Классификация автоматических информационных систем , категории пользователей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 23:39, реферат

Описание работы

В данной работе мы затронем лишь такой аспект, как АИС («автоматизированная информационная система»), рассмотрим их основную классификацию и основных пользователей.
Данная тема актуальна в наше время, время перемен и реформ, когда технологии внедряются везде для достижения большей эффективности и производительности, совершения меньшего количества ошибок и брака.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1 Информационные системы и автоматические информационные системы
4

1.1 Понятия информационной системы и автоматических информационных систем
4

1.2 Классификация.

7
1.3 Юридические информационных систем
11

Глава 2 Пользователи автоматических информационных систем

14


Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

ITvYuDna_ekz (1).doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

  • Классификация по характеру обработки данных

По характеру обработки данных информационных системы делятся на:

  • информационно-справочные, или информационно-поисковые информационные системы, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
  • Информационные системы обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

  • Классификация по сфере применения

Поскольку информационные системы создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип информационных систем. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы информационных систем:

  • Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.
  • Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.
  • Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

  • Классификация по охвату задач (масштабности)

  • Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
  • Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
  • Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

 

 

    1. Юридические  информационные системы

 

Первоначально были созданы системы индексного типа, или электронные каталоги, которые давали возможность найти полные сведения о выходных данных документов - названии, номере, дате издания, принявшем органе. В Европе первой индексной системой компьютерного поиска юридической информации была бельгийская система «Credos», которая появилась в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. Позднее некоторые индексные системы стали работать в диалоговом режиме, предполагающем прямое общение удаленного пользователя с информационным банком. Примером может служить система «Finlex», созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии.

В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные автоматизированные информационные системы по законодательству. В США это «WRU», «LEXIS», «JURIS». ; в Великобритании - «INFOLEX», «POLIS», «LEXIS»; в Бельгии - «Credos»; в Германии - Система Бундестага, «JURIS», «LEXinform», «NOMOS DATA POOL»; в Австрии - «RDB»; в Канаде - «DATUM»; в Финляндии - «Finlex»; во Франции - «IRETIV», «JURIDIAL», «JURISDATA».

Первыми автоматизированными информационными системами по законодательству в СССР были следующие системы:

- «АИС Законодательство», разработанная ВНИИСЗ (Всесоюзный  НИИ советского законодательства) в среде «ПЕГАС» (ЕС ЭВМ);

- «БД Свод Законов  СССР», функционировавшая в Минюсте  СССР, на базе операционной системы IN-PICK (ЭВМ IN-500/5000 Realite (Франция)).

Затем появились прототипы информационных систем «Гарант» и «КонсультантПлюс», которые были разработаны НПО «Вычислительная математика и информатика» («ВМИ») в 1990 г.

В 1992 году отдел НПО «ВМИ», занимавшийся разработкой «Гаранта», выделился в отдельную фирму (НПП «Гарант-Сервис»), а НПО «ВМИ» приступило к разработке проекта «КонсультантПлюс». В 1992 г. была создана общероссийская сеть «КонсультантПлюс», которая охватила почти 200 городов России.

Компания «Гарант-сервис» оказывает информационно-правовую поддержку на основе системы «Гарант» с 1990 года.

В компьютерных системах «КонсультантПлюс» фирмы ВМИ содержится более 200 тыс. документов. Это нормативные акты РФ, документы министерств и ведомств, консультации специалистов Минфина, ГНС и ЦБ РФ по финансовому анализу, свод прецедентов судебной и арбитражной практики, законодательство более 60 регионов страны.

Есть возможность воспользоваться on-line услугами системы «Кодекс».

Типология юридических информационных систем

Автоматизированные информационные системы по законодательству (АИСЗ) являются частью следующих типов юридических информационных систем.

1. Справочно-информационные  системы общего назначения, ориентированные  на доступ пользователей любой  профессиональной ориентации к  нормативно-правовым актам. К этим системам относятся АИСЗ ЮРИУС, Консультант, Гарант, Кодекс и др.

2. Глобальные информационные  службы (хост-системы), предоставляющие  доступ удаленным пользователям  к библиографической, полнотекстовой  или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США). Начало ее разработки относится к 1967 г., когда было заключено соответствующее соглашение между коллегией адвокатов шт. Огайо и фирмой Mead Data Corp.

Система JURIS GmbH (Германия) предоставляет интерактивный доступ к правовой информации, включающей научную литературу, тексты законов, отчеты о судебной практике, а также пресс-релизы Федерального конституционного суда и других высших федеральных судов.

3. Системы информационной  поддержки деятельности правотворческих  органов (законодательные и конституционные  собрания, конгресс, Госдума, сенат). Спецификой  таких систем является необходимость  хранения и поиска многих версий  и редакций нормативно-правовых документов с учетом вносимых поправок и изменений.

4. Системы автоматизации  делопроизводства судов, полиции, и  других правоприменительных или  правоохранительных органов. Необходимо  заметить, что в странах с прецендентным  правом (США) судопроизводство также может рассматриваться как деятельность во многом правотворческого характера, в связи с чем данные системы интегрируются с приведенными выше.

5. Прочие виды систем - автоматизация юридических библиотек  и вузов, консультационных пунктов, юридические экспертные системы и пр.

Основными особенностями юридических автоматизированных информационных систем являются:

- необходимость предоставления  адресного доступа к полным  текстам, причем в области автоматизированных  систем правовой информации основное  место занимает спор между сторонниками контролируемого индексирования и поиска по ключевым словам из текста;

- в информационных языках  для поиска в БД по законодательству  необходим учет контекстных связей, возможность использования в  запросе предлогов и частиц (И, ИЛИ, НЕ), регламентированных прилагательных (типа «обязательный», «произвольный» и пр.), что отличает их от обычных документальных автоматизированных информационно-поисковых систем;

  • тексты нормативных актов должны подвергаться так называемой юридической обработке (вид аналитико-синтетической обработки), при которой тексту (или контексту) приписываются не только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы (как при обычном индексировании), но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов.

 

ГЛАВА 2 

 ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Пользователь информационной системы - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – лицо (группа лиц, организация), пользующееся услугами информационной системы для получения информации или решения других задач. 3

 

Прежде всего к числу пользователей информационных систем относятся специалисты в предметной области системы, для удовлетворения информационных потребностей которых система создается. Пользователей этой категории называют конечными пользователями.

Будем считать, что пользователями системы являются не только конечные пользователи, но и программные средства приложений, применяющие информационные ресурсы данной информационной системы для решения собственных задач.

В некоторых информационных системах контингент пользователей не зафиксирован. Информационные ресурсы таких систем свободно предоставляются любому пользователю. В других системах для того, чтобы стать пользователем, необходимо получить от системного администратора требуемые полномочия доступа к системе, а иногда и к некоторым ее информационным ресурсам.

Качественное информационное обслуживание пользователей АИС требует изучения пользователей информационной продукции.     Пользователи информационных продуктов и услуг могут быть охарактеризованы с помощью самых разнообразных аспектов. Каждая из групп пользователей и каждый конкретный пользователь предъявляет  специфические требования к информационной  продукции в соответствии со своими информационными потребностями и запросами. При этом под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность.

При оценке качества  удовлетворения информационных потребностей и запросов важное значение имеют категории «релевантность» и  «пертинентность». В соответствии с ГОСТ 7.73-96 «СИБИД. Поиск и распространение информации» релевантность – соответствие полученной информации информационному запросу.  Пертинентность – соответствие полученной информации информационной потребности.

Удовлетворение информационных запросов с высоким уровнем пертинентности – показатель многоаспектной осведомленности информационного органа о пользователе информационной системы как о потребителе информации. Важное место в решении этой весьма сложной задачи имеет создание и использование информационного образа пользователя, отвечающего на вопросы: «WHO?», «WHERE?», «WHEN?», «WHAT?», «WHY», «HAW?» («КТО?», «ГДЕ?»,  «КОГДА?», «КАКАЯ?», «ЗАЧЕМ?», «КАК?»).

Согласно классификации, приведенной нами выше, пользователями АИС являются:

    • законодатели
    • суды
    • правоохранительные органы
    • адвокаты
    • проч. профессиональные юристы
    • простые граждане

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе выполнения данной работы мы попытались рассмотреть понятия информационных систем и автоматических информационных систем, которые в современном мире занимают все большее положение. Нам удалось рассмотреть не только теоретические положения в юридической сфере, но и узнать об информационных системах в других сферах.

Все это помогает нам создать цельную картину происходящего, ближе ознакомиться с  влиянием данных  явлений на современную юриспруденцию, предположить дальнейшее развитие.

Изучение данной темы в наши дни необычайно интересно и полезно, поскольку все мы сейчас являемся активными пользователями ПК и сети Интернет.

Следует также отметить, что изучение темы полезно для дальнейшей практической работы в нашей будущей профессии, поскольку современный юрист должен владеть постоянно меняющейся информацией, что чрезвычайно сложно без владения таким инструментом, как АИС.

Само выполнение работы оказалось полезным опытом, поскольку автор научился искать и анализировать большой объем информации, а также открыл некоторые новые аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет–ресурсы

  1. Определение информационной системы http://wiki.mvtom.ru/index.php/Информационная_система  (дата обращения 09.07.14)
  2. Международный стандарт ISO http://standards.iso.org/ittf/licence.html (дата обращения 09.07.14)
  3. ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ http://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения 09.07.14)
  4. Информационные системы, виды и классификация http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/analiz/2010/01/2010-01-08.pdf (дата обращения 09.07.14)
  5. «Собственно юридические системы» http://hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode=inject&tld=ru&la=&text=http%3A%2F%2F3ys.ru%2Finformatsionnye-sistemy-i-tekhnologii%2Favtomatizirovannye-informatsionnye-sistemy-po zakonodatelstvu.html&url=http%3A%2F%2F3ys.ru%2Finformatsionnye-sistemy-i-tekhnologii%2Favtomatizirovannye-informatsionnye-sistemy-po-zakonodatelstvu.html&l10n=ru&mime=html&sign=35baa479e2255e03a1ec523ad6472eb9&keyno=0 (дата обращения 09.07.14)
  6. Определение «информационная система» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/941173 (дата обращения 09.07.14)
  7. Информационные системы http://univer-nn.ru/it/podsystem.php (дата обращения 09.07.14)
  8. Понятие «пользователь ИС» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/334809 (дата обращения 09.07.14)
  9. 8. Понятие «пользователь ИС» http://clerical_work.academic.ru/689/ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ_ИНФОРМАЦИОННОЙ_СИСТЕМЫ (дата обращения 09.07.14)
  10. http://5fan.ru/wievjob.php?id=39990 (дата обращения 09.07.14)

Информация о работе Классификация автоматических информационных систем , категории пользователей