Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:41, курсовая работа
Кто не знает древнюю легенду о «Вавилонском столпотворении» – о
незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа
возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти
общий язык.
В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 История изучения конфликтов. 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Особенности педагогических конфликтов. 26
Выводы по первой главе. 28
Глава II. Практическая часть.
2.1 Цели, задачи, объект исследования. 29
2.2. Результаты и выводы проведенного исследования. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Библиография 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик
Курсовая работа
Тема:
Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления.
Выполнила: студентка 3 курса
Руководитель: к.п.н. доцент кафедры
профессиональной педагогики
и психологии ППИ ЧГПУ
Коняева Е.А.
Челябинск, 2013 г.
Оглавление
Кто не знает древнюю легенду о «Вавилонском столпотворении» – о
незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа
возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти
общий язык.
В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в
процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль
психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых
коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Сегодня как
никогда стала очевидной
Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и
социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это
интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты
характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и
привычек. Это психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др.
Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного
психологического климата, необходимо для дружной творческой работы, для
благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной
проблемой в современной школе.
Поэтому, целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на
педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
. Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
. Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет
осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться
исследование).
. Провести исследование.
. Обработать
полученные результаты и
. Сделать выводы.
Изучению конфликта
в истории отечественной
Исследования психологии общения, социально-психологического взаимодействия индивидов в коллективах, больших и малых группах, в специальных тренинговых ситуациях получают достаточное развитие в 1960-1970-е годы. В 60-е годы процесс разрешения конфликтов изучали А.Ф. Быстрицкая, В.К.Васильев, Ф.Д. Горбов, В.В.Мироненко, М.А.Новиков, В.Т. Носатов, Д.А.Поспелов, А.Б. Саввин. В конце 60-х А.И. Ушатиков, В.В.Новиков и др. применяли описание реальных конфликтов.
Во второй половине 70-х и начале 80-х годов появляются труды по конфликтологии, в которых представлено глубокое теоретическое осмысление эмпирического материала. Активизировано изучение теологии конфликтов, их проявления в различных видах человеческой деятельности и трудовых отношений, на отдельных этапах социализации личности, благодаря работам Е.М.Бабосова, Ф.М.Бородкина, Н.С.Данакина, А.Г.Здравомыслова, Г.И.Козырева, Д.С.Конторова, Г.М.Потанина, В.АЛдова и др.
Теоретические и экспериментальные
исследования проблемы конфликта в
педагогике получили качественное развитие
только с 80-х годов. Их характерной
особенностью является комплексное
использование различных
В 90-е годы учеными анализируются причины возникновения и различные виды конфликтов, их влияние на жизнедеятельность человека (Ф.М. Бородкин, Н.С.Данакин, В.И.Журавлев, Г.И.Козырев, А.В.Кошарный и др.), исследуются новые методы разрешения конфликтов (Л.А.Любушкина, Т.С.Сулимова , В.Б.Тарабаева, Е.Е.Тонков и др.), разрабатываются основы профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков (А.Д.Гонеев, Г.М.Потанин и др.).
На рубеже XXI века одной из актуальных задач педагогической науки становится разработка воспитательных средств и педагогических приемов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.
Педагогическая конфликтология в отечественной науке пока еще остается во многих отношениях «белым пятном», несмотря на то, что в последние годы российские ученые-педагоги активно ведут поиски своего видения конфликтологических проблем. Современное состояние исследований характеризуется пестрым многообразием методологических и методических подходов на фоне доминирующих диалектической и функциональной теорий конфликтов, что во многом объясняется тем, что социология и психология сохраняют очевидный приоритет в изучении проблем конфликтологии.
В настоящее время основное внимание в педагогике при разработке проблемы конфликтов направлено на изучение целого ряда актуальных проблем. Осуществляется всестороннее изучение конфликтов в коллективах школьников, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения (В.М.Афонькова, А.И.Шкиль, М.М.Ященко и др.). Ряд авторов рассматривают конфликт как активное средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Е.П.Родченкова, С.В.Слапогузова). Ведется исследование вопросов сущности конфликтов, причин разногласий в педагогических коллективах (Э.И.Киршбаум, А.Ф.Пеленев ). Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе (С.В.Баныкина, М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова, Н.Е.Щуркова). Психотехнические методы разрешения конфликтов исследуются в работах К.СЛисецкого, Б.И.Хасана.
Различные исследователи по-разному оценивают влияния конфликтов на жизнедеятельность личности. Ряд авторов, в том числе В.С.Мерлин, считают, что конфликт оказывает в ряде случаев положительное воздействие на личность. А.Т.Ковалёв и другие исследователи рассматривают конфликт как деструктивное явление, отрицательно влияющее на процесс развития человека и его деятельность.
Для того чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.[3, c.5]
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем
Типологическое подразделение конфликтов [7, с.28]:
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов:
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
Информация о работе Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления