Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:47, лекция
Ключом к решению проблемы повышения уровня эффективности деятельности персонала офиса считается концепция так называемого электронного (автоматизированного) офиса. Речь идет о комплексном использовании современных технических средств для автоматизации процедур и функций управления (таких как обработка текстов, их редактирование, хранение и поиск, передача информации по каналам электросвязи внутри офиса и за его пределы, информационное обслуживание персонала офиса, некоторые аспекты процесса подготовки и принятия решения и т. д.), средств программной поддержки, подходов к проектированию помещений офиса, охраны труда персонала.
В свою очередь разработчик обязан: разработать технический проект в соответствии с утвержденным техническим заданием и включающий в себя экономико-математические модели и алгоритмы обработки данных; уточнить состав применяемых пакетов прикладных программ, порядок их настройки для решения предусмотренных ТЗ комплексов задач, а также алгоритмы тех задач, для которых будут разработаны оригинальные программы; обеспечить первоочередную разработку и утверждение комплекса технических средств, а также заказные спецификации на все виды оборудования; разработать и ввести в эксплуатацию у заказчика программы с соответствующей рабочей документацией на них по вводу и ведению информационной базы системы; принять участие в обучении персонала заказчика правилам эксплуатации технических средств, программного и информационного обеспечения, методам взаимодействия с ЭВМ и в условиях автоматизированного решения задач управления; осуществлять методическое руководство при создании заказчиком классификаторов и нормативно-справочной информации. В проекте должны быть разработаны принципиально новые методы решения задач, а возможно и задачи, не существующие в действующей системе.
Знания, полученные в результате предпроектного обследования действующей системы управления, не являются исчерпывающими, а ТЗ на АСУ обычно содержит лишь главные, а потому достаточно общие требования к разрабатываемой системе. Кроме того, за время предпроектной стадии и организации работ над техническим проектом меняется сама управляемая система. Эти и другие факторы приводят к тому, что изучение системы продолжается в течение всего процесса ее проектирования. Все выявленные при этом существенные изменения должны быть отражены либо в виде дополнений к техническому заданию, либо непосредственно в техническом проекте, если они не меняют принципиальных положений ТЗ.
Особенно это относится
к разработке алгоритмов решения
конкретных задач. По мере перехода от
принципиальных решений к укрупненным
схемам, а затем ко все более
детальным шагам алгоритма
Вводя изменения в какие-либо задачи, надо внимательно следить, как это сказывается на других связанных с ней задачах. Обеспечение взаимосвязи и согласованности между всеми задачами разрабатываемой АСУ осуществляет главный конструктор проекта, либо, в больших проектах, руководитель группы разработчиков подсистемы в пределах своей компетенции. Принципиальные изменения, требующие дополнения или изменения ТЗ, согласовываются с заказчиком и утверждаются в установленном порядке.
Рабочий проект. Он разрабатывается на основании утвержденного технического проекта и утверждению не подлежит. Законченный рабочий проект содержит всю техническую документацию, необходимую для отладки АСУ в целом или соответствующей ее очереди, подготовки ее к вводу в эксплуатацию, проведения приемосдаточных испытаний и последующего нормального ее функционирования.
На этапе создания РП заказчик обязан завершить формирование и организовать ведение информационной базы или банка данных АСУ; ввести в промышленную эксплуатацию комплекс технических средств и вычислительный центр; ввести в повседневную деятельность методы планирования и управления производством в соответствии с принятыми в проекте АСУ решениями; разработать под методическим руководством и с участием разработчика и утвердить должностные инструкции для работы управленческого персонала в условиях функционирования АСУ; подготовить в соответствии с инструкциями разработчика контрольные примеры и организовать поэтапную приемку рабочих программ, проверяя их на контрольных примерах, обеспечив их использование в реальной работе по мере приемки; завершить обучение управленческого персонала и работников ВЦ работе в условиях функционирования АСУ, предоставить разработчику машинное время и необходимые материалы (магнитные диски, ленты и т.п.) для подготовки рабочих программ и их сдачи. Последнее условие в части информационной базы и банков данных желательно выполнить на этапе технического проектирования.
Разработчик на этом этапе обязан завершить разработку программного обеспечения создаваемой АСУ, в первую очередь отладку и сдачу заказчику рабочих программ информационной базы или банка данных; для пакетов прикладных программ выполнить генерацию необходимых рабочих программ и их стыковку с другими программами; осуществлять методическое руководство и помощь заказчику по формированию и ведению информационной базы и по разработке должностных инструкций управленческому персоналу и работникам ВЦ; завершить разработку рабочей документации по всем видам обеспечения; осуществить поэтапную сдачу заказчику рабочих программ на контрольном примере, документации рабочего проекта с оформлением актов сдачи-приемки АСУ в опытную эксплуатацию. На этапе рабочего проектирования особенно возрастает значение согласования и координации деятельности всех участников разработки.
При подготовке программ часто
возникает желание
Приемка комплекса задач в опытную эксплуатацию заключается в решении контрольного примера, специально подготовленного заказчиком. Контрольный пример решается в присутствии представителей заказчика и разработчика и при успешном его решении оформляется акт сдачи-приемки. Состав и содержание технического и рабочего проектов приведены в гл. 9.
4. Стадия ввода в эксплуатацию
В отличие от технических систем, которые вводятся в эксплуатацию одномоментно, всей системой сразу, для АСУ и ее подсистем ввод в эксплуатацию означает постепенный переход от существующих методов управления к использованию функциональных комплексов задач или отдельных задач создаваемой системы. Ввод в эксплуатацию той или иной задачи или комплекса задач определяется только степенью их готовности и может быть осуществлен сразу после утверждения технического задания, независимо от степени готовности технического или рабочего проекта. Это означает, что ввод в эксплуатацию всей АСУ или одной из ее очередей совпадает с вводом последнего из установленных техническим заданием комплексов задач.
Если существует пакет прикладных программ, который легко адаптируется к условиям конкретной создаваемой АСУ, нет смысла откладывать его использование до завершения разработки технического и рабочего проектов. В то же время некоторые задачи могут оказаться настолько сложными, что алгоритм их решения может быть получен только в результате специальных научных исследований.
Возможность начала ввода в эксплуатацию комплекса задач определяется наличием технических средств, включая ЭВМ, обеспечивающих нормальное функционирование задач на реальной информации и в заданном режиме; готовностью отлаженных и проверенных рабочих программ с соответствующей документацией; рабочим состоянием информационной базы или ее части, соответствующей данному комплексу задач; обученным персоналом и подготовленным к эксплуатации объектом. Состав и сроки выполнения работ определяются согласованными между заказчиком и разработчиком планами-графиками.
На стадии ввода
АСУ в эксплуатацию заказчик обязан
завершить организационно-
Разработчик на стадии ввода в эксплуатацию обязан по результатам опытной эксплуатации скорректировать техническую документацию; осуществлять методическое руководство и принимать участие в сдаче задач или комплексов задач в промышленную эксплуатацию; принимать участие в разработке программы приемо-сдаточных испытаний и в работе комиссии по приему АСУ в промышленную эксплуатацию.
Опытная эксплуатация. Начало опытной эксплуатации комплекса задач или задачи определяется приказом заказчика, согласованным с разработчиком. Этим же приказом определяются сроки опытной эксплуатации и состав комиссии по приемке комплекса задач. К приказу прилагается согласованная с разработчиком программа, в которой определяются условия и число расчетов задачи, порядок проверки технических средств и устранения выявленных при опытной эксплуатации недостатков. Если в процессе опытной эксплуатации у заказчика возникают дополнительные требования, не предусмотренные в техническом задании и техническом проекте, то они не являются основанием для отрицательной оценки результатов опытной эксплуатации. Такие требования могут быть удовлетворены по дополнительному соглашению в согласованные сроки, для чего составляется дополнение к ТЗ.
Промышленная эксплуатация. Пос
Для более четкого проведения приемо-сдаточных испытаний регламентирован ряд положений.
Установлено, что ответственность за организацию и проведение приема АСУ в промышленную эксплуатацию несет заказчик. Перед этим должен быть завершен прием заказчиком всех комплексов задач, предусмотренных техническим заданием, в промышленную эксплуатацию. Если заказчиком были самостоятельно разработаны и введены в эксплуатацию дополнительные комплексы задач, отдельные задачи и технические средства, не предусмотренные ТЗ, то они могут быть включены в состав принимаемой АСУ только по согласованию с разработчиком и после внесения их в ТЗ в качестве дополнений.
Для приема в промышленную эксплуатацию АСУ предприятием распоряжением министерства или ведомства, которому подчинен заказчик, по согласованию с министерством, которому подчинен разработчик, назначается приемная комиссия. Заказчик предъявляет АСУ приемной комиссии и обязан обеспечить ей нормальные условия работы по принятой программе. Проект программы проведения испытаний и приема АСУ в эксплуатацию готовит заказчик совместно с разработчиком и передает приемной комиссии для рассмотрения и утверждения. Для решения организационных вопросов, возникающих в процессе приема АСУ в эксплуатацию, разработчик приказом руководителя назначает ответственного представителя.
Комиссия в соответствии с программой проверяет функционирование комплексов задач, входящих в принимаемую АСУ, а также условия эксплуатации и режим работы технических средств. Для проверки отдельных подсистем комиссия организует рабочие группы. Кроме проверки функционирования комплексов задач комиссия проверяет представленную ей документацию, расчет экономической эффективности создания АСУ и подготовленность персонала, ответственного за функционирование АСУ. По результатам приема составляется акт, дата подписания которого комиссией считается датой ввода АСУ в эксплуатацию.