Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 21:00, реферат
Исследуя объекты окружающего мира, мы вынуждены как-то отображать результаты исследования для того, чтобы, с одной стороны, представить их и виде, удобном для анализа, а с другой для их хранения и передачи в пространстве или времени. Проектируя, создавая что-то новое, мы первоначально формируем некоторый образ этого нового. Управляя чем-либо, мы, как правило, пытаемся анализировать, к каким последствиям приведет управление. Перечисленные задачи требуют фиксации (представления) информации об объекте в виде некоторого образа (словесного, графического и т. п.).
Введение …………………………………………………………………….2
Модель. Цель, формы моделей …………………………………………….3
Классификация моделей…………………………………………………….5
Свойства моделей……………………………………………………………8
Моделирование. Виды моделирования…………………………………….9
Процесс моделирования…………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..14
Библиографический список………………………………………………....15
Приложения………………………………………………………….............16
Перечисленные выше виды моделирования не являются взаимоисключающими и могут применяться при исследовании сложных объектов либо одновременно, либо в некоторой комбинации. Отдельно следует сказать о компьютерном моделировании, являющемся развитием имитационного моделирования.
6. Процесс моделирования
В своей деятельности человек всегда решает две задачи – конструктивную и экспертную. В экспертной задаче на основании имеющейся информации описывается прошлое, настоящее и предсказывается будущее. Суть конструктивной задачи заключается в том, чтобы создать нечто с заданными свойствами. Для решения экспертных задач применяют так называемые описательные модели, а для решения конструктивных — нормативные.
Описательное моделирование (дескриптивное,
познавательное) предназначены для описания
свойств или поведения реальных (существующих)
объектов. Они являются формой представления
знаний о действительности. Можно назвать
следующие цели описательного моделирования
в зависимости от решаемых задач:
• изучение
объекта (научные исследования) — наиболее
полно и точно отразить свойства объекта;
• управление
— наиболее точно отразить свойства объекта
в рабочем диапазоне изменения его параметров;
• прогнозирование
— построить модель, способную наиболее
точно прогнозировать поведение объекта
в будущем;
• обучение
- отразить в модели изучаемые свойства
объекта.
Построение описательной модели происходит по следующей схеме: наблюдение, кодирование, фиксация.
Модель объекта можно построить, только наблюдая за ним. То, что мы наблюдаем, необходимо закодировать либо с помощью слов, либо символов, в частности, математических, либо графических образов, либо в виде физических предметов, процессов или явлений. И наконец, закодированные результаты наблюдения надо зафиксировать в виде модели.
Отражение свойств объекта в модели не является полным в силу разных причин: особенностей восприятия, наличия и точности измерительных приборов, потребности и, наконец, психического состояния субъекта. Если обозначить полную информацию об объекте через Io, а воспринимаемую информацию — Iв, то отражение математически можно сформулировать следующим образом:
Хотелось бы обратить внимание на субъективный характер моделей. Во все, что ни делает человек, в том числе и построение моделей, он вкладывает свою точку зрения. Это, в частности, может привести к тому, что мы принимаем свою точку зрения за единственную, а карту местности — за саму местность, которую она представляет. Существуют следующие субъективные факторы, влияющие на качество создаваемых моделей:
Модель строится на основании наблюдений за объектом, но человек замечает свойства объекта избирательно. На это влияют образование, мировоззрение, опыт, а также настроение, чувства, заботы и общее самочувствие. В результате формируется модель, не отвечающая целям моделирования.
2. Конструирование
Обратный аналог избирательности:
мы начинаем видеть то, чего нет. Мы заполняем
пробелы в информации о мире, чтобы он
приобрел некий смысл и предстал перед
нами в том виде, каким, по нашему мнению,
он должен быть. Длительная эволюция воспитала
нас дополнять увиденные фрагменты до
полного образа: если мы видим из-за дерева
голову волка, то мысленно дорисовываем
его туловище и хвост. Поэтому когда при
исследовании объекта мы получаем неполную
информацию о нем, то невольно заполняем
информационные «пробелы», исходя из своего
опыта.
3. Искажение
Искажение проявляется
в том, что мы строим модели окружающего
мира, выделяя одни его составляющие
за счет замалчивания других. В частности,
искажение лежит в основе творческих
способностей (поэта, художника, композитора)
и некоторых болезней, например паранойи.
Обобщения. Пользуясь обобщением, мы создаем
мысленные модели, взяв за основу один
случай и обобщив его на все возможные
случаи. Обобщение является основой статистических
выводов, но при условии так называемой
репрезентативной (представительной)
выборки ситуаций. Опасность обобщения
состоит в том, что, взяв какую-либо ситуацию,
человек расценивает ее как типичную и
распространяет извлеченные из нее выводы
на все сходные, по его мнению, ситуации
(что, в частности, и является основой суеверия).
Таким образом, не все свойства объекта нам доступны из-за свойств окружающей среды, а из доступных не все мы можем измерить или оценить.
7. Заключение
Следует вдуматься в определение, даваемое Н.Н. Моисеевым «Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства. Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся 220 исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали.
Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практически жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания».
8. Список литературы
ВоГТУ, 2009. – 138 с.: ил.
9. Приложения
Приложение 1
Фильтрация информации об объекте
Информация о работе Классификация и формы представления моделей