Компьютерная зависимость подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.
Задачи: 1. Выяснить уровень информированности подростков по проблеме компьютерной зависимости.
2. Дать достоверную информацию о причинах и последствиях формирования компьютерной зависимости.

Содержание работы

1. Актуальность.
2. Цель и задачи.
3. Механизм реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Поисковое направление.
6. Экспериментальное направление.
7. А ты сидишь на "компьютерной игле"?
8. Просветительское направление.
9. Тренинговое направление.
10. Предполагаемый результат.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный  способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д.

На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода  от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Принятие  роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

После того, как человек  один или несколько раз поиграл  в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он — супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.

Типы игр, и  их опасность, начиная с самой  высокой

Специалисты отмечают, что  различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Кто больше зависим  от игр на компьютере?

Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома

Дети состоятельных  родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в  то же время, нежелательный возраст  это 12-15 лет

На одну зависимую  девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Итак, человечество погружается  в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.

Экспериментальное  направление:

Цель: экспериментальное изучение феномена компьютерной зависимости подростков.

Задачи:

  • совместно составить анкету для социологического опроса по проблеме компьютерной зависимости подростков.
  • провести анкетирование учащихся школы;
  • проанализировать результаты опроса.

 

Нами был проведен социологический опрос учащихся разных классов. В мониторинге принимало участие 55 человек – учащихся 9-11 классов. Нами использовались следующие опросники.

В первом опроснике учащимся предлагалось письменно ответить на 7 вопросов, касающихся оценки серьезности проблемы игромании, выбрав в каждом случае один из трех ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».

1. Является ли игромания  проблемой общества?

2. Является ли игромания  болезнью?

3. Осознают ли игроманы  свою зависимость от компьютерных  игр?

4. Можно ли справиться  с игроманией усилием воли?

5. Сталкивались ли  вы сами или ваши родственники  с проблемой игромании?

6. Как вы думаете,  коснется ли лично вас проблема  игромании?

7. Как часто вы играете   в компьютерные игры или используете  Интернет?

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании  обработки массива данных можно  говорить о следующих результатах:                                                                                                                          

                                                    Актуальность                                                            Более 50 % школьников (55 %) осознают актуальность проблемы игровой зависимости в нашем обществе, 27 % не видят под игроманией проблемы, 18 % не дали определенный ответ на

 


 

 

 

 

 

 

 

 

58 % считают игроманию  – болезнью. 33 % – нет. 9 % затруднились  дать конкретный ответ на данный  вопрос.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

42 % считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании. При этом школьников (35%) считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не осознают, что зависят от них.


 

 

 

 

 

 

 

 

  Борьба с зависимостью 36 % школьников не уверены, что только с помощью волевого усилия можно справиться с игровой зависимостью.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

66 % считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании. При этом школьников (74%) считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не осознают, что зависят от них.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

55 % опрошенных редко играют в компьютерные игры, однако 55 % регулярно используют Интернет для развлечения и общения, и 35 % опрошенных очень часто играют в компьютерные игры и пользуются Интернетом.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

   А ты сидишь на "компьютерной игле"?                                                                        Мини-тест на психологическую компьютерную зависимость:                                                                                             1) Вы с трудом отвлекаетесь от игры, общения в чате или Интернета?                       2) Вы испытываете недовольство или раздражение при вынужденном отвлечении от компьютера?                                                                                                                  3) Вы забываете о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, проводя время за компьютером?                                                                                                                4) Вы испытываете трудности при планировании окончания сеанса за компьютером?                                                                                                                    5) Вы предпочитаете компьютер общению с друзьями либо занятию спортом либо другому альтернативному времяпрепровождению?                                                               6) Вы ощущаете эмоциональный подъем во время работы с компьютером?              7) Вы регулярно расходуете деньги на обеспечение обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера?                                      8) Вы проводите за компьютером в Интернете (либо играя) больше 4 часов в день?                           Если у тебя 8 ответов "Да" — поздравляем: ты — типичный "игроголик", пришло время обратиться к специалистам. Если у тебя более 6 ответов "Да" — до звания "компьютерный маньяк" — один шаг. Если у тебя более 3 ответов "Да" — ты — "геймер"! ("Геймеры" — люди, которые используют компьютер в большей степени только ради игр, но у них есть все шансы достичь статуса "игроголика"). Если все ответы отрицательные — пройди тест еще раз, мы тебе не верим.                                            

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы исследования

 На основании проведенного  мониторинга можно сделать вывод  о достаточно высоком уровне  информированности школьников о  данном социально-значимом заболевании. 

 

 Но, несмотря на  осведомленность подростков о серьезности проблемы игровой зависимости, с каждым днем растет количество подверженных игромании молодых людей.

 

 А потому со своей  стороны мы видим важность  продолжения профилактической работы  в молодежной среде.

Тренинговое направление:

Цель: коррекция самооценки учащихся, развитие их уверенности в себе и развитие навыков общения посредством тренинговых занятий.

Задачи:

  • проводить тренинговые занятия с детьми, имеющими низкую самооценку;
  • проводить тренинговые занятия с детьми для выработки у них навыков уверенного поведения;
  • проводить тренинговые занятия со всеми детьми вместе для выработки у них коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Виды  деятельности:

- Творческое занятие  «Фестиваль проектов». 

- Тренинговые занятия  «Как избежать психологических комплексов».

- Тренинговые занятия  «Люди существуют друг для  друга».

- Ролевая игра «Лечебница  социальных проблем».

- Занятие «Дружба и  ее значение в жизни человека».

- Занятие в тренинговом  режиме «Умение жить среди  людей».

- Занятие в тренинговом режиме «Быть уверенным – это здорово!» (формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению).

- Творческое занятие  «Эстафета увлечений».

Просветительское направление:

Цель: сообщение учащимся информации по проблеме и совместное обсуждение ее с ними.

Задачи:

 проводить классные  часы коммуникативной направленности;

 сообщать ученикам  информацию по проблеме;

 проводить с учащимися  дискуссии по данной проблеме;

 способствовать выработке  у учащихся социально приемлемых  способов социализации и решения своих проблем в процессе дискуссий и обсуждений.

Виды деятельности:

- Классный час-дискуссия  «Что такое компьютерная зависимость?».

- Проблемный классный  час «Как стать уверенней в  себе?».

- Беседа «А в мире  столько интересного!».

- Классный час по  типу ток-шоу «Игромания и компьютерная  зависимость».

- Беседа с элементами  обсуждения «Комплексы? Не у меня!».

- Классный час «Зависимость  – суррогат счастья и источник  бед».

- Классный час «Толерантность».

- Внеклассное мероприятие "Дороги, которые мы выбираем..."

 

 

 

 

                             ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:






Информация о работе Компьютерная зависимость подростков