонд, Национальный архив США и другие федеральные агентства. С 1995 г. осуществляется национальная программа Великобритании eLib. В других странах (Канада, Германия и т. д.) многочисленные разрозненные проекты в последние годы также стали превращаться в национальные и международные программы создания электронных библиотек. Ряд проектов по созданию и использованию электронных библиотек выполнялся в рамках 4 - й Рамочной Программы Комиссии Европейских обществ (КЕС) и теперь осуществляется в рамках программы "Технологии информационного общества" начавшейся 5 - й Рамочной Программы КЕС.
В 1998 г.Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития объявили о конкурсе по пилотной программе "Российские электронные библиотеки" (РЭБ). Из более чем 300 поступивших заявок был поддержан 31 проект (28 - РФФИ, 3 - РФТР). Начальной стадии реализации пилотной программы РЭБ был посвящен российско - американский семинар "Электронные библиотеки" (Миннауки, РФТР, РФФИ, NSF, апрель 1998 г.), а также семинар - совещание "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции" (РФФИ, РАН, декабрь 1998 г.). С конца 1998 г. осуществляется проект информационной и научно - методической поддержки проектов межведомственной программы РЭБ. В рамках проекта созданы и функционируют Web - сайт программы РЭБ (http://www.iis.ru/RDLP/); открытый электронный дискуссионный лист для специалистов, заинтересованных в тематике электронных библиотек(El - bib@iis.ru); научный электронный журнал "Электронные библиотеки
Все это привело к появлению нового, в определенной степени синтетического, направления – электронные библиотеки – объединяющего специалистов в области информационных технологий, библиотекарей, информационных работников, работников музеев и архивов, издателей, теле - и радио - вещателей и многих других. Целью направления "Электронные библиотеки" как области исследований и технологического развития является разработка теории и практики сбора, хранения и распространения информации в электронном виде через сети передачи данных. Быстрое развитие World Wide Web и мультимедиа - технологий представляют основу для организации информационных коллекций и указывают направления развития электронных библиотек будущего. Вместе с тем, электронные библиотеки, представляющие собой перспективные формы сложных распределенных информационных систем, рассматриваются как пилотные разновидности будущих распределенных хранилищ знания (knowledge warehouses). Разнообразные формы представления электронных коллекций будут включаться в такие информационные депозитарии, однако до тех пор, пока не удастся достичь разумной однородности в представлении таких форм, пользователи электронных библиотек будут испытывать значительно больше неудобств по сравнению с читателями в традиционных библиотеках. Одна из фундаментальных проблем, стоящих перед исследователями и разработчиками в области электронных библиотек – как отобразить существующее разнообразие электронных коллекций в их однородное представление и как обеспечить доступ к интегрированной коллекции неоднородной информации.
В составе электронной библиотеки, общая схема которой представлена на рис.1, можно выделить три блока:
а) сервер связи (Web-сервер или Z39.50-сервер), обеспечивающий доступ к программно-информационному комплексу ЭБ;
б) собственно информационный сервер - информационно-поисковая система, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам ЭБ;
в) сервер управления доступом пользователей библиотеки к информационным ресурсам.
Рис.1 Обобщенная схема
электронной библиотеки
Информационный сервер
– это хранилище данных,
представляющих коллекции разнородных
логически или физически взаимосвязанных
документов (образующих компоненты трехуровневой
модели ЭБ), доступ к которым обеспечивается
средствами информационно –
поисковой системы. При этом поисковые
(реферативные и библиографические)
и мета информационные компоненты, традиционно
реализованы в виде структурированных
баз данных, в то время как
компоненты уровня первичной
информации могут быть представлены
полнотекстовыми БД, так и коллекциями
файлов, каждый из которых
хранит чаще всего образ
в том или ином графическом или
печатноориентированном формате.
- каталога информационных ресурсов, хранящего сведения о локализованных и ассоциированных ресурсах;
- каталога пользователей, хранящего учетные данные о каждом пользователе и список доступных ему информационных ресурсов;
- технологические базы данных сеансов, содержащей информацию о текущем состоянии каждой поисковой сессии;
- базы данных учетно – статистической информации об использовании ресурсов.
Такие средства позволяют создавать каталоги доступных ресурсов для каждого отдельного пользователя, защищая определенные базы или массивы библиотеки от несанкционированного обращения. Кроме того, можно запретить доступ в случае, если физический адрес отправителя запроса отличается от адреса, зафиксированного в каталоге. Таким образом сервер поддерживает уровень поисковой сессии как последовательность сеансов – операций, осуществляемых пользователем в среде информационно – поисковой системы электронной библиотеки. Такими операциями могут быть: выбор БД для поиска; выбор формата представления (схемы); установление параметров поиска, предпочтительных для данного пользователя; составление запроса; осуществление поиска; просмотр результатов; навигация в протоколе; завершение работы и т.д. (необязательно именно в такой последовательности – например, просмотрев результаты поиска, можно провести новый поиск). При этом будем считать, что поисковый сеанс – это одна операция выполняемая в рамках одной транзакции – физического сетевого соединения, т.е поисковая сессия – это последовательность функционально связанных поисковых сеансов, направленная на получение логически целостного результата. Сессионный уровень в рамках сеансового НТТР – протокола реализуется с помощью специализированной БД сеанса, в которую заносятся параметры всех операций поиска: какие установлены базы, схемы просмотра и параметры поиска ( тип поиска, объём выдачи, способ сортировки результата, способ отображения найденных документов, четкий/нечеткий поиск, с маскированием или нет), каков механизм поиска (обычный поиск, эвристический), сколько документов найдено. Каждому сеансу присваивается уникальный идентификатор, с которым все функциональные запросы и их параметры заносятся в БД сеанса. Идентификатор сеанса также заносится в регистрационную базу, и при следующем посещении пользователем электронной библиотеки, после осуществления аутентификации, по этому идентификатору можно восстановить и продолжить поисковую сессию. К тому же, пользователь имеет возможность сохранить свой запрос с тем, чтобы воспользоваться им в дальнейшем, т.е поисковая сессия реализуется как последовательность поисковых сеансов, где каждый последующий сеанс использует параметры предыдущего.
Информация о работе Электронные библиотеки с сферы их применения