Контрольная работа по дисциплине "Теория игр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Найти с помощью метода линейного программирования решение игры («3пальца»)
Задание 2.
Сторона А (ОАО «Магнит») располагает 3 видами товара (А1,А2,А3), а сторона В (конкуренты) 3 видами продукта (В1-более низкая цена,В2-распрастранение антиреклама,В3-лучшие качества товара)
А - пытается реализовать товар на рынке, а В - пытается препятствовать.
Найти оптимальные стратегии и решение игры.

Файлы: 1 файл

Хмеленская А,34-Э Теор игр, решен симпл мет.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

S*(a)= (1/4; 1/2; 1/4)   S*(b)= (1/4; 1/2; 1/4)

 

Задание 2. 
Сторона А (ОАО «Магнит») располагает 3 видами товара (А1,А2,А3), а сторона В (конкуренты) 3 видами продукта (В1-более низкая цена,В2-распрастранение антиреклама,В3-лучшие качества товара)

А - пытается реализовать товар на рынке, а В - пытается препятствовать.

Найти оптимальные стратегии и решение игры.

Ход решения:

1.Составить платежную матрицу

 

В1

В2

В3

А1

0,8

0,2

0,4

А2

0,4

0,5

0,6

А3

0,1

0,7

0,3


 

Сократим матрицу от дробей (*10).

 

В1

В2

В3

А1

8

2

4

А2

4

5

6

А3

1

7

3


 

            

             2.Составить систему уравнения

8x1 + 2x2 + 4x3≥1 
4x1 + 5x2 + 6x3≥1 
x1 + 7x2 + 3x3≥1

F(X) = x1 + x2 + x3

 

3.Составить линейную функцию

Симплекс методом решить систему (предоставить электронное решение)

 
Решим прямую задачу линейного программирования симплексным методом, с использованием симплексной таблицы. 
Определим минимальное значение целевой функции F(X) = x1 + x2 + x3 при следующих условиях-ограничений. 
8x1 + 2x2 + 4x3≥1 
4x1 + 5x2 + 6x3≥1 
x1 + 7x2 + 3x3≥1 
Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных (переход к канонической форме). 
В 1-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x4 со знаком минус. В 2-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x5 со знаком минус. В 3-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x6 со знаком минус.  
8x1 + 2x2 + 4x3-1x4 + 0x5 + 0x6 = 1 
4x1 + 5x2 + 6x3 + 0x4-1x5 + 0x6 = 1 
1x1 + 7x2 + 3x3 + 0x4 + 0x5-1x6 = 1 
Умножим все строки на (-1) и будем искать первоначальный опорный план. 

-8x1-2x2-4x3 + 1x4 + 0x5 + 0x6 = -1 
-4x1-5x2-6x3 + 0x4 + 1x5 + 0x6 = -1 
-1x1-7x2-3x3 + 0x4 + 0x5 + 1x6 = -1 
Матрица коэффициентов A = a(ij) этой системы уравнений имеет вид:

A =

-8

-2

-4

1

0

0

-4

-5

-6

0

1

0

-1

-7

-3

0

0

1


 


 
Базисные переменные это переменные, которые входят только в одно уравнение системы ограничений и притом с единичным коэффициентом. 
Экономический смысл дополнительных переменных: дополнительные переменные задачи ЛП обозначают излишки сырья, времени, других ресурсов, остающихся в производстве данного оптимального плана. 
Решим систему уравнений относительно базисных переменных: x4, x5, x6 
Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план: 
X1 = (0,0,0,-1,-1,-1) 
Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

-8

-2

-4

1

0

0

x5

-1

-4

-5

-6

0

1

0

x6

-1

-1

-7

-3

0

0

1

F(X0)

0

1

1

1

0

0

0


 

 
1. Проверка критерия  оптимальности. 
План 0 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 
2. Определение новой свободной переменной. 
Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 
Ведущей будет 1-ая строка, а переменную x4 следует вывести из базиса. 
3. Определение новой базисной переменной. 
Минимальное значение θ соответствует 3-му столбцу, т.е. переменную x3 необходимо ввести в базис. 
На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-4).

