Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Кто не знает древнюю легенду о «Вавилонском столпотворении» – о
незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа
возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти
общий язык.
В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 История изучения конфликтов. 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Особенности педагогических конфликтов. 26
Выводы по первой главе. 28
Глава II. Практическая часть.
2.1 Цели, задачи, объект исследования. 29
2.2. Результаты и выводы проведенного исследования. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Библиография 3

Файлы: 1 файл

Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

 

Профессионально-педагогический институт

Кафедра информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик

 

 

Курсовая работа

Тема:

Конфликты в деятельности педагогического  коллектива и пути их преодоления.

 

Выполнила: студентка 3 курса

 

 

 

Руководитель: к.п.н. доцент кафедры

профессиональной педагогики

 и психологии  ППИ ЧГПУ

Коняева Е.А.

 

 

 

Челябинск,  2013 г.

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кто не знает  древнюю легенду о «Вавилонском столпотворении» – о

незадачливых  строителях «вавилонской башни», которые  не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.

С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа

возможна лишь тогда, когда ее участники могут  прийти к согласию, найти

общий язык.

В наше время  – время научно-технического и  социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в

процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль

психологического  фактора, человеческих отношений и  общения в трудовых

коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.

Сегодня как  никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогического коллектива – вот что определяет благоприятный климат в школе.

Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и

социально-психологические  особенности руководителей и  учителей. Это

интересы, желания  и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты

характера и  способности, накопленный запас  знаний, умений, навыков и

привычек. Это  психические свойства и состояния  педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др.

Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного

психологического  климата, необходимо для дружной  творческой работы, для

благоприятного  разрешения конфликтов, становится все  более актуальной

проблемой в  современной школе.

 

  Поэтому,  целью данной работы является  выяснение влияния конфликтов на

педагогический  коллектив.

Для достижения этой цели необходимо было решение  следующих задач:

. Изучить теоретический  материал по данной проблеме.

. Подобрать,  соответствующие проблеме, методики.

. Определить  выборку (респондентов), с помощью которых будет

   осуществляться  практическая часть работы ( на  ком будет проводиться

   исследование).

. Провести исследование.

. Обработать  полученные результаты и сравнить  их между собой.

. Сделать выводы.

 

Глава I. Теоретическая часть.

1.1 История изучения конфликтов.

Изучению конфликта  в истории отечественной психолого-педагогической мысли уделялось значительное внимание. Интерес к противоречиям в  процессе воспитания и отклоняющемуся поведению начал формироваться  в отечественной науке еще в 20-30-е годы прошлого века и нашел свое проявление в ряде работ Л.С. Выготского, А.С. Залужного, В.Н. Мясищева и других авторов.

Исследования психологии общения, социально-психологического взаимодействия индивидов в коллективах, больших и малых группах, в специальных тренинговых ситуациях получают достаточное развитие в 1960-1970-е годы. В 60-е годы процесс разрешения конфликтов изучали А.Ф. Быстрицкая, В.К.Васильев, Ф.Д. Горбов, В.В.Мироненко, М.А.Новиков, В.Т. Носатов, Д.А.Поспелов, А.Б. Саввин. В конце 60-х А.И. Ушатиков, В.В.Новиков и др. применяли описание реальных конфликтов.

Во второй половине 70-х  и начале 80-х годов появляются труды по конфликтологии, в которых  представлено глубокое теоретическое  осмысление эмпирического материала. Активизировано изучение теологии конфликтов, их проявления в различных видах человеческой деятельности и трудовых отношений, на отдельных этапах социализации личности, благодаря работам Е.М.Бабосова, Ф.М.Бородкина, Н.С.Данакина, А.Г.Здравомыслова, Г.И.Козырева, Д.С.Конторова, Г.М.Потанина, В.АЛдова и др.

Теоретические и экспериментальные  исследования проблемы конфликта в  педагогике получили качественное развитие только с 80-х годов. Их характерной  особенностью является комплексное  использование различных методов. Н.В.Гришина, Т.А.Полозова и др. применяли различного рода опросники, разрабатывали собственные оригинальные методики. Эксперимент, как метод исследования, использовался для изучения конфликтных отношений в детской среде.

В 90-е годы учеными  анализируются причины возникновения и различные виды конфликтов, их влияние на жизнедеятельность человека (Ф.М. Бородкин, Н.С.Данакин, В.И.Журавлев, Г.И.Козырев, А.В.Кошарный и др.), исследуются новые методы разрешения конфликтов (Л.А.Любушкина, Т.С.Сулимова , В.Б.Тарабаева, Е.Е.Тонков и др.), разрабатываются основы профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков (А.Д.Гонеев, Г.М.Потанин  и др.).

На рубеже XXI века одной  из актуальных задач педагогической науки становится разработка воспитательных средств и педагогических приемов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.

Педагогическая конфликтология в отечественной науке пока еще  остается во многих отношениях «белым пятном», несмотря на то, что в последние годы российские ученые-педагоги активно ведут поиски своего видения конфликтологических проблем. Современное состояние исследований характеризуется пестрым многообразием методологических и методических подходов на фоне доминирующих диалектической и функциональной теорий конфликтов, что во многом объясняется тем, что социология и психология сохраняют очевидный приоритет в изучении проблем конфликтологии.

В настоящее время  основное внимание в педагогике при  разработке проблемы конфликтов направлено на изучение целого ряда актуальных проблем. Осуществляется всестороннее изучение конфликтов в коллективах школьников, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения (В.М.Афонькова, А.И.Шкиль, М.М.Ященко и др.). Ряд авторов рассматривают конфликт как активное средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Е.П.Родченкова, С.В.Слапогузова). Ведется исследование вопросов сущности конфликтов, причин разногласий в педагогических коллективах (Э.И.Киршбаум, А.Ф.Пеленев ). Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе (С.В.Баныкина, М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова, Н.Е.Щуркова). Психотехнические методы разрешения конфликтов исследуются в работах К.СЛисецкого, Б.И.Хасана.

Различные исследователи  по-разному оценивают влияния  конфликтов на жизнедеятельность личности. Ряд авторов, в том числе В.С.Мерлин, считают, что конфликт оказывает  в ряде случаев положительное  воздействие на личность. А.Т.Ковалёв  и другие исследователи рассматривают конфликт как деструктивное явление, отрицательно влияющее на процесс развития человека и его деятельность.

 

1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.

Для того чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.[3, c.5]

Говоря иначе, конфликт —  ситуация, когда два или более  субъекта взаимодействует таким  образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или  желаний одного из них означает шаг  назад для другого или других.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

Типологическое подразделение конфликтов [7, с.28]:

  • "подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
  • "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
  • "смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
  • "неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
  • "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
  • "ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

 

Следует различать  понятия "конфликт" и "конфликтная  ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в  процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Выделяют  четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
  • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
  • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
  • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

 

Чтобы спрогнозировать  конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает  в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют  сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

  • кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
  • недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
  • инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
  • напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
  • дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

 

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие  о зарождении конфликта.

В практике социального  педагога больше интересует не столько  устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

Информация о работе Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления