Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 21:00, реферат
Исследуя объекты окружающего мира, мы вынуждены как-то отображать результаты исследования для того, чтобы, с одной стороны, представить их и виде, удобном для анализа, а с другой для их хранения и передачи в пространстве или времени. Проектируя, создавая что-то новое, мы первоначально формируем некоторый образ этого нового. Управляя чем-либо, мы, как правило, пытаемся анализировать, к каким последствиям приведет управление. Перечисленные задачи требуют фиксации (представления) информации об объекте в виде некоторого образа (словесного, графического и т. п.).
Введение …………………………………………………………………….2
Модель. Цель, формы моделей …………………………………………….3
Классификация моделей…………………………………………………….5
Свойства моделей……………………………………………………………8
Моделирование. Виды моделирования…………………………………….9
Процесс моделирования…………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..14
Библиографический список………………………………………………....15
Приложения………………………………………………………….............16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)
РЕФЕРАТ
ПО компьютерным технологиям и информатике
Классификация и формы представления моделей
Выполнил студент
Чистюлина К.А.
Специальность 031600
Руководитель:
Параманова Надежда Николаевна
старший преподаватель
Оценка
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
Исследуя объекты окружающего мира, мы вынуждены
как-то отображать результаты исследования
для того, чтобы, с одной стороны, представить
их и виде, удобном для анализа, а с другой
для их хранения и передачи в пространстве
или времени. Проектируя, создавая что-то
новое, мы первоначально формируем некоторый
образ этого нового. Управляя чем-либо,
мы, как правило, пытаемся анализировать,
к каким последствиям приведет управление.
Перечисленные задачи требуют фиксации
(представления) информации об объекте
в виде некоторого образа (словесного,
графического и т. п.).
В связи с этим в познавательной и практической
деятельности человека большую, если не
ведущую, роль играют модели и моделирование.
Особенно незаменимо моделирование при
работе со сложными объектами (в частности,
экономическими). Все это делает моделирование
важнейшим инструментом системного анализа.
2. Модель. Цель, формы, виды моделей
Формально модель является неким объектом произвольной формы, которая выполняет функцию хранения информации и отражает свойства, характеристику и связи объекта-оригинала. Модель позволяет изучить некоторые свойства, необходимые для дальнейшего использования в оригинале. То есть, говоря иными словами, это упрощенное подобие оригинального объекта, необходимый для изучения и составления нужных данных. Она может быть точной копией, либо же может отражать отдельные свойства оригинала.
Модель выполняет две основные цели:
Все модели можно условно разделить на два больших класса: материальные (предметные) и информационные. Предметные модели отражают геометрические, физические и иные свойства материальных объектов. Примером материальных моделей могут служить макеты сооружений, зданий, техники, анатомические муляжи. Информационные же модели не имеют реального воплощения. Они несут теоретический метод познания, могут быть представлены в разговорной форме, либо же сформированы в воображении.
Стоит также подчеркнуть и информационный тип моделей, который делится на табличные, иерархические и сетевые. Табличные модели представлены в виде списка, их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы; в иерархических объекты распределены по уровням, каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня; сетевые модели отражают системы, связь между элементами которой имеют сложную структуру.
По степени формализации они бывают образно-знаковые и знаковые. Образно-знаковые представляют собой модель, которая подключает образное мышление. Ярким примером таких моделей является географическая карта. зная определенный язык, можно получить достоверную информацию о нужном объекте.
Группы образно-знаковых моделей:
Группы знаковых моделей:
3. Классификация моделей
По классификации модель условно можно разделить по следующим признакам:
Учебные модели используются при обучении и могут быть в форме наглядных пособий, развивающих и пошаговых программ, различных тренажеров. Модели подобного вида позволяют дать необходимые знания об объекте.
Опытные модели являются уменьшенной/ увеличенной копией проектируемого объекта. Они используются для исследования и прогнозирования будущих характеристик. Примером опытных моделей может служить испытание модели корабля в бассейне для определения устойчивости судна.
Научно-технические модели необходимы для исследования процессов и явлений. Наглядным примером данного типа может служить синхротрон.
Игровые модели служат для создания определенного поведения объекта в различных ситуациях. Они могут быть деловыми, экономическими, спортивными. Необходимо учитывать реакцию как со стороны союзника, так и со стороны противника. С помощью таких моделей можно разрешать определенные конфликтные ситуации.
Имитационные модели служат для отражения (имитации) реальности с той или иной точностью. Они представляют собой метод проб и ошибок, определенный эксперимент, при выявлении которого складываются правильные решения. Ярким примером имитационной модели могут служить различные эксперименты над животными с целью выявления нового лекарственного препарата.
Статические модели описывают состояние системы в определенный момент времени, при котором происходит одновременный срез информации. Примером подобной модели ожжет служить обследование пациента у специалиста, состояние здоровья определенных органов или частей тела на данный период.
Динамические модели описывают процессы изменения и развития системы, т.е. изменение данного объекта во времени. Примером такой модели могут служить специальные расчеты при строительстве здания – прочность фундамента, стен, балок и их дальнейшая устойчивость при постоянной нагрузке.
Материальные модели представляют собой:
a) геометрически подобные масштабные, воспроизводящие пространственно- геометрические характеристики оригинала безотносительно его субстрату (макеты зданий и сооружений, учебные муляжи и др.);
b) основанные на теории подобия субстратно подобные, воспроизводящие с масштабированием в пространстве и времени свойства и характеристики оригинала той же природы, что и модель, (гидродинамические модели судов, продувочные модели летательных аппаратов);
c) аналоговые
приборные, воспроизводящие
Нематериальные модели представляют собой:
4. Свойства модели.
5. Моделирование. Виды моделирования.
Моделирование – это построение, совершенствование, изучение и применение моделей, которые реально существуют или проектируются.
Моделирование связано с выяснением или воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления. Можно назвать три основных причины, по которой мы прибегаем к моделированию. Во-первых, сложность реальных объектов, число факторов, относящееся к проблеме, выходит за пределы наших возможностей. С помощью моделей мы упрощаем сложившуюся ситуацию. Во-вторых – необходимость в проведении эксперимента. Практика позволяет оценить все плюсы и минусы планируемого объекта. В-третьих – ставить прогноз. К остальным причинам относятся: исследуемый объект либо очень мало (атом), либо очень велик(Солнечная система); процесс протекает либо очень быстро, либо очень медленно; исследование реального объекта может привести к его разрушению.
Применительно к естественно-техническим, социально-экономическим и другим наукам принято различать следующие виды моделирования:
Информация о работе Классификация и формы представления моделей