Контрольная работа по дисциплине "Теория игр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Найти с помощью метода линейного программирования решение игры («3пальца»)
Задание 2.
Сторона А (ОАО «Магнит») располагает 3 видами товара (А1,А2,А3), а сторона В (конкуренты) 3 видами продукта (В1-более низкая цена,В2-распрастранение антиреклама,В3-лучшие качества товара)
А - пытается реализовать товар на рынке, а В - пытается препятствовать.
Найти оптимальные стратегии и решение игры.

Файлы: 1 файл

Хмеленская А,34-Э Теор игр, решен симпл мет.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

Решение игр m*n с помощью ЭВМ.

Задание 1.

Найти с помощью метода линейного программирования решение игры («3пальца») 
             Ход решения:

1.Составить платежную матрицу

 

В1

В2

В3

А1

2

-3

4

А2

-3

4

-5

А3

4

-5

6


 

Перейдем к положительным значениям элементам матрицы, прибавим ко всем числам одно и тоже число 5.

 

В1

В2

В3

А1

7

2

9

А2

2

9

0

А3

9

0

11


 

 

2.Составить систему уравнения

7x1 + 2x2 + 9x3≥1 
2x1 + 9x2 + 0х3≥1 
9x1 + 0х2 +11x3≥1

 

3.Составить линейную функцию

Симплекс методом решить систему (предоставить электронное решение)

 

Решим прямую задачу линейного программирования симплексным методом, с использованием симплексной таблицы. 
Определим минимальное значение целевой функции F(X) = x1 + x2 + x3 при следующих условиях-ограничений. 
7x1 + 2x2 + 9x3≥1 
2x1 + 9x2≥1 
9x1 + 11x3≥1 
Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных (переход к канонической форме). 
В 1-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x4 со знаком минус. В 2-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x5 со знаком минус. В 3-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x6 со знаком минус.  
7x1 + 2x2 + 9x3-1x4 + 0x5 + 0x6 = 1 
2x1 + 9x2 + 0x3 + 0x4-1x5 + 0x6 = 1 
9x1 + 0x2 + 11x3 + 0x4 + 0x5-1x6 = 1 
Умножим все строки на (-1) и будем искать первоначальный опорный план. 
-7x1-2x2-9x3 + 1x4 + 0x5 + 0x6 = -1 
-2x1-9x2 + 0x3 + 0x4 + 1x5 + 0x6 = -1 
-9x1 + 0x2-11x3 + 0x4 + 0x5 + 1x6 = -1 
Матрица коэффициентов A = a(ij) этой системы уравнений имеет вид:

A =

-7

-2

-9

1

0

0

-2

-9

0

0

1

0

-9

0

-11

0

0

1


 


 
Базисные переменные это переменные, которые входят только в одно уравнение системы ограничений и притом с единичным коэффициентом. 
Экономический смысл дополнительных переменных: дополнительные переменные задачи ЛП обозначают излишки сырья, времени, других ресурсов, остающихся в производстве данного оптимального плана. 
Решим систему уравнений относительно базисных переменных: x4, x5, x6 
Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план: 
X1 = (0,0,0,-1,-1,-1) 
Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

-7

-2

-9

1

0

0

x5

-1

-2

-9

0

0

1

0

x6

-1

-9

0

-11

0

0

1

F(X0)

0

1

1

1

0

0

0


 

 
1. Проверка критерия  оптимальности. 
План 0 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 
2. Определение новой свободной переменной. 
Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 
Ведущей будет 1-ая строка, а переменную x4 следует вывести из базиса. 
3. Определение новой базисной переменной. 
Минимальное значение θ соответствует 3-му столбцу, т.е. переменную x3 необходимо ввести в базис. 
На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-9).

