Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:24, контрольная работа
Для информатики как технической науки понятие информации не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств.
Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе.
Конспект 1. Виды информационных процессов 3
Конспект 2. Системы, компоненты. Состояние и взаимодействие компонентов 9
Конспект 3. Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. 13
Конспект 4. Составление информационной модели объекта 17
Конспект 5. Понятие систем счисления 19
Конспект 6. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структкра. Образовательные информационные ресурсы. 22
Конспект 7. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологический требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. 26
Конспект 8. Понятие о настольных издательских системах. 30
Конспект 9. Правила создания компьютерных публикаций 32
Конспект10. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы. 36
Конспект 11. Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. 41
Конспект 12. Элементы теории алгоритмов 45
Конспект 13. Языки программирования. Типы данных. 49
Конспект 14. Основные этапы разработки программ 54
Конспект 15. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей 61
Информационный объект, «отчужденный» от объекта-оригинала, можно хранить на различных материальных носителях: бумага, магнитные, электронные, лазерные и другие носители информации.
С информационными объектами, зафиксированными на материальном носителе, можно производить те же действия, что и с информацией при работе на компьютере: вводить их, хранить, обрабатывать, передавать. Однако технология работы с информационными объектами будет несколько иная, нежели с информационными моделями. Создавая информационную модель, мы определяли цель моделирования и в соответствии с ней выделяли существенные признаки, делая акцент на исследовании. В случае с информационным объектом мы имеем дело с более простой технологией, так как никакого исследования проводить не надо. Здесь вполне достаточно традиционных этапов переработки информации: ввода, хранения, обработки, передачи.
При работе с информационными объектами
большую роль играет компьютер. Используя
возможности, которые предоставляют
пользователю офисные технологии, можно
создавать разнообразные
Довольно часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация представлена в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и рисунки, и таблицы, и формулы, и многое другое.
Для создания составных документов
используются программные среды, в
которых предусмотрена
Другими примерами сложных
Конспект 5. Понятие систем счисления2
Система счисления – это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Количество цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием системы счисления. Основание системы записывается в справа числа в нижнем индексе: ; ; и т.д.
Различают два типа систем счисления:
Примером непозиционной системы счисления является римская: числа IX, IV, XV и т.д. Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая повседневно.
Любое целое число в позиционной системе можно записать в форме многочлена:
где S - основание системы счисления; - цифры числа, записанного в данной системе счисления; n – количество разрядов числа.
Римская система счисления является непозиционной системой. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква - V пять, X - десять, L - пятьдесят, C - сто, D - пятьсот, M - тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV. При записи чисел в римской системе счисления значением числа является алгебраическая сумма цифр, в него входящих. При этом цифры в записи числа следуют, как правило, в порядке убывания их значений, и не разрешается записывать рядом более трех одинаковых цифр. В том случае, когда за цифрой с большим значением следует цифра с меньшим, ее вклад в значение числа в целом является отрицательным.
Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.
Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли.
Десятичная система использует десять цифр - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы «+» и «-» для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.
В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание – число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры – 0 и 1. Двоичная система счисления была придумана математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в ХVII - ХIХ веках.
Всеобщее внимание к этой системе привлекла статья немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница, опубликованная в 1703 г. В ней пояснялись двоичные операции сложения, вычитания, умножения и деления. Лейбниц не рекомендовал использовать эту систему для практических вычислений, но подчёркивал её важность для теоретических исследований. Со временем двоичная система счисления становится хорошо известной и получает развитие.
Выбор двоичной системы для применения в вычислительной технике объясняется тем, что электронные элементы – триггеры, из которых состоят микросхемы ЭВМ, могут находиться только в двух рабочих состояниях.
С помощью двоичной системы
кодирования можно
Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для человека: числа получаются длинными и их трудно записывать и запоминать. Конечно, можно перевести число в десятичную систему и записывать в таком виде, а потом, когда понадобится перевести обратно, но все эти переводы трудоёмки. Поэтому применяются системы счисления, родственные двоичной - восьмеричная и шестнадцатеричная. Для записи чисел в этих системах требуется соответственно 8 и 16 цифр. В 16-теричной первые 10 цифр общие, а дальше используют заглавные латинские буквы. Шестнадцатеричная цифра A соответствует десятеричному числу 10, шестнадцатеричная B - десятичному числу 11 и т.д. Использование этих систем объясняется тем, что переход к записи числа в любой из этих систем от его двоичной записи очень прост. Ниже приведена таблица соответствия чисел, записанных в разных системах.
Конспект 6. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структкра. Образовательные информационные ресурсы.3
Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.
Человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т.д.
Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах – обработка и целенаправленное преобразование информации – осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе.
Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.
Выходом из создавшейся
ситуации явилось изобретение
Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение: сетевое оборудование, модемы, кабели, сетевые адаптеры; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны; записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.); полиграфическое оборудование; цифровые музыкальные студии; медицинское оборудование для УЗИ и томографии; сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках; ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер; плоттеры и различные принтеры; мультимедийные проекторы; флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах; мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):
Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Компьютеры в производстве
используются на всех этапах: от конструирования
отдельных деталей изделия, его
дизайна до сборки и продажи. Система
автоматизированного
Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.
Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.
Таблица. Применение технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности
Область деятельности |
Профессия |
Технические средства |
Информационные ресурсы |
Средства массовой информации |
Журналисты |
Телевидение, радио, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Интернет, электронная почта, библиотеки, архивы |
Почта, телеграф, телефония |
Служащие, инженеры |
Телеграф, телефон, компьютерные сети |
Базы данных |
Наука |
Ученые |
Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет |
Техника |
Инженеры |
Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Системы автоматизированного проектиров |
Управление |
Менеджеры |
Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Базы данных, экспертные системы |
Образование |
Преподаватели |
Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, Интернет |
Искусство |
Писатели, художники, музыканты, дизайнеры |
Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, музеи, Интернет |
Информация о работе Контрольная работа по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям»