Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:36, контрольная работа
Активное развитие информационного общества на основе широкого использования новых информационных технологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности, что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно-методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этих проблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующего законодательства и совершенствование подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в области правового регулирования процессов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированных и телекоммуникационных систем.
Основными задачами подпрограммы "Безопасность в информационном обществе" являются:
- обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
- развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;
- противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия.
Формирование информационного общества в целом не видится возможным без формирования культуры обеспечения безопасности в информационном пространстве как у пользователей, так и у владельцев информационных систем и ресурсов. Подготовленный теоретически гражданин с минимальными практическими навыками владения инструментами информационной безопасности в разы менее уязвим при возникновении угроз в отношении него или в отношении принадлежащих ему систем.
Минкомсвязь России наряду с другими ведомствами осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики по данному направлению.
Государственная политика в области информационной безопасности охватывает государственные информационные системы и информационно-коммуникационные сети, созданные или используемые в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в целях предоставления информационных и государственных услуг гражданам (т.н. информационные системы общего пользования).
Система государственного регулирования в области информационной безопасности в качестве важнейшего компонента включает в себя организационно-техническое обеспечение устойчивого и безопасного функционирования информационных систем общего пользования, предусматривающее совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание:
1) целостности информационной сис
2) устойчивости функционирования информационной системы общего пользования как ее способности сохранять свою целостность и возвращаться в исходное состояние при отказе части компонентов системы, а также в условиях внутренних и внешних деструктивных информационных воздействий;
3) безопасности информационной
системы общего пользования
Министерство уполномочено утверждать
требования по информационной безопасности информационных систем,
в том числе информационных систем персональных
данных (за исключением информационных
систем критически важных объектов), информационно-
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минкомсвязь России, совместно с ФСБ России, ФСО России, МВД России, ФСТЭК России и другими органами власти принимает участие в реализации задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в том числе в подготовке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также иных.
Общая государственная политика в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации формируется при участии и с учетом позиции Минкомсвязи России.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах:
- соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ;
- открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ;
- правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
- приоритетное развитие
Государство в процессе реализации своих
функций по обеспечению информационной
безопасности РФ:
- проводит объективный и
- организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ;
- поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;
- осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
- проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
- способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;
- формулирует и реализует государственную информационную политику России;
- организует разработку
- способствует
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Это предполагает:
- оценку эффективности
- создание организационно-
- определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;
- создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;
- разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
- разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;
- совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Правовое обеспечение информационной
безопасности РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении
принципов законности, баланса интересов
граждан, общества и государства в информационной
сфере.
Соблюдение принципа законности требует
от федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов РФ при решении возникающих
в информационной сфере конфликтов неукоснительно
руководствоваться законодательными
и иными нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в этой сфере.
Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности. Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.
6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Международное сотрудничество в области информационной безопасности (далее - сотрудничество) есть неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран - участников мирового сообщества. Сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.
Основными направлениями сотрудничества, отвечающими интересам Российской Федерации, являются:
- предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских сетях и в каналах информационного обеспечения мировой торговли, к конфиденциальной информации в международных политических, экономических и военных союзах, блоках и организациях, к информации в международных правоохранительных организациях, ведущих борьбу с международной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами;
- обеспечение информационной безопасности трансграничного информационного обмена и его информационного регламента, а также сохранности и неискаженности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи;
- координация деятельности государств - участников международного сотрудничества по предотвращению компьютерных преступлений.
Особое внимание в ходе сотрудничества должно быть уделено проблемам взаимодействия со странами СНГ с учетом перспектив создания единого информационного пространства на территории бывшего СССР, в пределах которого используются практически единые телекоммуникационные системы и линии связи. Для реализации указанных направлений сотрудничества необходимо:
- активное участие России во всех международных организациях, действующих в области информационной безопасности;
- обмен опытом в области обеспечения информационной безопасности, в том числе через международные и отечественные печатные издания;
- расширение участия российских специалистов в международных конференциях, семинарах, выставках.
Для разработки методологических и научно-технических проблем обеспечения международной информационной безопасности целесообразно создание под эгидой ООН Международного научно-исследовательского института.
Заключение
За последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачи информационных потоков.