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

-7

-2

-9

1

0

0

x5

-1

-2

-9

0

0

1

0

x6

-1

-9

0

-11

0

0

1

F(X0)

0

1

1

1

0

0

0

θ

 

1 : (-7) = -1/7

1 : (-2) = -1/2

1 : (-9) = -1/9

-

-

-


 

 
4. Пересчет симплекс-таблицы. 
Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/9

7/9

2/9

1

-1/9

0

0

x5

-1

-2

-9

0

0

1

0

x6

2/9

-4/9

22/9

0

-11/9

0

1

F(X0)

-1/9

2/9

7/9

0

1/9

0

0


 

 
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:

 

 

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

-1 : -9

-7 : -9

-2 : -9

-9 : -9

1 : -9

0 : -9

0 : -9

-1-(-1 • 0):-9

-2-(-7 • 0):-9

-9-(-2 • 0):-9

0-(-9 • 0):-9

0-(1 • 0):-9

1-(0 • 0):-9

0-(0 • 0):-9

-1-(-1 • -11):-9

-9-(-7 • -11):-9

0-(-2 • -11):-9

-11-(-9 • -11):-9

0-(1 • -11):-9

0-(0 • -11):-9

1-(0 • -11):-9

0-(-1 • 1):-9

1-(-7 • 1):-9

1-(-2 • 1):-9

1-(-9 • 1):-9

0-(1 • 1):-9

0-(0 • 1):-9

0-(0 • 1):-9


 

 
1. Проверка критерия  оптимальности. 
План 1 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 
2. Определение новой свободной переменной. 
Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 
Ведущей будет 2-ая строка, а переменную x5 следует вывести из базиса. 
3. Определение новой базисной переменной. 
Минимальное значение θ соответствует 2-му столбцу, т.е. переменную x2 необходимо ввести в базис. 
На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-9).

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/9

7/9

2/9

1

-1/9

0

0

x5

-1

-2

-9

0

0

1

0

x6

2/9

-4/9

24/9

0

-12/9

0

1

F(X0)

-1/9

2/9

7/9

0

1/9

0

0

θ

 

2/9 : (-2) = -1/9

7/9 : (-9) = -7/81

-

-

-

-


 

 
4. Пересчет симплекс-таблицы. 
Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

7/81

59/81

0

1

-1/9

2/81

0

x2

1/9

2/9

1

0

0

-1/9

0

x6

-4/81

-80/81

0

0

-11/9

22/81

1

F(X1)

-16/81

4/81

0

0

1/9

7/81

0


 

 
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

1/9-(-1 • 2/9):-9

7/9-(-2 • 2/9):-9

2/9-(-9 • 2/9):-9

1-(0 • 2/9):-9

-1/9-(0 • 2/9):-9

0-(1 • 2/9):-9

0-(0 • 2/9):-9

-1 : -9

-2 : -9

-9 : -9

0 : -9

0 : -9

1 : -9

0 : -9

2/9-(-1 • 24/9):-9

-4/9-(-2 • 24/9):-9

24/9-(-9 • 24/9):-9

0-(0 • 24/9):-9

-12/9-(0 • 24/9):-9

0-(1 • 24/9):-9

1-(0 • 24/9):-9

-1/9-(-1 • 7/9):-9

2/9-(-2 • 7/9):-9

7/9-(-9 • 7/9):-9

0-(0 • 7/9):-9

1/9-(0 • 7/9):-9

0-(1 • 7/9):-9

0-(0 • 7/9):-9


 

 
1. Проверка критерия  оптимальности. 
План 2 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 
2. Определение новой свободной переменной. 
Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 
Ведущей будет 3-ая строка, а переменную x6 следует вывести из базиса. 
3. Определение новой базисной переменной. 
Минимальное значение θ соответствует 4-му столбцу, т.е. переменную x4 необходимо ввести в базис. 
На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-12/9).

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

7/81

59/81

0

1

-1/9

2/81

0

x2

1/9

2/9

1

0

0

-1/9

0

x6

-4/81

-80/81

0

0

-12/9

22/81

1

F(X0)

-16/81

4/81

0

0

1/9

7/81

0

θ

 

4/81 : (-80/81) = -1/20

-

-

1/9 : (-12/9) = -1/11

-

-

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория игр"