Контрольная работа по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Для информатики как технической науки понятие информации не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств.
Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе.

Содержание работы

Конспект 1. Виды информационных процессов 3
Конспект 2. Системы, компоненты. Состояние и взаимодействие компонентов 9
Конспект 3. Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. 13
Конспект 4. Составление информационной модели объекта 17
Конспект 5. Понятие систем счисления 19
Конспект 6. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структкра. Образовательные информационные ресурсы. 22
Конспект 7. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологический требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. 26
Конспект 8. Понятие о настольных издательских системах. 30
Конспект 9. Правила создания компьютерных публикаций 32
Конспект10. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы. 36
Конспект 11. Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. 41
Конспект 12. Элементы теории алгоритмов 45
Конспект 13. Языки программирования. Типы данных. 49
Конспект 14. Основные этапы разработки программ 54
Конспект 15. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей 61

Файлы: 1 файл

Информатика.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Информационный объект, «отчужденный» от объекта-оригинала, можно хранить на различных материальных носителях: бумага, магнитные, электронные, лазерные и другие носители информации.

С информационными объектами, зафиксированными на материальном носителе, можно производить  те же действия, что и с информацией при работе на компьютере: вводить их, хранить, обрабатывать, передавать. Однако технология работы с информационными объектами будет несколько иная, нежели с информационными моделями. Создавая информационную модель, мы определяли цель моделирования и в соответствии с ней выделяли существенные признаки, делая акцент на исследовании. В случае с информационным объектом мы имеем дело с более простой технологией, так как никакого исследования проводить не надо. Здесь вполне достаточно традиционных этапов переработки информации: ввода, хранения, обработки, передачи.

При работе с информационными объектами  большую роль играет компьютер. Используя  возможности, которые предоставляют  пользователю офисные технологии, можно  создавать разнообразные профессиональные компьютерные документы, которые будут являться разновидностями информационных объектов. Все, что создается в компьютерных средах, будет являться информационным объектом.

Довольно часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация представлена в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и рисунки, и таблицы, и формулы, и многое другое.

Для создания составных документов используются программные среды, в  которых предусмотрена возможность  представления информации в разных формах.

Другими примерами сложных информационных объектов могут служить создаваемые  на компьютере презентации и гипертекстовые документы.

 

Конспект 5. Понятие систем счисления2

Система счисления – это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Количество цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием системы счисления. Основание системы записывается в справа числа в нижнем индексе: ; ; и т.д.

Различают два типа систем счисления:

  • позиционные, когда значение каждой цифры числа определяется ее позицией в записи числа;
  • непозиционные, когда значение цифры в числе не зависит от ее места в записи числа.

Примером непозиционной  системы счисления является римская: числа IX, IV, XV и т.д. Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая повседневно.

Любое целое число в позиционной  системе можно записать в форме  многочлена:

где S - основание системы счисления; - цифры числа, записанного в данной системе счисления; n – количество разрядов числа.

Римская система счисления является непозиционной системой. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква - V пять, X - десять, L - пятьдесят, C - сто, D - пятьсот, M - тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV. При записи чисел в римской системе счисления значением числа является алгебраическая сумма цифр, в него входящих. При этом цифры в записи числа следуют, как правило, в порядке убывания их значений, и не разрешается записывать рядом более трех одинаковых цифр. В том случае, когда за цифрой с большим значением следует цифра с меньшим, ее вклад в значение числа в целом является отрицательным.

Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.

Десятичная система  счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли.

Десятичная система  использует десять цифр - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы «+» и «-» для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.

В вычислительных машинах  используется двоичная система счисления, её основание – число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры – 0 и 1. Двоичная система счисления была придумана  математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в ХVII - ХIХ веках.

Всеобщее внимание к  этой системе привлекла статья немецкого  математика Готфрида Вильгельма Лейбница, опубликованная в 1703 г. В ней пояснялись двоичные операции сложения, вычитания, умножения и деления. Лейбниц не рекомендовал использовать эту систему для практических вычислений, но подчёркивал её важность для теоретических исследований. Со временем двоичная система счисления становится хорошо известной и получает развитие.

Выбор двоичной системы  для применения в вычислительной технике объясняется тем, что  электронные элементы – триггеры, из которых состоят микросхемы ЭВМ, могут находиться только в двух рабочих состояниях.

С помощью двоичной системы  кодирования можно зафиксировать  любые данные и знания. Это легко  понять, если вспомнить принцип кодирования  и передачи информации с помощью  азбуки Морзе. Телеграфист, используя  только два символа этой азбуки - точки и тире, может передать практически любой текст.

Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для  человека: числа получаются длинными и их трудно записывать и запоминать. Конечно, можно перевести число  в десятичную систему и записывать в таком виде, а потом, когда понадобится перевести обратно, но все эти переводы трудоёмки. Поэтому применяются системы счисления, родственные двоичной - восьмеричная и шестнадцатеричная. Для записи чисел в этих системах требуется соответственно 8 и 16 цифр. В 16-теричной первые 10 цифр общие, а дальше используют заглавные латинские буквы. Шестнадцатеричная цифра A соответствует десятеричному числу 10, шестнадцатеричная B - десятичному числу 11 и т.д. Использование этих систем объясняется тем, что переход к записи числа в любой из этих систем от его двоичной записи очень прост. Ниже приведена таблица соответствия чисел, записанных в разных системах.

 

Конспект 6. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).  Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структкра. Образовательные информационные ресурсы.3

Информационная  деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Все люди в своей жизни  занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото и видеоархивы, разговаривают  по телефону, решают задачи, разгадывают  кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.

Человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т.д.

Постоянно рос и объем  человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей  и других письменных документов. Появилась  необходимость создания специальных  хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало  все новые средства и способы  сбора (запись звуковой информации с  помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах – обработка и целенаправленное преобразование информации – осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей  лавине. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе.

Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

Выходом из создавшейся  ситуации явилось изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

Но к современным  техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение: сетевое оборудование, модемы, кабели, сетевые адаптеры; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны; записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.); полиграфическое оборудование; цифровые музыкальные студии; медицинское оборудование для УЗИ и томографии; сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках; ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер; плоттеры и различные принтеры; мультимедийные проекторы; флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах; мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров  существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);
  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;
  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.)

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования  отдельных деталей изделия, его  дизайна до сборки и продажи. Система  автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим.

Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

 

 

 

Таблица. Применение технических  средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности

Область деятельности

Профессия

Технические средства

Информационные ресурсы

Средства массовой информации

Журналисты

Телевидение, радио, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Интернет, электронная  почта, библиотеки, архивы

Почта, телеграф, телефония

Служащие, инженеры

Телеграф, телефон, компьютерные сети

Базы данных

Наука

Ученые

Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет

Техника

Инженеры

Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Системы автоматизированного проектирования (САПР), библиотеки, патенты, базы данных, экспертные системы, Интернет

Управление

Менеджеры

Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Базы данных, экспертные системы

Образование

Преподаватели

Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Библиотеки, Интернет

Искусство

Писатели, художники, музыканты, дизайнеры

Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети

Библиотеки, музеи, Интернет

Информация о работе Контрольная работа по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям»