Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:30, контрольная работа
Целью данной работы является изучение информационных процессов на предприятиях. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены:
- особенности информационных процессов на предприятиях,
- проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере,
- методика информационного обследования предприятия.
Введение
Информационные процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.
Информационные технологии в бухгалтерском учете. Информационное и программное обеспечение. Технологический процесс учетных операций.
Заключение
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Контрольная работа по информационным технологиям в экономике
Выполнил Ильина Н В
Проверил Суворова Е В
Дата сдачи
Пенза 2013 г
Содержание
Введение
Информационные процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.
Информационные технологии в бухгалтерском учете. Информационное и программное обеспечение. Технологический процесс учетных операций.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все более актуальным становится
исследование информационного общества,
информатизации и ее последствий, решение
методологических проблем информатизации.
Необходимость и важность подобных исследований
определяется рядом факторов.
Во-первых, информация в современном обществе
является определяющей категорией в экономическом
развитии. Информация, знания выходят
на первое место в системе общественных
ценностей, а их приобретение становится
основной задачей общества. В связи с этим
информатизация как основной механизм
перехода к информационному обществу
сегодня становится предметом исследований
самого широкого круга специалистов.
Во-вторых, информатизация общества приводит
к изменению социальных связей и отношений
между людьми. Создание и развитие компьютерных
коммуникаций вызывает изменение коммуникационных
процессов в обществе, характера коммуникационных
взаимодействий.
В-третьих, внедрение персональных компьютеров,
развитие информационных и коммуникационных
технологий оказывает заметное влияние
на развитие человека, на изменение его
мировоззрения, систему личностных ценностей.
Все более погружаясь в виртуальные и
реальные компьютерные миры, человек сталкивается
с необходимостью изменения стиля жизни,
образа мышления, характера взаимоотношений
с окружающим миром.
Целью данной работы является изучение
информационных процессов на предприятиях.
Для достижения поставленной цели в работе
будут рассмотрены:
- особенности информационных процессов
на предприятиях,
- проблемы внедрения информационных технологий
в гуманитарной сфере,
- методика информационного обследования
предприятия.
Информационные процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.
Особенности информационных
процессов на предприятиях
Информация – это определенным образом
сгруппированные сведения относительно
объекта исследования. Объектом исследования
экономической информации является хозяйственная
деятельность предприятия.
Экономическая информация должна отвечать
следующим требованиям:
- достоверность – правильность отражения
экономической сущности,
- своевременность, по возможности немедленность,
- системность, которая позволяет получать
информацию, дающую возможность детально
рассмотреть любую результатную информацию,
проанализировать ее
-экономичность,
- оптимальность объема информации, т.е.
оптимальная значимость самих данных.
Особенностями экономической информации
являются:[1]
- дискретность
–непрерывность
во времени,
- выражение экономических данных через
систему натурально-стоимостных характеристик,
- значительно число постоянных или редко
меняющихся данных многократно используемых,
- несложные алгоритмы обработки, большое
число группировок,
- юридическая доказуемость экономической
информации обеспечивается фиксацией
экономических данных на материальные
носители,
- защита и конфиденциальность экономической
информации.
Структурой экономической информации
является ее строение. Существует два
подхода к определению структуры экономической
информации:
- физический подход, где признаком структурного
построения информации выступают различные
носители информации, которые позволяют
по-разному интерпретировать информацию;
- логический подход, где структурным элементом
информации выступает единица, имеющая
определенный смысл. Такой структурной
единицей является реквизит – логически
неделимый элемент, имеющий определенное
смысловое содержание (слова, числовые
значения). В зависимости от типа характеристики
объекта (характеристика количественная
или качественная) различают реквизиты-основания
и реквизиты-признаки.
Реквизиты-основания дают количественную
оценку объекту (сумма, количество, цена),
используются при арифметической обработке
информации.
Реквизиты-признаки дают качественную
характеристику объекту (номер работника,
название товара, номер товара) и используются
при логической обработке информации
(поиск, группировка, сортировка).
Совокупность реквизитов-признаков и
реквизитов-оснований образует показатель,
структура которого может быть простой
или сложной. Сложные показатели включают
реквизиты-признаки и реквизит-основание
и классифицируются:
1. по состоянию показателя на:
- статистические, которые дают характеристику
объекта на определенное время. Например,
численность работающих на определенную
дату;
- динамические, которые дают характеристику
в движении. Примером могут быть динамика
численности работников, динамика основных
средств
2. по стабильности показателя на:
- постоянные в течение определенного
промежутка времени;
- переменные, которые меняются каждый
день.
Совокупность только реквизитов-признаков
образует сообщение.
Совокупность реквизитов либо показателей,
либо признаков, имеющих одну форму «название»,
но разное содержание, называют массивом.
Примером массива может служить поступление
денег в кассу за месяц. В структуре массива
есть подмассивы, которые являются частью
массива, отобранной по определенным значениям
(пример, поступление денег в кассу по
корреспондирующим счетам).
Совокупность массивов образует набор,
который позволяет описать информационную систему
Совокупность массивов относительно конкретного
вида расчетов – это информационный поток.
Информационная система – совокупность
информационных потоков, относительно
объекта управления или какой-либо части[2]
(пример, информационная система отдела
бухгалтерии.)
Информационный процесс можно разделить
на следующие информационные процедуры,
которые являются совокупностями однородных
операций, связанных с воздействием на
информацию:
1. сбор и регистрация информации (количественное
измерение информации и ее регистрация
на материальный носитель);
2. передача связана с многоадресностью
потребителей информации;
3. хранение объясняется многократностью
и длительностью использования информации
и разрывом во времени между ее получением
и обработкой. Используются технические
носители информации и организуются специальные
методы хранения информации (автоматические
банки данных, базы знаний и т д
4. обработка, которая бывает арифметической
(расчеты) и логической (выборка, сортировка,
поиск)
5. использование, т.е.
6. принятие решений. Эта процедура связана
с тем, что система предлагает несколько
вариантов принятия решений, а пользователь
из множества решений выбирает наиболее
приемлемое, подразумевающее минимальные
материальные, трудовые и стоимостные
затраты.
Проблемы внедрения
информационных технологий в гуманитарной
сфере
Одним из важнейших достижений
современной цивилизации на пороге третьего
тысячелетия являлось повсеместное и
широкое внедрение информационных технологий,
основанных на использовании компьютерной
техники и средств связи, во все сферы
жизни общества. Наиболее впечатляющие
успехи в этой области наблюдаются в отраслях
гуманитарных наук (истории, археологии,
лингвистике и др.), образования и культуры,
где традиционно уже на протяжении многих
тысяч лет технические средства, как воплощение
инженерно-технических знаний применялись
в весьма ограниченных масштабах.
Информационные технологии – это системным
образом организованная совокупность
методов и средств реализации операция:
сбора, регистрации, накопления, передачи,
поиска обработки и защиты информации
на базе применения современных технических
средств.[3]
Основной целью информационных технологий
является производством информации для
ее анализа человеком и принятием на его
основе управленческих решений.
Информационная технология как всякая
система состоит из ряда элементов – базы
знаний (база данных и прикладное программное
обеспечение), информационно-технологических
процессов, модели предметной области
и опорной технологии (аппаратные средства
и системное и инструментальное программное обеспечение).
В качестве примера современных информационных
технологий можно сказать назвать информационно-вычислительные
сети, которые представляют собой аппаратные
средства, программы, банки данных и др.
а так же люди, включенные в этот комплекс
технических ресурсов. Создание этих сетей
обусловлено всей логикой исторического
развития компьютеров, нацеленной на хранение
всех человеческих знаний. Как новые средства
социальной коммуникации информационно-вычислительные
сети получили большое развитие и обеспечивают
развитие общения между учеными и научными коллективами.
Примером современных информационных
технологий являются также экспертные
системы. Они появились в результате исследований
логики человеческого мышления, анализа
возможностей этого мышления и других
интеллектуальных процессов, а так же
программного обеспечения компьютерных
систем. В экспертных системах функционирует
база знаний и решатель. База знаний представляет
собой модель экспертных знаний – знаний
специалистов в данной предметной области.
В решателе собираются логические операции,
с помощью которых устанавливаются связи
между профессиональными знаниями экспертов
и реальными ситуациями. Подобные системы
способны принимать решения, вступать
в общение с пользователем, объяснять
принимаемые решения и содержат в информационном
массиве практически всю известную в заданной
области информацию, знания и опыт специалистов.
Таким образом, в экспертных системах
сделана попытка заменить высококвалифицированного
специалиста компьютером. Определенный
интерес представляет применение экспертных
систем при создании проблемно-ориентированных
баз данных и организации автоматизированного
поиска нужных сведений. Весьма перспективно
применение экспертных систем для анализа
научно-технической информации и ее аналитической
обработки, а так же поиска технических
решений.
В настоящее время многие ученые и педагоги-практики
сосредоточились на решении проблемы
внедрения современных информационных
технологий в сферу гуманитарных исследований
и образования. Процесс этот необходимо
начинать как можно раньше - со студенческой
скамьи, а, возможно, и в старших классах
средних учебных заведений гуманитарной
ориентации. Для формирующегося поколения
специалистов использование электронных
документов, телекоммуникационных систем
и т.п. технологий должно быть столь же
естественным, как для их предшественников
работа с информацией, записанной на традиционных
носителях. Добиться этой естественности
поможет их погружение на этапе обучения
в особую среду, основанную на активном
использовании новых информационных технологий.
Подобные среды создаются в результате
активного взаимодействия, сотворчества
обучающего и обучаемых, с учетом их личностных
качеств, интересов, профессиональной
готовности и ряд других параметров. Данные
среды принято называть дидактическими
компьютерными средами (ДКС)[4]. Их особенности,
состав, принципы построения детально
разработаны А.В. Петровым, А.М. Коротковым,
Е.А. Локтюшиной и рядом других исследователей.
Выделяют особую группу ДКС, специально
предназначенную для подготовки специалиста-гуманитария.
Основное их назначение - обеспечение
свободного доступа к информации, предоставление
инструментов для ее получения, обработки,
хранения и использования, а также создание
условий для самореализации, творческой
деятельности в избранной области и презентации
результатов интеллектуального труда.
Отвечая в целом общим параметрам ДКС,
они имеют и ряд характерных особенностей.
В то же время, в системе образования сложилась
ситуация, когда в области гуманитарной
информатики нет специалистов. В России
лишь начинаются фундаментальные исследования
в области информатизации социальной
сферы, практически не изучаются закономерности
развития информационного общества, не
исследуется в историческом развитии
и философском осмыслении понятие информационная
культура. И это обстоятельство, прежде
всего, сказывается на образовании. Техническое
совершенство в области информационных
технологий сводится практически на "нет"
в отсутствие соответствующих педагогических
средств. А создать такие средства можно
только на основе новых методологических
принципов из области гуманитарных наук.[5]
Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии,
которые помогут развивать информатику
как науку, определяющую во всех отношениях
развитие современного общества. Необходимо
создать систему подготовки кадров - специалистов
в области гуманитарной информатики, как
науки, изучающей закономерности возникновения
и развития информации в обществе, закономерности
и последствия информационных процессов
в обществе, философию и методологию информационного
общества, и самой информатизации как
социального явления. Необходима организация
и постановка научных исследований в области
информатизации путем объединения усилий
специалистов в различных гуманитарных
областях и в области информатики.
Решение проблем современного гуманитарного
образования связано с построением концепции
гуманитарного образования в информационном
обществе, обоснованием информатизации
как нового качества системы образования
в информационном обществе, а также с разработкой
концепции гуманитарной информатики как
междисциплинарной науки, направленной
на развитие личности в условиях информационного
общества. Конкретный механизм решения
этих проблем заключается в создании в
университетах кафедр гуманитарных проблем
информатики, что позволит развивать новое
направление в образовании, создавать
современное научное, учебно-методическое
и кадровое обеспечение образовательных
программ. Это будет являться одной из
форм реализации научно-образовательной
модели гуманитарного образования в условиях
информационного общества.
Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.
В период информатизации общества формирование и производство информации становится важнейшим для ее полноценного применения. Понятие «информация» произошло от латинского слова «тйгтайо», что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности. Информацию как продукт производства и применения отличает прежде всего предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов. Предметом дальнейшего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой яв-ляются: • достоверность и полнота; • ценность и актуальность; • ясность и понятность. Информация достоверна, если она не искажает истинное поло-жение дел. Недостоверная информация может привести к непра-вильному пониманию или принятию неправильных решений. Информация полна, .если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Совокупность больших сложных человеко-машинных ин-формационных систем является важнейшей составляющей ин-фраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов жизнедеятельности. Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и производством, информация в отличие от других видов ресурсов, в частности природных ресурсов, не убывает со временем, а наоборот, ее объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений. Информация, .которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми.
В технологии обработки первичные сведения о производственных и хозяйственных операциях, людях, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация — продукта труда; она используется для анализа и принятия управленческих решений. Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей. Для экономической информации характерны: • большие объемы; • многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); • многообразие ее источников и потребителей; • значительный удельный вес логических операций при ее об-работке. Эти свойства экономической информации предопределяют на-учно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации. Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на: • реквизиты; • показатели; • документы. Элементарными неделимыми единицами экономической ин-формации являются реквизиты, выражающие определенные свойства объекта. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качест-венные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явлений, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом. Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель. На основе показателей строятся документы. Документы, ис-пользуемые в процессе управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию. При проектировании автоматизированной обработки информации важное значение имеет изучение ее элементов в трех основных аспектах: прагматическом, семантическом и синтактическом.
Информация о работе Контрольная работа по "Информационные технологиям в экономике"