Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 03:05, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Автоматизированное рабочее место банкира"
Тема 1. Автоматизированные информационные технологии
в финансово-кредитных организациях
1. Информация как объект исследования и её роль в управлении
2. Автоматизированные
системы управления в
2.1 Организационно-экономические системы как предмет автоматизации
2.2 Понятие программно-
3 Характеристика комплексной информационной системы
1 Информация как объект исследования и её роль в управлении
Под данными обычно понимают информацию, представленную в конкретных формах, которые адекватны возможным (ожидаемым) процессам ее обработки.
Информация в качестве
самостоятельного объекта исследования
стала рассматриваться
Основополагающей предпосылкой,
определившей выделение кибернетики
в отдельное направление
Принципиальным моментом для общекибернетических теорий стало определение термина "управление".
Управление – это функция организованных систем различной природы (технических, биологических или социальных), направленная на реализацию их целевых установок и поддержание внутренней присущей им структуры. Информация, используемая для принятия управленческих решений на всех уровнях, весьма разнообразна по своему содержанию.
C точки зрения кибернетики,
управление разделяется на
Недооценка роли обработки информации ведет к принятию волевых решений, их меньшей обоснованности и взаимной увязке. А это, в свою очередь, ведет к большим потерям и снижению эффективности работы организации. В современных условиях повышаются требования к обоснованности и согласованности принятия решений. Поэтому обработка информации требует все больших внимания и затрат. Совершенствование методов обработки является важным фактором улучшения управления. Повышение роли информации, обусловленное научно-техническим прогрессом, характерно для любых управленческих задач, как в управлении предприятиями, так и в государственном и муниципальном управлении. Менеджеры крупных фирм рассматривают автоматизацию обработки информации как ключ к коренным преобразованиям в методах управления фирмой. Информация считается таким же важным ресурсом в фирме, как рабочая сила, производственное оборудование, материалы и денежные средства. Она заслуживает не меньшего внимания и нуждается в не менее обстоятельном планировании, чем остальные ресурсы. Не являясь, собственно, ни одним из этих ресурсов, информация служит инфраструктурой, соединительной тканью, определяющей эффект соединения этих ресурсов.
Необходимость участия человека отражает принципиальную невозможность полной формализации экономического управления и является признаком, отличающим автоматизированные системы от автоматических. Все технические средства в управлении применяются для обработки информации, а само решение принимает всегда человек. В автоматических системах управления обработка информации может заканчиваться выработкой управляющего сигнала без участия человека (например, в автоматизированных системах управления технологическими процессами – АСУ ТП), но это не является собственно экономическим управлением.
Совершенствование процессов обработки информации играет одну из ключевых ролей в комплексе мер по совершенствованию управления (хотя, конечно, далеко не исчерпывает их).
2 Автоматизированные системы
управления в финансово-
Долгое время автоматизация
финансово-кредитных
Необходимость в электронной обработке документов удовлетворялась применением функциональных пакетов (редакторов текста и электронных таблиц) и интегрированных пакетов программ Microsoft Office, Perfect Office, Lotus Smart Suite. Эти средства не справлялись с управлением огромными потоками бумажных и электронных документов, циркулирующих как внутри одной организации, так и между ними.
Развитие информационных технологий привело к появлению методов и средств, обеспечивающих интегрированные решения по оснащению учреждения и его подразделений, позволяющих автоматизировать ручные операции, поиск, передачу документов и контроль исполнения.
По масштабам применения современные автоматизированные системы подразделяются на три основных класса:
1). Настольные – для работы одного человека. К ним следует отнести Автоматизированное Рабочее Место (АРМ) работника организации. Внедрение таких программ не вызывает особых трудностей и для хороших систем может исчисляться днями.
Основные проблемы возникают при объединении информации с разных участков учета – так как рабочие данные специалистов хранятся на разных компьютерах, и возникает много несогласований. Например, один и тот же объект (материал, товар, изделие) на разных АРМах может иметь разные коды.
2). Офисные – для работы отдела. К такого рода системам следует отнести сетевые бухгалтерские программы, программы автоматизации торгового зала, сетевые складские программы и так далее Сотрудники всего отдела могут одновременно работать с единой базой данных, выполняя отдельную функцию управления организацией. Внедрение систем этого класса значительно сложнее настольных: требуется упорядочение плана счетов, составление общего справочника поставщиков и потребителей, настройка на учетную политику организации, обучение персонала и так далее
Офисные системы – одна из наиболее традиционных областей применения информационных технологий во всем мире. Однако современный момент в России накладывает свой весьма характерный отпечаток и на эту вроде бы типовую отрасль информационных технологий. Прежде всего, это вызвано нашим весьма динамичным стилем жизни, когда завтра все оказывается совсем не так, как было вчера. Причем меняются не только направление и масштаб деятельности фирмы, но и все всяческие правила игры, будь то правила ведения бухгалтерской документации, банковские атрибуты или налоговое законодательство. В таких условиях заказ системы "под ключ" или закупка готовой системы редко позволяет руководству фирмы чувствовать себя достаточно уверенно. С другой стороны, содержание большой группы программистов, которая бы могла за требуемое время (практически это значит "вчера") обновить программное обеспечение и приспособить его к новым "правилам игры", а также обучить непосредственных пользователей работе с ним весьма накладно даже для многих весьма преуспевающих фирм.
Современный путь решения
подобных проблем должен сочетать разработку
достаточно гибкого и универсального
ядра проекта, определение необходимых
индивидуальных особенностей проекта
и максимально
3). Корпоративные –
для работы целой организации
или даже нескольких
2.1 Организационно-экономические
системы как предмет
Традиционный подход
к рассмотрению автоматизации организационно-
Сложную организационно-экономическую
систему (ОЭС) по возможностям автоматизации,
а также применяемым методам,
программным и техническим
В общем случае к области
принятия решений относятся все
необходимые в механизме
Таким образом, ОЭС представляется
в виде некоторой сложной сети
взаимосвязанных
На ранних этапах применения вычислительной техники в управлении организационно-экономическими объектами особо выделялась область принятия решений, чему способствовал не только сам факт использования ЭВМ, но и параллельный с внедрением и совершенствованием технических средств процесс появления и развития совершенно новых (и для определенного класса задач очень эффективных) методов оптимального управления и исследования операций. Однако, довольно скоро выяснилось, что проблема состоит не только в том, что процессы в области принятия решений не поддаются автоматизации, но и в том, что даже сравнительно простые в интеллектуальном отношении операции обработки данных требуют все больших усилий и все больших затрат на создание и совершенствование программных и технических средств.
Если основу ОЭС составляет документопоток, то предметом автоматизации становится сама система управления документами, обеспечивающая доставку документов в нужный узел, и контроль выполнения работ. Эти процессы достаточно хорошо формализуемы и представлены на рынке рядом программных продуктов. В результате внедрения подобных систем можно ожидать получения ряда преимуществ:
1) удобную и комфортную
среду для работы
3) возможность организовать совместную работу сотрудников над документами; 4) единое информационное хранилище документов;
5) быстрый и надежный
доступ к информации, в соответствии
с правами пользователей; 6) услуги
электронной почты и внешних
сетей передачи данных
7) полное отсутствие
потерянных документов; 8) возможность
контроля исполнительской
9) мгновенное уведомление
пользователя обо всех
11) снижение сроков
исполнения конкретного
12) сохранение всех ранее сделанных инвестиций;
13) возможность встраивания
любых новых приложений для
работы с документами,
2.2 Понятие программно-технической среды
Практика автоматизации
Информация о работе Лекции по дисциплине "Автоматизированное рабочее место банкира"