Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:36, контрольная работа
Активное развитие информационного общества на основе широкого использования новых информационных технологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности, что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно-методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этих проблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующего законодательства и совершенствование подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в области правового регулирования процессов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированных и телекоммуникационных систем.
Введение
Развитие информационного общества предполагает решение первоочередных задач свободного поиска, получения, производства и распространение информации для каждого члена общества, развитие средств массовой информации, формирование общедоступных информационных ресурсов, предоставление доступных информационных услуг, обеспечение условий создания, развития и функционирования информационных систем, формирование единого информационного пространства страны и его интеграции в мировое информационное пространство.
Актуальность проблемы правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности социотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением роли информации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государства в условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новых информационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законных интересов субъектов в информационной сфере.
Активное развитие информационного общества на основе широкого использования новых информационных технологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности, что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно-методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этих проблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующего законодательства и совершенствование подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в области правового регулирования процессов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированных и телекоммуникационных систем.
1. правовая основа Концепции информационной безопасности
Концепция информационной безопасности Российской Федерации представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.
Концепция является составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и служит методологической основой:
- разработки стратегии обеспечения информационной безопасности страны, включающей в себя цели, задачи и комплекс основных мер по ее практической реализации;
- формирования и проведения государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности;
- подготовки предложений по совершенствованию правового, нормативно-методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- разработки целевых программ защиты информационных ресурсов и средств информатизации.
Положения Концепции должны учитываться при формировании государственной политики информатизации, создания и развития единого информационного пространства России.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации "О безопасности", "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", другие законодательные акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией, определяющие права и ответственность граждан, общества и государства в информационной сфере.
2. Объекты информационной безопасности
К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:
- информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, коммерческую тайну и другую конфиденциальную информацию, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
- система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
- информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
- система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информацией пропаганды;
- права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
Информационная безопасность всех вышеуказанных объектов создает условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.
3. УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источники угроз информационной безопасности в Российской Федерации можно разделить на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:
- недружественная политика иностранных государств в области глобального информационного мониторинга, распространения информации и новых информационных технологий;
- деятельность иностранных разведывательных и специальных служб;
- деятельность иностранных политических и экономических структур, направленная против интересов Российского государства;
- преступные действия международных групп, формирований и отдельных лиц;
- стихийные бедствия и катастрофы. Внутренними источниками угроз являются:
- противозаконная деятельность политических и экономических структур в области формирования, распространения и использования информации;
- неправомерные действия государственных структур, приводящие к Нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере;
- нарушения установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации;
- преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем;
- отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.
Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности в Российской Федерации подразделяются на информационные, программно-математические, физические, радиоэлектронные, организационно-правовые.
К информационным способам относятся:
- нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;
- несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);
- незаконное копирование данных в информационных системах;
- использование средств массовой информации с позиций, противоречащих интересам граждан, организаций и государства;
- хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
- нарушение технологии обработки информации.
Программно-математические способы включают:
- внедрение программ-вирусов;
- установку программных и аппаратных закладных устройств; уничтожение или модификацию данных в информационных системах.
Физические способы включают:
- уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
- уничтожение, разрушение или хищение машинных или других оригиналов носителей информации;
- хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;
- воздействие на персонал;
- поставка "зараженных" компонентов информационных систем.
Радиоэлектронными способами являются:
- перехват информации в технических каналах ее утечки;
- внедрение электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях;
- перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;
- воздействие на парольно-ключевые системы;
- радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.
Организационно-правовые способы включают:
- закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
- невыполнение требований законодательства и задержки в принятии необходимых нормативно-правовых положений в информационной сфере;
- неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и организаций информацию.
В результате воздействия угроз информационной безопасности может быть нанесен серьезный ущерб жизненно важным интересам Российской Федерации в политической, экономической, оборонной и других сферах деятельности государства, причинен социально-экономический ущерб обществу и отдельным гражданам.
Вследствие такого воздействия могут быть созданы препятствия на пути равноправного сотрудничества России с развитыми странами и дружественными государствами, затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, подорван государственный авторитет Российской Федерации на международной арене, создана атмосфера напряженности и политической нестабильности в обществе, нарушен баланс интересов личности, общества и государства, дискредитированы органы государственной власти и управления, спровоцированы социальные, национальные и религиозные конфликты, инициированы забастовки и массовые беспорядки, нарушено функционирование системы государственного управления, а также систем управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности. Весьма существенный экономический ущерб в различных областях общественной жизни и в сфере бизнеса может быть причинен в результате нарушений законодательства в информационной сфере и компьютерных преступлений.
4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В целях предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности применяются правовые, программно-технические и организационно-экономические методы.
Правовые методы предусматривают разработку комплекса нормативно-правовых актов и положений, регламентирующих информационные отношения в обществе, руководящих и нормативно-методических документов по обеспечению информационной безопасности.
Программно-технические методы включают предотвращение утечки обрабатываемой информации путем исключения несанкционированного доступа К ней, предотвращение специальных воздействий, вызывающих разрушение; уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации, выявление внедренных программных или аппаратных закладных устройств, исключение перехвата информации техническими средствами, применения криптографических средств защиты информации при передаче по каналам связи.
Организационно-экономические методы предусматривают формирование и обеспечение функционирования систем защиты секретной и конфиденциальной информации, сертификации этих систем по требованиям информационной безопасности, лицензирования деятельности в сфере информационной безопасности, стандартизации способов и средств защиты информации, контроль за действием персонала в защищенных информационных системах.
Важное место среди этих методов занимают мотивация; экономическое стимулирование и психологическая поддержка деятельности персонала, занятого обеспечением информационной безопасности.
Рассмотренные выше объекты, угрозы, методы и средства обеспечения информационной безопасности являются общими для различных сфер деятельности государства. Вместе с тем, в каждой из этих сфер имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, что в первую очередь связано со спецификой решения поставленных задач, наличием свойственных каждой области информационной безопасности слабых элементов и уязвимых звеньев.
Поэтому в каждой сфере деятельности государства требуется специальная организация работ, использование форм и способов обеспечения информационной безопасности с учетом специфических факторов, влияющих на ее состояние.
5. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых задач формирования информационного общества. Её решение предполагает обеспечение информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной инфраструктуры, чему посвящена отдельная подпрограмма "Безопасность в информационном обществе" Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (скорректированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р).