Контрольная работа по "Информационные технологиям в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение информационных процессов на предприятиях. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены:
- особенности информационных процессов на предприятиях,
- проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере,
- методика информационного обследования предприятия.

Содержание работы

Введение
Информационные процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.
Информационные технологии в бухгалтерском учете. Информационное и программное обеспечение. Технологический процесс учетных операций.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 78.06 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пензенская  ГСХА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по информационным технологиям в  экономике

 

 

 

Выполнил Ильина Н В

Проверил Суворова Е В

Дата сдачи

 

 

 

Пенза 2013 г

 

Содержание

Введение

Информационные процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.

Информационные технологии в бухгалтерском учете. Информационное и программное обеспечение. Технологический  процесс учетных операций.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все более актуальным становится исследование информационного общества, информатизации и ее последствий, решение методологических проблем информатизации.  
Необходимость и важность подобных исследований определяется рядом факторов.  
Во-первых, информация в современном обществе является определяющей категорией в экономическом развитии. Информация, знания выходят на первое место в системе общественных ценностей, а их приобретение становится основной задачей общества. В связи с этим информатизация как основной механизм перехода к информационному обществу сегодня становится предметом исследований самого широкого круга специалистов.  
Во-вторых, информатизация общества приводит к изменению социальных связей и отношений между людьми. Создание и развитие компьютерных коммуникаций вызывает изменение коммуникационных процессов в обществе, характера коммуникационных взаимодействий.  
В-третьих, внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей. Все более погружаясь в виртуальные и реальные компьютерные миры, человек сталкивается с необходимостью изменения стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.  
Целью данной работы является изучение информационных процессов на предприятиях. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены:  
- особенности информационных процессов на предприятиях,  
- проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере,  
- методика информационного обследования предприятия.

Информационные  процессы в экономике. Информационный ресурс- основа информации экономической деятельности.

Особенности информационных процессов на предприятиях  
Информация – это определенным образом сгруппированные сведения относительно объекта исследования. Объектом исследования экономической информации является хозяйственная деятельность предприятия.  
Экономическая информация должна отвечать следующим требованиям:  
- достоверность – правильность отражения экономической сущности,  
- своевременность, по возможности немедленность,  
- системность, которая позволяет получать информацию, дающую возможность детально рассмотреть любую результатную информацию, проанализировать ее составляющие,  
-экономичность,  
- оптимальность объема информации, т.е. оптимальная значимость самих данных.  
Особенностями экономической информации являются:[1]  
- дискретность

 –непрерывность      во времени,  
- выражение экономических данных через систему натурально-стоимостных характеристик,  
- значительно число постоянных или редко меняющихся данных многократно используемых,  
- несложные алгоритмы обработки, большое число группировок,  
- юридическая доказуемость экономической информации обеспечивается фиксацией экономических данных на материальные носители,  
- защита и конфиденциальность экономической информации.  
Структурой экономической информации является ее строение. Существует два подхода к определению структуры экономической информации:  
- физический подход, где признаком структурного построения информации выступают различные носители информации, которые позволяют по-разному интерпретировать информацию;  
- логический подход, где структурным элементом информации выступает единица, имеющая определенный смысл. Такой структурной единицей является реквизит – логически неделимый элемент, имеющий определенное смысловое содержание (слова, числовые значения). В зависимости от типа характеристики объекта (характеристика количественная или качественная) различают реквизиты-основания и реквизиты-признаки.  
Реквизиты-основания дают количественную оценку объекту (сумма, количество, цена), используются при арифметической обработке информации.  
Реквизиты-признаки дают качественную характеристику объекту (номер работника, название товара, номер товара) и используются при логической обработке информации (поиск, группировка, сортировка).  
Совокупность реквизитов-признаков и реквизитов-оснований образует показатель, структура которого может быть простой или сложной. Сложные показатели включают реквизиты-признаки и реквизит-основание и классифицируются:  
1. по состоянию показателя на:  
- статистические, которые дают характеристику объекта на определенное время. Например, численность работающих на определенную дату;  
- динамические, которые дают характеристику в движении. Примером могут быть динамика численности работников, динамика основных средств  
2. по стабильности показателя на:  
- постоянные в течение определенного промежутка времени;  
- переменные, которые меняются каждый день.  
Совокупность только реквизитов-признаков образует сообщение.  
Совокупность реквизитов либо показателей, либо признаков, имеющих одну форму «название», но разное содержание, называют массивом. Примером массива может служить поступление денег в кассу за месяц. В структуре массива есть подмассивы, которые являются частью массива, отобранной по определенным значениям (пример, поступление денег в кассу по корреспондирующим счетам).  
Совокупность массивов образует набор, который позволяет описать информационную систему объекта.  
Совокупность массивов относительно конкретного вида расчетов – это информационный поток.  
Информационная система – совокупность информационных потоков, относительно объекта управления или какой-либо части[2] (пример, информационная система отдела бухгалтерии.)  
Информационный процесс можно разделить на следующие информационные процедуры, которые являются совокупностями однородных операций, связанных с воздействием на информацию:  
1. сбор и регистрация информации (количественное измерение информации и ее регистрация на материальный носитель);  
2. передача связана с многоадресностью потребителей информации;  
3. хранение объясняется многократностью и длительностью использования информации и разрывом во времени между ее получением и обработкой. Используются технические носители информации и организуются специальные методы хранения информации (автоматические банки данных, базы знаний и т д   
4. обработка, которая бывает арифметической (расчеты) и логической (выборка, сортировка, поиск)

5. использование, т.е. применение  информации по назначению;  
6. принятие решений. Эта процедура связана с тем, что система предлагает несколько вариантов принятия решений, а пользователь из множества решений выбирает наиболее приемлемое, подразумевающее минимальные материальные, трудовые и стоимостные затраты.

Проблемы внедрения  информационных технологий в гуманитарной сфере  
Одним из важнейших достижений современной цивилизации на пороге третьего тысячелетия являлось повсеместное и широкое внедрение информационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и средств связи, во все сферы жизни общества. Наиболее впечатляющие успехи в этой области наблюдаются в отраслях гуманитарных наук (истории, археологии, лингвистике и др.), образования и культуры, где традиционно уже на протяжении многих тысяч лет технические средства, как воплощение инженерно-технических знаний применялись в весьма ограниченных масштабах.  
Информационные технологии – это системным образом организованная совокупность методов и средств реализации операция: сбора, регистрации, накопления, передачи, поиска обработки и защиты информации на базе применения современных технических средств.[3]  
Основной целью информационных технологий является производством информации для ее анализа человеком и принятием на его основе управленческих решений.  
Информационная технология как всякая система состоит из ряда элементов – базы знаний (база данных и прикладное программное обеспечение), информационно-технологических процессов, модели предметной области и опорной технологии (аппаратные средства и системное и инструментальное программное обеспечение).  
В качестве примера современных информационных технологий можно сказать назвать информационно-вычислительные сети, которые представляют собой аппаратные средства, программы, банки данных и др. а так же люди, включенные в этот комплекс технических ресурсов. Создание этих сетей обусловлено всей логикой исторического развития компьютеров, нацеленной на хранение всех человеческих знаний. Как новые средства социальной коммуникации информационно-вычислительные сети получили большое развитие и обеспечивают развитие общения между учеными и научными коллективами.  
Примером современных информационных технологий являются также экспертные системы. Они появились в результате исследований логики человеческого мышления, анализа возможностей этого мышления и других интеллектуальных процессов, а так же программного обеспечения компьютерных систем. В экспертных системах функционирует база знаний и решатель. База знаний представляет собой модель экспертных знаний – знаний специалистов в данной предметной области. В решателе собираются логические операции, с помощью которых устанавливаются связи между профессиональными знаниями экспертов и реальными ситуациями. Подобные системы способны принимать решения, вступать в общение с пользователем, объяснять принимаемые решения и содержат в информационном массиве практически всю известную в заданной области информацию, знания и опыт специалистов. Таким образом, в экспертных системах сделана попытка заменить высококвалифицированного специалиста компьютером. Определенный интерес представляет применение экспертных систем при создании проблемно-ориентированных баз данных и организации автоматизированного поиска нужных сведений. Весьма перспективно применение экспертных систем для анализа научно-технической информации и ее аналитической обработки, а так же поиска технических решений.  
В настоящее время многие ученые и педагоги-практики сосредоточились на решении проблемы внедрения современных информационных технологий в сферу гуманитарных исследований и образования. Процесс этот необходимо начинать как можно раньше - со студенческой скамьи, а, возможно, и в старших классах средних учебных заведений гуманитарной ориентации. Для формирующегося поколения специалистов использование электронных документов, телекоммуникационных систем и т.п. технологий должно быть столь же естественным, как для их предшественников работа с информацией, записанной на традиционных носителях. Добиться этой естественности поможет их погружение на этапе обучения в особую среду, основанную на активном использовании новых информационных технологий. Подобные среды создаются в результате активного взаимодействия, сотворчества обучающего и обучаемых, с учетом их личностных качеств, интересов, профессиональной готовности и ряд других параметров. Данные среды принято называть дидактическими компьютерными средами (ДКС)[4]. Их особенности, состав, принципы построения детально разработаны А.В. Петровым, А.М. Коротковым, Е.А. Локтюшиной и рядом других исследователей.  
Выделяют особую группу ДКС, специально предназначенную для подготовки специалиста-гуманитария. Основное их назначение - обеспечение свободного доступа к информации, предоставление инструментов для ее получения, обработки, хранения и использования, а также создание условий для самореализации, творческой деятельности в избранной области и презентации результатов интеллектуального труда. Отвечая в целом общим параметрам ДКС, они имеют и ряд характерных особенностей.  
В то же время, в системе образования сложилась ситуация, когда в области гуманитарной информатики нет специалистов. В России лишь начинаются фундаментальные исследования в области информатизации социальной сферы, практически не изучаются закономерности развития информационного общества, не исследуется в историческом развитии и философском осмыслении понятие информационная культура. И это обстоятельство, прежде всего, сказывается на образовании. Техническое совершенство в области информационных технологий сводится практически на "нет" в отсутствие соответствующих педагогических средств. А создать такие средства можно только на основе новых методологических принципов из области гуманитарных наук.[5]  
Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как науку, определяющую во всех отношениях развитие современного общества. Необходимо создать систему подготовки кадров - специалистов в области гуманитарной информатики, как науки, изучающей закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества, и самой информатизации как социального явления. Необходима организация и постановка научных исследований в области информатизации путем объединения усилий специалистов в различных гуманитарных областях и в области информатики.  
Решение проблем современного гуманитарного образования связано с построением концепции гуманитарного образования в информационном обществе, обоснованием информатизации как нового качества системы образования в информационном обществе, а также с разработкой концепции гуманитарной информатики как междисциплинарной науки, направленной на развитие личности в условиях информационного общества. Конкретный механизм решения этих проблем заключается в создании в университетах кафедр гуманитарных проблем информатики, что позволит развивать новое направление в образовании, создавать современное научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательных программ. Это будет являться одной из форм реализации научно-образовательной модели гуманитарного образования в условиях информационного общества.

Информационный  ресурс- основа информации экономической деятельности.

В период информатизации общества формирование и производство информации становится важнейшим для ее полноценного применения. Понятие «информация» произошло от латинского слова «тйгтайо», что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности. Информацию как продукт производства и применения отличает прежде всего предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов. Предметом дальнейшего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой яв-ляются: • достоверность и полнота; • ценность и актуальность; • ясность и понятность. Информация достоверна, если она не искажает истинное поло-жение дел. Недостоверная информация может привести к непра-вильному пониманию или принятию неправильных решений. Информация полна, .если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Совокупность больших сложных человеко-машинных ин-формационных систем является важнейшей составляющей ин-фраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов жизнедеятельности. Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и производством, информация в отличие от других видов ресурсов, в частности природных ресурсов, не убывает со временем, а наоборот, ее объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений. Информация, .которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми.

В технологии обработки первичные  сведения о производственных и хозяйственных  операциях, людях, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров  выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация — продукта труда; она используется для анализа и принятия управленческих решений. Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей. Для экономической информации характерны: • большие объемы; • многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); • многообразие ее источников и потребителей; • значительный удельный вес логических операций при ее об-работке. Эти свойства экономической информации предопределяют на-учно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации. Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на: • реквизиты; • показатели; • документы. Элементарными неделимыми единицами экономической ин-формации являются реквизиты, выражающие определенные свойства объекта. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качест-венные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явлений, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом. Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель. На основе показателей строятся документы. Документы, ис-пользуемые в процессе управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию. При проектировании автоматизированной обработки информации важное значение имеет изучение ее элементов в трех основных аспектах: прагматическом, семантическом и синтактическом.

Информация о работе Контрольная работа по "Информационные технологиям в экономике"