Компьютерная зависимость подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.
Задачи: 1. Выяснить уровень информированности подростков по проблеме компьютерной зависимости.
2. Дать достоверную информацию о причинах и последствиях формирования компьютерной зависимости.

Содержание работы

1. Актуальность.
2. Цель и задачи.
3. Механизм реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Поисковое направление.
6. Экспериментальное направление.
7. А ты сидишь на "компьютерной игле"?
8. Просветительское направление.
9. Тренинговое направление.
10. Предполагаемый результат.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Подстепновская  №1 ОСОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная  зависимость подростков

 

 

 

                                                                                     Выполнила: ученица 10 класса Перова Рада

 

 

                                                                                   Руководитель проекта:

                                                                   учитель информатики Р. Пасмурцева

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Подстепноё.

2013г

 

 

Содержание.

 

                       

  1. Актуальность.

 

  1. Цель и задачи.

 

  1. Механизм реализации проекта.

 

  1. Этапы реализации проекта.

 

  1. Поисковое направление.

 

  1. Экспериментальное  направление.

 

  1. А ты сидишь на "компьютерной игле"?

 

  1. Просветительское направление.

 

  1. Тренинговое направление.

 

  1.  Предполагаемый результат.

 

               

 

Актуальность:

      Научно-технический прогресс, набравший  к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как  компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило  переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок  повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество  прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем   связи, качественно изменило принцип работы банков и административных  учреждений.

Вместе с  появлением компьютеров появились  компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров  совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На  сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что  позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области  компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют  "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью  этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них  очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а   главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

      Разумеется, в полной мере эта характеристика  подходит лишь для людей на  самом деле фанатически увлекающихся  компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость,   растет с каждым днем, компьютерная зависимость стала очень серьезной проблемой.

 

Проблема: Повышенная увлеченность подростков компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

Задачи: 1. Выяснить уровень информированности подростков по проблеме компьютерной зависимости.

             2. Дать достоверную информацию  о причинах и последствиях                     формирования компьютерной зависимости.

             3. Сформировать навык критического отношения к компьютерным играм.

4. Способствовать развитию  навыков социального взаимодействия.

Механизм  проекта: 1. Поисковое направление.

                                2. Экспериментальное направление.

                                3. Просветительское направление.

                                 4. Тренинговое направление.

 

Этапы реализации проекта:

I этап: Реализация поисковой деятельности (начало января-середина февраля) 

II этап: Реализация экспериментальной деятельности (январь-февраль).

III этап: Реализация просветительских видов деятельности (январь-февраль).

IV этап: Реализация тренинговых видов деятельности (январь-февраль)

 

 

Поисковое направление:

Цель: теоретическое изучение проблемы компьютерной зависимости подростков.

Задачи:

  • изучить психологическую литературу по проблеме компьютерной зависимости подростков;
  • определить феномен компьютерной зависимости;
  • сопоставить обнаруженные в литературе факты с ситуацией в нашей школе.

 

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются  к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что  дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

Недостаток общения  со сверстниками и значимыми для  ребенка людьми

Недостаток внимания со стороны родителей

Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы  и трудности в общении

Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного

Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать  за их увлечениями, не отставать

Отсутствие у ребенка  увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье

Опасности компьютерной зависимости

Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для  общения

На первых порах компьютер  может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе

В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем

Ребенок может проявлять  агрессию, в случае лишения его  доступа к компьютерным играм

Вседозволенность и  простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру

Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать  недостаточность витаминов и  минералов

Многочасовое непрерывное  нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу

Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли

Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать  визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность

Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает  их  просьбами об игре. Часто такие  взрослые сами зависимы от компьютера и интернета

Компьютерная зависимость  формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги

Часто подросток может  принебрегать своим внешним видом  и личной гигиеной. Могут возникать  депрессии, при долгом нахождении без  компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие  или эйфория за компьютером; 

- нежелание отвлечься  от работы или игры за компьютером; 

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать  окончание сеанса работы или  игры с компьютером;

- расходование больших  денег на обеспечение постоянного  обновления программного обеспечения  (в том числе игр) и апгрейд  компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным  здоровьем, гигиеной и сном  в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- человек предпочитает есть  перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики  со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим  о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности.

3. Стадия зависимости. По данным  Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

4. Стадия привязанности. Эта  стадия характеризуется угасанием  игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

 

Уход  от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии.

Мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а  объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность — виртуальную.

Информация о работе Компьютерная зависимость подростков