Компьютерное моделирование в решении экономических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что важной проблемой управления предприятиями в сложных условиях рынка являются своевременное принятие правильных решений в связи с изменениями в экономической ситуации. Одним из путей решения этой проблемы является применение методов экономико-математического моделирования в управлении предприятиями.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1.Теоретическая часть_____________________________________________4
1.1.Понятия, используемые для описания компьютерного моделирования в решении экономических задач_____________________4
1.2.Особенности применения моделирования в экономике_____________5
1.3.Классификация экономико-математических моделей______________6
1.4.Этапы компьютерного моделирования в решении экономических задач___________________________________________________________10
1.5.Программные средства, используемые для проведения компьютерного моделирования___________________________________16
2.Практическая часть____________________________________________21
2.1.Постановка задачи____________________________________________21
2.1.1.Цель решения задачи________________________________________21
2.1.2.Условие задачи______________________________________________21
2.2.Компьютерная модель решения задачи__________________________22
2.2.1.Информационная модель решения задачи______________________22
2.2.2.Аналитическая модель решения задачи________________________22
2.2.3.Технология решения задачи средствами MS Exsel_______________23
2.3.Результаты компьютерного эксперимента и их анализа___________30
2.3.1.Результаты компьютерного эксперимента_____________________30
2.3.2.Анализ полученных результатов______________________________31
Заключение_____________________________________________________32
Список литературы______________________________________________33

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 298.28 Кб (Скачать файл)

В возможности Microsoft Excel входят:

-создание и редактирование таблиц,

-вставка функций,

-создание диаграмм различного типа на основе таблиц,

-создание макросов с использованием Visual Basic,

-создание сводных документов на основе данных из нескольких листов,

-создание числового ряда,

-работа с базами данных,

-поиск решений оптимизационных задач,

-фильтрация и сортировка данных.

Для выполнения сложных операций по обработке числовой и текстовой  информации Excel позволяет включать в текст стандартные операции, называемые функциями.

Функция - заранее определенное выражение, которое имеет один или несколько аргументов и возвращает единственное значение. В состав Excel входит свыше 250 функций из нескольких полезных категорий:

1) Финансовые (расчет процентов, увеличения и уменьшения суммы капитала и т.д.).

2) Дата и время (вычисления с датами и временем).

3) Математические (математические и тригонометрические вычисления).

4) Статистические (вычисление средних значений, сумм, распределений и стандартных отклонений).

5) Ссылки и массивы (вычисления  с таблицами данных).

6) Работа с базой данных (работа  со списками и внешними базами  данных).

7) Текстовые (сравнение, преобразование и форматирование текста в ячейках).

8) Логические (вычисления, результатом  которых может быть ИСТИНА  и ЛОЖЬ).

9)Проверка свойств и значений (определение ошибок, происходящих при вычислении).

Применение функций из этих категорий  значительно упрощает проведение многих сложных расчетов. Например, функция  ППЛАТ из категории Финансовые применяется  для расчета периодических выплат по ссуде, исходя из значений процентной ставки, количества периодов выплаты  и размера ссудного капитала.

Для представления данных в удобном  виде используют таблицы. Компьютер  расширяет возможности использования  таблиц за счет того, что позволяет  не только представлять их в электронной  форме, но и обрабатывать входящие в  них данные. Класс программ, используемых для этой цели, называется табличными процессорами или электронными таблицами.

Особенность табличных процессоров  заключается в том, что с их помощью можно не только вводить  данные в ячейки таблиц, редактировать  и форматировать их, но и применять  формулы для описания связи между  значениями, хранящимися в различных  ячейках. Расчет по заданным формулам выполняется автоматически. Изменение  содержимого какой-либо одной ячейки приводит к пересчету значений всех ячеек, которые с ней связаны  формульными отношениями, и, тем  самым, при обновлении каких либо частных данных, обновление всей таблицы  происходит автоматически.

Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет  получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Электронные таблицы  нашли широчайшее применение в экономических и бухгалтерских расчетах. Их эффективно можно использовать для:

-автоматической обработки зависящих друг от друга данных;

-автоматизации итоговых вычислений;

-создания сводных таблиц;

-ведения простых баз данных;

-обработки записей баз данных;

-совместной работы с экономическими или бухгалтерскими документами;

-подготовки табличных документов;

-построения диаграмм и графиков по имеющимся данным.

Одним из наиболее распространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является программа  Microsoft Excel. Она предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть

2.1. Постановка  задачи

2.1.1. Цель решения  задачи

Негосударственное образовательное  учреждение НОУ «Креатив» организует творческие курсы для населения города. Проведение теоретических и практических занятий включает почасовую оплату преподавателя и накладные расходы. Дополнительно слушатели также оплачивают стоимость раздаточного материала для проведения практических занятий.

Цель решения данной задачи  состоит в расчете и анализе  дохода от проведенных курсов с учетом количества слушателей, стоимости курсов и стоимости раздаточного материала  по каждому  виду курсов и по всем курсам в целом.

2.1.2. Условие задачи

Входной оперативной информацией  служат данные о стоимости курсов, в которых содержится следующая  информация: название курса, стоимость  теоретического курса, стоимость практических занятий; также данные о стоимости  раздаточного материала  для проведения практических занятий, в которых  содержится следующая информация: название курса, количество практических занятий, стоимость раздаточного   материала  для проведения практических занятий  на 1 человека.

В результате необходимо получить данные о стоимости курсов; стоимости  раздаточного материала для проведения практических занятий по каждому  курсу на одного человека; данные по расчету дохода от проведенных курсов с учетом количества слушателей, стоимости  курсов и стоимости раздаточного материала по каждому виду курсов и по всем курсам в целом.

Информацию, находящуюся  в таблице для анализа, необходимо представить в виде диаграммы.

В технологии необходимо использовать межтабличные  связи и использованием функций ВПР или ПРОСМОТР для  автоматического формирования дохода от проведенных курсов.

 

2.2. Компьютерная  модель решения задачи

 

2.2.1. Информационная  модель решения задачи

Информационная модель, отражающая взаимосвязь исходных данных и результирующих документов, приведена на рис. 1.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Информационная модель взаимосвязи исходных данных и результирующих данных

 

2.2.2. Аналитическая  модель решения задачи

Для получения общего дохода от курсов необходимо рассчитать следующие  показатели:

- стоимость каждого курса;

- стоимость раздаточного  материала на все практические  занятия по курсу на 1 человека;

- доход от проведенных  курсов по каждому виду курсов;

- общий доход от проведенных  курсов.

Расчеты выполняются по следующим  формулам:

Стоимость курса = теоретический  курс + практические занятия

Стоимость раздаточного материала  на все практические занятия по курсу = количество практических занятий*стоимость  раздаточного материала на 1 чел.

Доход от проведенных курсов = количество слушателей * (стоимость  курса на человека  - стоимость  раздаточного материала на человека)

 

2.2.3. Технология  решения задачи средствами MS Exsel

Решение задачи средствами  MS Exsel

  1. Вызовите MS Exsel

- нажмите кнопку «Пуск»

- выберите в главном  меню команду «Программы»

- в меню Microsoft Offise выберите MS Exsel.

2. Введите заголовок таблицы  «Стоимость курсов на одного  человека без учета раздаточного  материала»:

- выделяем диапазон ячеек

- выполните команду «Выравнивание»  в разделе «Формат ячеек» меню  «Главная» на панели инструментов

- в группе «Отображение»  установите флажок опции «объединение  ячеек»

- набираем на клавиатуре  заголовок таблицы.

3. Вводим данные таблицы. 

4. Отформатируем ячейки:

- выделяем  ячейки

- выполните команду «Выравнивание»  в разделе «Формат ячеек» меню  «Главная» на панели инструментов

- в группе «Отображение»  установите флажок опции «переносить по словам», в группе «Выравнивание» устанавливаем выравнивание по горизонтали по центру.

5. В ячейку F1 набираем формулу = D1+E1, нажимаем Enter.

6. Копируя данную формулу  в остальные ячейки – вычисляем  стоимость курса.

7. Введите заголовок таблицы  «Стоимость раздаточного материала  для проведения практических  занятий по каждому курсу на  одного человека»:

- выделяем диапазон ячеек

- выполните команду «Выравнивание»  в разделе «Формат ячеек» меню  «Главная» на панели инструментов

- в группе «Отображение»  установите флажок опции «объединение  ячеек», «переносить по словам»

- набираем на клавиатуре  заголовок таблицы.

8. Вводим данные таблицы. 

9. Отформатируем ячейки:

- выделяем  ячейки

- выполните команду «Выравнивание»  в разделе «Формат ячеек» меню  «Главная» на панели инструментов

- в группе «Отображение»  установите флажок опции «переносить по словам», в группе «Выравнивание» устанавливаем выравнивание по горизонтали по центру.

 

10. В ячейку F15 набираем формулу = D15*E15, нажимаем Enter.

11. Копируя данную формулу  в остальные ячейки – вычисляем  стоимость раздаточного материала  на все практические занятия  по курсу на 1 чел.

12. Введите заголовок таблицы  «Стоимость раздаточного материала  для проведения практических  занятий по каждому курсу на  одного человека».

13. Вводим данные таблицы. 

14. Отформатируем ячейки.

15. Организуем межтабличные  связи с помощью функции ПРОСМОТР  для автоматического формирования  дохода от проведенных курсов.

16. В ячейку G24 вводим формулу расчета дохода по каждому виду курсов.

18. Копируя данную формулу  в остальные ячейки – вычисляем  доход от проведенных курсов.

 

19. Вычисляем общий доход  курсов с помощью функции СУММ.

20. Представим результаты расчетов  доходов по каждому виду проведенных курсов представим в графическом виде, создав диаграмму:

- выделяем диапазон C24:C29 и G24:G29

-выбираем команду «Гистограмма»  в разделе «Диаграммы» меню  «Вставка».

 

2.3. Результаты  компьютерного эксперимента и  их анализа 

        2.3.1. Результаты компьютерного эксперимента

         Для тестирования правильности решения задачи заполним вход-

ные документы и справочники, а затем рассчитаем результаты.

 

Стоимость курсов на одного человека без  учета раздаточного материала

 

№ п/п

Название курса

Теоретический курс, руб.

Практический занятия, руб.

Стоимость курса, руб.

 

1

"Авторские куклы"

567

3564

4131

 

2

"Роспись по ткани"

438

3328

3766

 

3

"Мыловарение"

522

1145

1667

 

4

"Гончарное дело"

865

3657

4522

 

5

"Ткачество"

741

2987

3728

 

6

"Мозаика, витраж"

659

2564

3223

 
           
           
 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
           

Стримость раздаточного материала для проведения практических занятий по каждому курсу на одного человека

 

№ п/п

Название курса

Количество практических занятий, час.

Стоимость раздаточного материала на 1 чел., руб.

Стоимость раздаточного материала на все практические занятия по курсу  на 1 чел., руб.

 

1

"Авторские куклы"

16

74

1184

 

2

"Роспись по ткани"

12

66

792

 

3

"Мыловарение"

8

85

680

 

4

"Гончарное дело"

16

54

864

 

5

"Ткачество"

10

65

650

 

6

"Мозаика, витраж"

12

61

732

 
           

Доход НОУ "Креатив" от проведенных курсов в текущем месяце

№ п/п

Название курса

Количество слушателей, чел.

Стоимость курса на  1 чел., руб.

Стоимость раздаточного материала на 1 чел., руб

Доход от проведенных курсов, руб.

1

"Авторские куклы"

59

4131

1184

173873

2

"Роспись по ткани"

48

3766

792

142752

3

"Мыловарение"

97

1667

680

95739

4

"Гончарное дело"

54

4522

864

197532

5

"Ткачество"

49

3728

650

150822

6

"Мозаика, витраж"

58

3223

732

144478

Итого общий доход от курсов, руб.

905196

Информация о работе Компьютерное моделирование в решении экономических задач