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

-8

-2

-4

1

0

0

x5

-1

-4

-5

-6

0

1

0

x6

-1

-1

-7

-3

0

0

1

F(X0)

0

1

1

1

0

0

0

θ

 

1 : (-8) = -1/8

1 : (-2) = -1/2

1 : (-4) = -1/4

-

-

-


 

 
4. Пересчет симплекс-таблицы. 
Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/4

2

1/2

1

-1/4

0

0

x5

1/2

8

-2

0

-3/2

1

0

x6

-1/4

5

-11/2

0

-3/4

0

1

F(X0)

-1/4

-1

1/2

0

1/4

0

0


 

 
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

-1 : -4

-8 : -4

-2 : -4

-4 : -4

1 : -4

0 : -4

0 : -4

-1-(-1 • -6):-4

-4-(-8 • -6):-4

-5-(-2 • -6):-4

-6-(-4 • -6):-4

0-(1 • -6):-4

1-(0 • -6):-4

0-(0 • -6):-4

-1-(-1 • -3):-4

-1-(-8 • -3):-4

-7-(-2 • -3):-4

-3-(-4 • -3):-4

0-(1 • -3):-4

0-(0 • -3):-4

1-(0 • -3):-4

0-(-1 • 1):-4

1-(-8 • 1):-4

1-(-2 • 1):-4

1-(-4 • 1):-4

0-(1 • 1):-4

0-(0 • 1):-4

0-(0 • 1):-4


 

 
1. Проверка критерия  оптимальности. 
План 1 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 
2. Определение новой свободной переменной. 
Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 
Ведущей будет 3-ая строка, а переменную x6 следует вывести из базиса. 
3. Определение новой базисной переменной. 
Минимальное значение θ соответствует 4-му столбцу, т.е. переменную x4 необходимо ввести в базис. 
На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-3/4).

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/4

2

1/2

1

-1/4

0

0

x5

1/2

8

-2

0

-11/2

1

0

x6

-1/4

5

-51/2

0

-3/4

0

1

F(X0)

-1/4

-1

1/2

0

1/4

0

0

θ

 

-

1/2 : (-51/2) = -1/11

-

1/4 : (-3/4) = -1/3

-

-


 

 
4. Пересчет симплекс-таблицы. 
Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/3

1/3

7/3

1

0

0

-1/3

x5

1

-2

9

0

0

1

-2

x4

1/3

-20/3

22/3

0

1

0

-4/3

F(X1)

-1/3

2/3

-4/3

0

0

0

1/3


 

 
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:

 

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

1/4-(-1/4 • -1/4):-3/4

2-(5 • -1/4):-3/4

1/2-(-51/2 • -1/4):-3/4

1-(0 • -1/4):-3/4

-1/4-(-3/4 • -1/4):-3/4

0-(0 • -1/4):-3/4

0-(1 • -1/4):-3/4

1/2-(-1/4 • -11/2):-3/4

8-(5 • -11/2):-3/4

-2-(-51/2 • -11/2):-3/4

0-(0 • -11/2):-3/4

-11/2-(-3/4 • -11/2):-3/4

1-(0 • -11/2):-3/4

0-(1 • -11/2):-3/4

-1/4 : -3/4

5 : -3/4

-51/2 : -3/4

0 : -3/4

-3/4 : -3/4

0 : -3/4

1 : -3/4

-1/4-(-1/4 • 1/4):-3/4

-1-(5 • 1/4):-3/4

1/2-(-51/2 • 1/4):-3/4

0-(0 • 1/4):-3/4

1/4-(-3/4 • 1/4):-3/4

0-(0 • 1/4):-3/4

0-(1 • 1/4):-3/4


 

 
В базисном столбце все элементы положительные. 
Переходим к основному алгоритму симплекс-метода. 
Итерация №0. 
1. Проверка критерия оптимальности. 
Текущий опорный план неоптимален, так как в индексной строке находятся отрицательные коэффициенты. 
2. Определение новой базисной переменной. 
В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной x2, так как это наибольший коэффициент по модулю. 
3. Определение новой свободной переменной. 
Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai2 
и из них выберем наименьшее: 
min (1/3 : 21/3 , 1 : 9 , 1/3 : 71/3 ) = 1/22 
Следовательно, 3-ая строка является ведущей. 
Разрешающий элемент равен (71/3) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

min

x3

1/3

1/3

21/3

1

0

0

-1/3

1/7

x5

1

-2

9

0

0

1

-2

1/9

x4

1/3

-62/3

71/3

0

1

0

-11/3

1/22

F(X1)

-1/3

2/3

-11/3

0

0

0

1/3

0

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория игр"